Библиографическое описание:

Сорока О. А. Методические рекомендации по формированию основ читательской самостоятельности у второклассников // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 37-41.



Данная статья посвящена одному из важных направлений в работе учителя — формирование основ читательской самостоятельности. Рассматриваются два различных процесса — прочтение ребенком произведения на уроках классного и внеклассного чтения. Автором предложены методические рекомендации по формированию основ читательской самостоятельности у второклассников на уроках внеклассного чтения.

Ключевые слова: внеклассное чтение, методические рекомендации, читательская самостоятельность, детская книга, ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования уделяют большое внимание развитию такого основополагающего качества, как читательская самостоятельность. Проблема развития читательской самостоятельности учеников начальных классов становится особенно актуальной в наше время, поскольку именно сформированность навыков самостоятельной работы с книгой является одной из важных предпосылок для развития читательских универсальных умений младших школьников, интеллектуального, духовного и нравственного развития личности.

Целесообразно и своевременно формировать основы читательской компетентности в начальном звене общеобразовательной школы. Примерная основная образовательная программа начального общего образования отмечает, что «…выпускники начальной школы должны осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У них будет формироваться потребность в систематическом чтении; младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор» [1, с.42].

Рассмотрим на примере 2 класса, как сформировать основы читательской компетентности.

Ребята — второклассники — это дети, которые уже получили определенную читательскую подготовку в детском саду или в первом классе. У них сформированы следующие читательские умения: умение правильно, сознательно, плавно читать небольшие тексты слогами и целыми словами со скоростью 20–25 слов в минуту, умение соблюдать паузы, отделяя одно предложение от другого.

У них есть опыт коллективной работы с детскими книгами: они различают книги — знакомые и незнакомые, умеют найти на обложке, прочитать фамилию автора, заглавие и правильно назвать любую книгу.

Дети получили минимальную подготовку к полноценному восприятию художественных произведений. Ребята узнают знакомые эпизоды и ситуации на иллюстрациях в детских книгах, умеют назвать героев, воспроизвести содержание эпизода или ситуации в опоре на иллюстрацию; включить в речь слова, фразы, отрывки из прослушанного произведения, изобразить сценку — диалог или живую картинку по содержанию детской книги, которая читалась и рассматривалась с учителем.

В результате такой подготовки у детей, поступивших во 2 класс, проявляется положительное отношение к книгам из доступного круга чтения: желание без побуждения со стороны взрослых в свободное время брать ту или иную книгу в руки, рассматривать, пробовать читать. Однако чтение новых детских книг без наблюдения и помощи учителя для большинства из них все еще непродуктивно.

Во 2 классе цель обучения — это приобретение учащимися одного из важнейших умений. Это умение работать с детской книгой. Каждый ученик должен без помощи учителя самостоятельно научиться ориентироваться в книге, пользоваться оглавлением, расширять свой читательский кругозор.

Эта цель достигается в системе уроков внеклассного чтения, которые проводятся во 2 классе еженедельно.

Раскроем сущность работы с детской книгой во 2 классе.

Следует различать два в равной мере обязательных, но принципиально различных процесса — прочтение ребенком произведения на уроках классного и внеклассного чтения.

Читая произведение, любой читатель проходит как бы 3 ступени:

  1. настраивается на прочтение, т. е. стремится охватить произведение в целом, чтобы сразу, с первой строчки, включиться в восприятие (понимание, переживание);
  2. достаточно бегло, не искажая лов, фраз, абзацев, интонаций, заданных смыслом и знаками препинания, читает текст;
  3. осуществляет самоконтроль в процессе прочтения текста: понимаю ли, о чем читаю; все ли понимаю; представляю ли я, о чем идет речь; соответствует ли то, о чем читаю, тому, о чем я подумал; что представил, когда настраивался на предстоящее чтение, и т. д. [3]

На уроках классного чтения первую (целиком), а вторую и третью (в значительной части) ступени этой деятельности всегда выполняет за ученика или вместе с учеником сам учитель. Именно учитель вводит детей в тему урока классного чтения, рассказывает что-то об авторе, настраивает детей с помощью различных методических средств на восприятие произведения и, как правило, даже выразительно читает это произведение вслух, чтобы у детей создалось о нем необходимое общее впечатление.

Учитель помогает детям добиться и правильного беглого прочтения текста, так как на уроках классного чтения дети либо воспроизводят этот текст вслух, либо, прежде чем читать про себя, прорабатывают с учителем все незнакомые слова и словосочетания.

Таким образом, самоконтроль за качеством прочтения и восприятия произведения на уроках классного чтения тоже совершается коллективно, если произведение читается вслух, или индивидуально, но в опоре на слуховые образы и образцы, заданные чтением учителя вслух и его объяснениями.

А на уроках внеклассного чтения во 2 классе все 3 ступени читательской деятельности каждый ученик приучается проходить сам, без непосредственной помощи учителя, опираясь главным образом на знание книг, умение в них ориентироваться и, разумеется, на знания, умения и навыки, полученные на уроках классного чтения и родного языка.

Вот почему центральной обучающей частью любого урока внеклассного чтения во 2 классе является индивидуальное знакомство каждого ребенка с любой новой детской книгой и самостоятельное (тихое, а затем про себя) прочтение заданного произведения — под наблюдением учителя, но без его непосредственного вмешательства.

Рассмотрим организационно — методическую структуру урока внеклассного чтения во 2 классе.

  1. Решение задач по ориентировке в книгах.
  2. Чтение учителем художественного произведения вслух.
  3. Беседа — рассуждение о прочитанном.
  4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит прочитать.
  5. Чтение учащимися названного учителем произведения про себя.
  6. Выявление и оценка качества самостоятельного чтения — рассматривания книги.
  7. Рекомендации к внеурочной деятельности с книгой на текущую неделю. [3, с.331]

Итак, в уроке внеклассного чтения во 2 классе ясно выделяются введение, выход во внеурочную деятельность и две основные части. Характеризуя эти части, можно было бы говорить, что первая из них аналогична занятию внеклассным чтением в первом классе, если бы не одно существенное различие: учитель читает художественное произведение из книги, в которой дети уже самостоятельно сориентировались методом чтения — рассматривания до начала урока. Та же закономерность обязательна и для второй, новой части урока (п.4–6): у учащихся есть все необходимые знания и умения, чтобы, пользуясь методом чтения — рассматривания, привыкать самостоятельно думать над книгой до чтения, т. е. предположительно определять ее примерное содержание. Этот же метод позволяет детям в процессе чтения новой книги сразу же перепроверять качество чтения сопутствующим рассматриванием иллюстраций, а после чтения для подтверждения правильности восприятия и рассуждений воспроизводить не только отрывки текста, но и содержание иллюстраций.

Части урока можно поменять местами, но последовательность и сущность учебной работы в пределах каждой части нарушать нельзя.

Организуя самостоятельное чтение детских книг учащимися, учитель должен руководствоваться следующими правилами:

  1. Учителю необходимо предлагать для самостоятельного чтения художественные произведения разных жанров. Такое разнообразие в содержании отобранных книг создаст благоприятные условия для развития умения распознавать специфические особенности различных произведений.
  2. Необходимо учитывать уровень подготовки и навыки чтения каждого отдельного ученика при выборе произведения для самостоятельного чтения.
  3. Чтобы заинтересовать ребенка чтением, необходимо воссоздать ситуацию непроизвольного интереса, т. е. ребенок не должен знать заранее, какую книгу он получит от учителя на уроке.
  4. Необходимо провести беседу о правильном поведении во время ознакомления с новой книгой и необходимости соблюдения тишины и дисциплины. Надо приучаться самостоятельно заниматься с книгой (рассматривать ее, читать и перечитывать указанное учителем произведение или даже какое-то новое по собственному выбору, если в книге их несколько и осталось свободное время; внимательно рассматривать иллюстрации, думать над их содержанием, осмыслить связь текста с иллюстрациями и т. д.) до того момента, пока учитель не предложит всем перейти к коллективной работе.

Определение темы чтения путем сопоставления книг, с которыми дети познакомились на уроке, как и предопределение содержания любой незнакомой книги во 2 классе проводится детьми индивидуально, а результаты учебной деятельности проверяются в процессе коллективной работы под руководством учителя.

Порядок проведения коллективной работы может быть проведен разными приемами:

  1. Беседа, цель которой помочь учителю проверить правильность первичного восприятия учеником всего содержания книги, опираясь на следующие вопросы: С какой книгой я сегодня познакомился? Кто автор? Кто главные персонажи? Какое настроение вызвало прочитанное произведение? О чем хотел сообщить автор этого произведения нам — читателям?
  2. Дискуссия, направленная на изучение отдельного образа героя, опираясь на следующие вопросы: Какой он? Чем понравился? Чем не понравился? Почему? Какой эпизод изображен на иллюстрации с участием этого героя? Как автор относится к герою?
  3. Творческая работа учащихся (сочинение — продолжение этой книги, чтение по ролям, пересказ отдельного эпизода, рисунок обложки книги и т. д.)

Что же касается зоны ближайшего литературного развития детей то она, как и прежде, задается учителем с книгой в руках. Любят слушать взрослое чтение школьники любого возраста, а младшие ученики особенно. Естественным образом при слушании происходит формирование творческого воображения, ребята открывают неизведанный мир поступков, взаимоотношений, развивается интерес к искусству слова, происходит обогащение словаря. А после прослушивания в исполнении учителя и после коллективного осмысления такого рода произведения становятся вполне посильными для вдумчивого самостоятельного перечитывания детьми — по желаю — в свободное от занятия время. Так что эта часть урока тоже очень важна и незаменима в образовательно- воспитательном отношении.

Задача учителя — всемерно облегчить учащимся первые шаги в самостоятельном чтении детских книг. Существует закономерность: чтобы полюбить книги, надо узнать как можно больше разных книг и научиться с ними самостоятельно действовать, т. е. выбирать из книжного окружения и читать книги, написанные как бы именно для тебя, отвечающие тебе на возникшие в твоей душе вопросы, книги посильные и полезные. В ФГОС второго поколения НОО отмечается, что для ученика обязательно «…достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу» [2, c.8].

Предложенные выше методические рекомендации, рассчитанные на систематические занятия учащихся с детскими книгами, раскроют учителю эту закономерность практически и помогут обеспечить эффективность подготовки второклассников к индивидуальному выбору и чтению книг по мере овладения читательской самостоятельностью.

Литература:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. е.С. Савинов. — М.: Просвещение, 2010. — 191 с. — (Стандарты второго поколения).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект РАО, руков. проекта: Н. Д. Никандров, А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов. — М.: Просвещение, 2008. — (Стандарты второго поколения).
  3. Обучение во 2 классе. Пособие для учителя четырехлет. нач. шк. / Под ред. Б. И. Фоминых. — М.: Просвещение, 1989.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов