Интерактивные формы работы с педагогическими кадрами в дошкольном образовательном учреждении | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (7) апрель 2016 г.

Дата публикации: 15.03.2016

Статья просмотрена: 1224 раза

Библиографическое описание:

Штарева, Н. А. Интерактивные формы работы с педагогическими кадрами в дошкольном образовательном учреждении / Н. А. Штарева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/819/ (дата обращения: 24.04.2024).



)

Последнее десятилетие — время реформ в дошкольном образовании. Развитие дошкольных образовательных учреждений требует активизации методической работы с педагогическими кадрами, поиска ее новых форм и методов, отвечающих потребностям современной дошкольной педагогики. Руководителю, старшему воспитателю необходимо создать условия, в которых педагоги могли бы раскрыть свой творческий потенциал, воспитать в себе потребность непрерывного самообразования и ответственность за собственное развитие. На современном этапе развития образования требуется переосмысление всех используемых в методической работе форм и методов с тем, чтобы они обеспечивали активное включение каждого в единый процесс развития, в непосредственную деятельность.

Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования интерактивных форм работы. Процесс взаимодействия с педагогами организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать мнение коллег. Происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы сотрудничества. При систематическом групповом взаимодействии у педагогов формируется культура общения, независимое мышление. Творчески организованная методическая работа обеспечивает профессиональный рост педагогов, нацеливает на использование своих знаний в конкретных ситуациях и помогает провести самоанализ деятельности.

Практикум для педагогов«Построение партнерских отношений с родителями через позитивное общение».

Форма проведения — педагогическое кафе.

Цель:развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями, детьми, коллегами.

Задачи:

 осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;

 развитие способности педагога воспринимать родителей с позиции партнерства.

План:

  1. Пояснительнаязаписка;
  2. «Спокойствие,толькоспокойствие»;
  3. «Найдиплюсыи минусы»;
  4. «Конфликтнаяситуация»;
  5. Разработкапамятки«Речевыеформулыв общениис родителями»;
  6. Родителии педагогиглазамидругдруга;
  7. Рефлексия — психологическое упражнение «Что в моей голове».

Ход:

  1. Добро пожаловать в кафе, но не простое, а педагогическое. За чашкой чая мы поговорим о построениипартнерскихотношенийс родителямичерезпозитивноеобщение. Изменениецелевыхустановоквзаимодействиясемьии ДОУ,новыеориентирыприпостроениивзаимоотношенийпедагогови родителейтребуютосвоениявоспитателямисоответствующихролевыхпозиций.Напервыйпланвыходяттакиехарактеристикипедагога,какумениястроитьоткрытые,доверительныеотношенияс родителями,способностьсоздаватьособуюатмосферусотрудничества,сниматьпомехии барьерывовзаимодействии.Накакомжеязыкемыговоримс миром,чтоневсегдапонимаемдругдруга?
  2. Намвсегдаприходитсябытьв творческомпоиске,я предлагаювампроявитьфантазиюи воображение.(Воспитателиразбираютчашкинаподносе,в каждойчашкелисточкис началомстихотворения,необходимоегозакончить):

 Все любят послушных, приветливых деток,

Капризных, упрямых не любит никто...

 Утром настроение плохое,

На меня родитель косо посмотрел...

 Родители часто, сердясь и бранясь,

Теряют с ребенком душевную связь...

 Чтобы значимость другому показать,

Щеки вовсе не стоит надувать...

  1. Какоежечаепитиеобойдетсябезчая?(наподносечайныепакетики,в каждомзадание:продолжитьфразув положительномключе,еслилистокзеленый,либов отрицательномключе,еслилистокбелый):

 Родители группы воспринимают Вас как неопытного педагога....

 На педсовете многие Ваши коллеги получили грамоты, но не Вы...

 Администрация детского сада предложила участвовать в конкурсе «Воспитатель года» не Вам...

 Родители моей группы ходили к заведующей...

  1. Конечноже,небываетчаепитиябезконфет(наподносефантикиотконфетилишоколада,внутрикаждойконфликтнаяситуация.Какиеслованеобходимонайти,чтобизбежатьконфликта):

Ситуация: родители систематически приводят ребёнка в дошкольное учреждение с опозданием.

Ситуация: родитель просит не выводить ребёнка на прогулку.

Ситуация: на прогулке ребенок порвал штаны, родитель скандалит, потому что ребенку не в чем идти домой.

Ситуация: родитель приводит ребенка в группу до прихода воспитателя и оставляет его одного, объясняя это графиком своей работы.

Ситуация: родитель заболевшего ребенка обвиняет воспитателя в этом, опираясь на слова ребенка.

Ситуация: родитель распространяет про воспитателя слухи о его некомпетентности.

Ситуация: в ДОУ объявлен конкурс «Лучший прогулочный участок», а родители не проявляют активность.

  1. Разработкапамятки«Речевыеформулыв общениис родителями».

Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?

 Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и…

 Спасибо, что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это будет удобно нам с Вами…

Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны…, а как Вы видите выход из этой ситуации…, что мы можем предпринять?... (дождаться первого предложения от родителя)

 Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем…

Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?

 Только Вы… в этой ситуации можете нам помочь

 Как замечательно, что Вы подошли…

 Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам…

 Я знаю, что только Вы справитесь, потому что…

 Только Ваши знания и родительский (педагогический, жизненный) опыт могут нам помочь…

 Нам очень нужна именно Ваша помощь…

  1. Обычное дело:поговоритьзачашкойчая. Давайте и мы не будем отступать от этой традиции(педагогиделятсянадвекоманды:у когоестьдетидошкольникиилишкольники — этогруппа«Родители»,остальныегруппа«Педагоги».)

Уважаемые «Педагоги», подберите к следующим определениям (Родители, у которых нет проблем, но которые создают их другим; Родители, которые думают, что у них нет проблем; Родители, которые осознают, что у них есть проблемы, но затрудняются их сформулировать; Родители, которые осознают проблему, но не видят путей ее решения; Родители, которые осознают проблему и видят пути ее решения) ярлыки (пассивные; скандальные; безразличные; немотивированные; занятые; грамотные; родители, которые приходят в последние минуты работы ДОУ; родители, которые приходят в ДОУ после прекращения рабочего дня; не умеющие воспитывать ребенка; не занятые), которые могут быть отнесены к той или иной группе родителей. Затем напишите положительные характеристики каждой категории родителей, попытайтесь понять их мотивы.

Уважаемые «Родители», прочитайте определения педагогов (строгие, требовательные, необязательные, любящие детей, нелюбящие детей, жесткие, мягкие, неопытные, опытные, раздражительные), представьте себе их. Затем напишите положительные характеристики каждой категории педагогов, попытайтесь понять их мотивы.

  1. Воти подошлок концунашечаепитие,передавайтесвоичашкинаподнос. Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нём ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом, чтобы ответ не был виден, и передает соседу справа. Тот письменно отвечает на вопрос ведущего, вновь загибает лист и передает дальше. Когда вопросы закончатся, каждый участник разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и как связанный текст, читает записанные на нем ответы. Вопросы:

 Кто?

 Где?

 Чем занимались?

 Как это происходило?

 Что запомнилось?

 Как я это буду применять?

Литература:

  1. Петерсон Л. Г., Абдуллина Л. Э., Майер А. А., Тимофеева Л. Л. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 5. Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2013. — 112 с.
  2. Минкевич Л. В. Тематические педсоветы в дошкольном учреждении. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 128 с.
  3. Веселова Т. Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Родитель, ситуация, педагог, ребенок, эта.

Похожие статьи

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

В статье 18 «Закона об образовании» РФ говорится: «Родители являются первыми педагогами своих детей.

– прервана преемственность педагогической традиции в семье. Выход из кризисной ситуации один — содействовать укреплению семьи посредством восстановления в...

Профилактика конфликтов между педагогами и родителями...

Участниками педагогического конфликта считаются педагоги, руководители, родители и дети.

Родители лучше узнают собственного ребенка, так как наблюдают его в другой, новой для себя ситуации, сближаются с педагогами.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

В этой ситуации необходимо внимание к семье со стороны специалистов ДОУ, ей нужно сопровождение и поддержка.

Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные методы воспитания и обучения.

Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях

При разрешении конфликта педагог несёт профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: детский сад — модель общества, где воспитанники усваивают

Дети менее агрессивны у родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения

Дальше, родители должны поддерживать и оберегать авторитет учителя в глазах ребенка, критиковать школьных педагогов в присутствии детей

Если между учителями и родителями школьников складываются конфликтные ситуации, бывают виноваты, прежде всего, родители.

Родители — первые учителя | Статья в сборнике международной...

Родители становятся учителями ребенка с самого его рождения, потому что они являются объектом его наблюдения. Младенец смотрит на родителей, которые для него являются людьми, за которыми он может наблюдать, а затем и практиковать то, что он видит.

Взаимодействие воспитателя с особым ребёнком и его...

...взаимопонимания и сотрудничества воспитателя с психологом, дефектологом, с другими педагогами и конечно родителями.

Как налаживаем контакт и избегаем негативного поведения? Андрей единственный ребёнок в семье. В разных жизненных ситуациях...

К проблеме организации взаимодействия учителя с родителями...

...взаимодействия с сотрудниками школы, родителями учащихся и непосредственно с самими учащимися, в анализе и осмыслении возникающих ситуаций.

Взаимодействие педагогов и родителей детей, в основном, осуществляется через: 1) приобщение родителей к...

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Ролевая игра «Конкурс педагогических ситуаций». Цель: учить педагогов находить и реализовывать удачное поведение в сложившихся ситуациях.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог...

Детские конфликты: как их разрешить | Статья в сборнике...

ребенок, ситуация, родитель, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, конфликт, игрушка, детский коллектив, внутренний мир, взрослый.

Похожие статьи

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

В статье 18 «Закона об образовании» РФ говорится: «Родители являются первыми педагогами своих детей.

– прервана преемственность педагогической традиции в семье. Выход из кризисной ситуации один — содействовать укреплению семьи посредством восстановления в...

Профилактика конфликтов между педагогами и родителями...

Участниками педагогического конфликта считаются педагоги, руководители, родители и дети.

Родители лучше узнают собственного ребенка, так как наблюдают его в другой, новой для себя ситуации, сближаются с педагогами.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

В этой ситуации необходимо внимание к семье со стороны специалистов ДОУ, ей нужно сопровождение и поддержка.

Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные методы воспитания и обучения.

Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях

При разрешении конфликта педагог несёт профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: детский сад — модель общества, где воспитанники усваивают

Дети менее агрессивны у родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения

Дальше, родители должны поддерживать и оберегать авторитет учителя в глазах ребенка, критиковать школьных педагогов в присутствии детей

Если между учителями и родителями школьников складываются конфликтные ситуации, бывают виноваты, прежде всего, родители.

Родители — первые учителя | Статья в сборнике международной...

Родители становятся учителями ребенка с самого его рождения, потому что они являются объектом его наблюдения. Младенец смотрит на родителей, которые для него являются людьми, за которыми он может наблюдать, а затем и практиковать то, что он видит.

Взаимодействие воспитателя с особым ребёнком и его...

...взаимопонимания и сотрудничества воспитателя с психологом, дефектологом, с другими педагогами и конечно родителями.

Как налаживаем контакт и избегаем негативного поведения? Андрей единственный ребёнок в семье. В разных жизненных ситуациях...

К проблеме организации взаимодействия учителя с родителями...

...взаимодействия с сотрудниками школы, родителями учащихся и непосредственно с самими учащимися, в анализе и осмыслении возникающих ситуаций.

Взаимодействие педагогов и родителей детей, в основном, осуществляется через: 1) приобщение родителей к...

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Ролевая игра «Конкурс педагогических ситуаций». Цель: учить педагогов находить и реализовывать удачное поведение в сложившихся ситуациях.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог...

Детские конфликты: как их разрешить | Статья в сборнике...

ребенок, ситуация, родитель, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, конфликт, игрушка, детский коллектив, внутренний мир, взрослый.

Задать вопрос