Библиографическое описание:

Егорова Е. П. Особенности обучения дошкольников искусству оригами // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 19-21.



Детям младшего дошкольного возраста сложно воспринимать такие определения, как угол, сторона, центр, диагональ, вершина. Поэтому для успешного овладения складыванием бумаги в технике оригами разработаны следующие приёмы: на углах квадрата, которые будут совмещены, рисуются бабочка и цветок (жук и листок). Ребёнку предлагается аккуратно взять уголок, на котором изображена бабочка и «посадить» её на цветок. Когда бабочка «сядет» на цветок, для того, чтобы она «не улетела» нужно пальчиком левой руки удерживать совмещённые уголки, а ноготком большого пальца левой руки прогладить полученную складку. Таким образом, ребёнок осваивает первый важнейший приём складывания квадрата по диагонали. Как правило, даже дети, имеющие недостаточно развитую мелкую моторику пальцев, успешно справляются с поставленной задачей. Успешность, доступность вдохновляют ребёнка, стимулируют продолжать осваивать новые приёмы складывания бумаги.

Также оригами можно использовать в театрализованной деятельности. Фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать такие художественные произведения: «Федорино горе», «Крокодил» К.Чуковского, сказок «Колобок», «Репка», «Заячья избушка», «Теремок» и другие. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы. Персонажи, выполненные в технике оригами, используются в разных видах театра: театр на палочках, с использованием фланелеграфа, театр на магнитах. Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги, проявляют инициативу, если требуется ремонт или замена героя.

Оригами используют в обучении пространственным отношениям. Основная форма, используемая в оригами — это квадрат. Квадрат не только геометрическая фигура, но и эталон, имеющий постоянные характеристики. Во время изготовления поделки из бумаги детям надо давать чёткие конкретные указания: возьмите правый нижний угол и наложите его на левый верхний, приложите нижнюю сторону к верхней и т. д. Понимание и владение подобными инструкциями развивают умение ребёнка ориентироваться на плоскости, в окружающем. Умение детей ориентироваться на плоскости посредством овладения оригами увеличивает эффективность обучения детей письму в клетке. Ведь клетка-это тот же квадрат. Для знакомства ребят с характеристиками квадрата можно использовать художественное слово.

Как же проводить занятия по оригами с детьми? Этот вопрос является одним из главных проблем. Наверняка, именно на этот вопрос желали бы найти ответ многие начинающие педагоги для преподавания оригами. Они хотели бы, заранее, знать о методических приёмах, облегчающих преподавание оригами детям. Однако единой методики, конечно, не существует, да, наверно, и не может быть. Существуют десятки различных приёмов, но все, в конечном счёте, зависит от способностей, таланта и личности педагога. Тем не менее, здесь представлено несколько практических советов, которые могут оказаться полезны:

 Работая с подготовительной группой, демонстрируйте только сам процесс складывания. Только немногие в этом возрасте способны работать со схемами.

 Работая с ребятами постарше, можно начать рисовать схемы на доске, или предложить им работать по учебнику.

 Дети в третьем-четвертом классе могут начать перерисовывать ваши чертежи себе в альбом, если у них нет учебников.

 Демонстрируйте складывание с помощью большого квадрата, который должен быть с одной стороны цветной, с другой — белый. Он должен быть хорошо виден из любой точки.

 Постепенно приучайте ребят к условным знакам и схемам. Если вы работаете с детьми подготовительной группы, сначала изредка чертите на доске отдельные рисунки, а затем полностью вычертите несколько схем складывания, дополняя чертежи демонстрацией на руках и комментируя словами. Если ваши ребята постарше, можно с первого же занятия приучать их к схемам на доске или в учебнике.

 Просите ребят дома складывать и вклеивать в альбом базовые формы и плоские изделия, с которыми вы их познакомили на занятии.

 Чертите или демонстрируйте следующий этап только после того, как все ваши дети справятся с предыдущим шагом. Просите ребят показывать вам свои фигурки, поднимая их кверху. Помогайте отстающим.

 Чертя изделия, старайтесь работать с цветными мелками. Белый цвет обозначает контуры фигурки и уже намеченные линии, два других любых цвета — линии «горы» и «долины».

 Будьте всегда готовы максимально точно и ясно прокомментировать все свои действия словами и всегда делайте это. Никогда не говорите просто «делаем так, как я».

 Изредка играйте «в молчанку» — молча, чертите на доске серию последовательных рисунков, по которым ребята сами, без ваших комментариев, должны сложить изделие. В конце подобной игры попросите поднять кверху получившиеся изделия.

 Познакомив ребят с очередной фигуркой, попросите их сложить её снова самостоятельно или только с помощью ваших словесных комментариев. Такой прием развивает зрительную и мышечную память.

Этапы обучения оригами:

 вначале обучения используется метод словесного объяснения. Объясняется последовательность складывания и показывается несколько раз. Затем предлагается детям сделать это самим, педагогом оказывается индивидуальная помощь.

 после этого можно детей познакомить с простейшими чертежами, научить читать их и работать по чертежам самостоятельно.

 постепенно происходит переход от простого к сложному. Усложняются виды сгибания, для одной поделки берутся два квадрата разного цвета.

 когда ребята освоят приемы сгибания, можно предложить им стать изобретателями. Может быть, они смогут изобрести свою поделку.

При обучении оригами необходимо давать воспитанникам больше самостоятельности. Не надо навязывать свои приемы украшения поделки. Иногда ребята могут сделать это лучше и оригинальнее.

Если дети раньше делали отдельные поделки, то в дальнейшем им можно предложить сделать различные сюжетные композиции из знакомых фигур. Например, “Бабочки на лугу”, “Аквариум”. Выполнять работу воспитанники могут, пользуясь чертежами.

Не надо принуждать прямо воспитанников к деятельности, надо использовать приемы, способствующие проявлению положительной мотивации и развитию интереса к творческому процессу.

Определенные действия, «провоцирующие к творческой деятельности»:

 «забываю» как складывается бумажная игрушка;

 «ошибаюсь» при составлении силуэта из набора геометрических фигур;

 «сомневаюсь», размышляя вслух о том, как лучше поступить, советуясь с детьми.

В работе с дошколятами для усвоения материала используются элементы игровой технологии Е. С. Кострюковой, где все условные обозначения в оригами имеют свои простые названия:

 сторона квадрата — «сестра»;

 угол — «брат»;

 диагонали и сгибы — «дорожки» и «тропинки» и т. д.

Следует также придерживаться таких правил, поддерживающих творческое начало:

  1. Поощрение ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют особого вреда окружающим (развитие собственного «я»);
  2. Не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему;
  3. Уважение точки зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была — не подавлять ее собственным мнением, т. к. ваше мнение будет порождать страх сделать что-то «не так», сказать «не так» (боязнь ошибиться);
  4. Творить и играть вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняться ролями;
  5. Не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка;
  6. Вносить разнообразие в занятия, использовать методические разработки, рекомендации, информационные материалы.

На занятии по оригами ребенок проявляет своё «я». Пробует себя в роли изобретателя. Пусть даже из всей небольшой группы один — два ребенка пытаются сложить что-то свое, это уже неплохо — соотношение явно больше, чем между исполнителями и сочинителями музыки.

Занятия оригами можно проводить, используя межпредметную связь с занятиями по окружающему миру (знакомство с животными и растительным миром), математики (изучение геометрических фигур — составные части конструкций), изобразительного искусства (подбор цвета, умение располагать фигуры в пространстве: ближе, дальше). Для малышей складывание несложной фигурки так же может быть прекрасной разминкой для пальцев в перерыве между утомительным писанием. Оригами поможет оформить комнату к празднику, сделать подарки для родителей. Особое место в руководстве изобразительной деятельностью занимают игровые приемы. Игровые приёмы — это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленных на обучение и развитие детей. Игровые приёмы оказывают влияние на эффективность обучения и развития детей на занятиях изобразительной деятельностью, формируют отношение детей к обучению, способствуют качественному освоению изобразительных учений и развитию творчества. Воздействие игровых приёмов осуществляется: во-первых, путем создания с их помощью мотивов, направляющих деятельность детей на выполнение поделки для каких-либо игровых персонажей.

Во-вторых, игровые приёмы могут создавать мотивы конкретных действий детей на занятиях по изобразительной деятельности (восприятие изображаемого предмета, показа воспитателем способов действия и др.), вызывая интерес к игровым персонажам и действиям с ними.

Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.

При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:

 от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;

 от возраста детей и их развития;

 от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.

Условия, необходимые для применения игровых приемов на занятиях по оригами:

  1. Содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. В противном случае интерес детей на занятии будет носить поверхностный сиюминутный характер.
  2. При разработке игровых приемов важно думать не только о содержании и логике игровых действий, но и о соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Игровой прием будет тем интереснее и эффективнее, чем разнообразнее по содержанию игровые действия.
  3. При разработке игровых приемов педагогу нужно знать ведущие мотивы игры, т. е. ту сферу действительности, которая интересует дошкольника: предметы и действия с ними; люди, их деятельность и отношения; события.
  4. Необходимо, чтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересованно (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль (соответственно содержанию изображаемой ситуации). При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот.
  5. Воспитателю необходимо помнить, что игру на занятии он использует не ради развлечения, а с целью руководства деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества. Поэтому игровые приемы обучения должны быть нацелены на решение конкретных задач занятия и соответствовать этим задачам.

Игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетическое развитие детей, повышают у дошкольников интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самостоятельные формы ее проявления, когда ребенок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать.

Литература:

1. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. — М.: Просвещение, 2002.-208с.

2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Для студентов средних педагогических учебных заведений. Изд. 3-е, испр. — М.: Академия, 1998.-272с.

3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов вузов.: М.: Академия, 2000.-344с.

4. Дементьева Л. Бумажная пластика и оригами // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 8. — С. 40.

5. Журнал «Оригами», № 1, 1998.

6. Комарова Т. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С. 74.

7. Косминская В. Б., Васильева Е. И., Халезова Н. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов.- М.: Просвещение, 1977. — 253с.

8. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. Изд.: Академия, 2002.-192с.

9. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Просвещение, 1973.-208с.

10. Сержантова Т. Б. Базовые формы оригами. — М.: Айрис-пресс, 2011.-160с.

11. Соколова Н. Г. Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники оригами. — М.: Айрис-Пресс, 2004.-56с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов