Применение искусственного интеллекта на уроках информатики в школе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.

Дата публикации: 29.01.2024

Статья просмотрена: 186 раз

Библиографическое описание:

Савченко, Е. В. Применение искусственного интеллекта на уроках информатики в школе / Е. В. Савченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8944/ (дата обращения: 17.05.2024).



Ключевые слова: ИИ (искусственный интеллект), образование, информатика в школе, учитель, проблемы ИИ и преподавания информатики в школе.

В современном мире, где технологии играют все более важную роль, обучение информатике становится неотъемлемой частью образования. Искусственный интеллект (ИИ) является одной из самых актуальных и перспективных областей в информатике. Применение ИИ на уроках информатики в школе может значительно обогатить образовательный процесс и помочь учащимся лучше понять и овладеть этой наукообразующей дисциплиной.

Но что же такое этот самый искусственный интеллект на современном этапе развития IT-технологий? Каковы его преимущества и проблемы? В чем он может помочь или навредить в процессе получения знаний обучаемым в отдельном образовательном учреждении и образовательных учреждениях РФ в целом?

Проблемы и вызовы, связанные с применением искусственного интеллекта в образовательной парадигме, становятся все более актуальными на современном этапе. Вместе с тем, ИИ предлагает огромный потенциал для улучшения образования и создания более эффективных и персонализированных образовательных программ. Однако, существуют несколько проблем, которые нужно учитывать и решать, чтобы успешно интегрировать ИИ в образовательный процесс.

Первая проблема заключается в доступности и равномерном распределении ИИ-технологий. В развивающихся странах и регионах, доступ к современным технологиям может быть ограничен, что создает неравенство в образовательных возможностях. Неравномерное распределение ИИ-технологий может привести к усилению разрыва между различными группами обучающихся и усугубить проблему цифрового неравенства.

Вторая проблема связана с этическими вопросами, связанными с использованием ИИ в образовании. Например, сбор и анализ данных обучающихся может вызвать опасения в отношении конфиденциальности и безопасности личной информации. Кроме того, существует опасность использования ИИ для манипуляции и контроля обучающихся, что может привести к ограничению их свободы и независимости.

Третья проблема связана с недостаточной подготовкой педагогов к работе с ИИ. Внедрение новых технологий требует соответствующей подготовки и обучения педагогов, чтобы они могли эффективно использовать ИИ в своей работе. Однако, многие педагоги не имеют достаточных знаний и навыков в области ИИ, что может стать преградой для успешной интеграции технологий в образовательный процесс.

Четвертая проблема связана с недостаточной прозрачностью и объяснимостью алгоритмов ИИ. В некоторых случаях, алгоритмы ИИ могут принимать решения, которые трудно объяснить или понять. Это может вызвать недоверие и сомнения в надежности и справедливости системы. Обеспечение прозрачности и объяснимости алгоритмов ИИ является важным аспектом, чтобы обучающиеся и педагоги могли доверять и использовать эти технологии.

Наконец, пятая проблема связана с потенциальными негативными социальными и экономическими последствиями применения ИИ в образовании. Например, автоматизация и замена традиционных методов обучения ИИ-системами может привести к потере рабочих мест педагогов и усилению социального неравенства. Кроме того, использование ИИ может привести к усилению стереотипов и неравенства в образовании, если системы не будут разработаны с учетом разнообразия и инклюзивности.

Теперь более подробно раскроем тему использования ИИ на уроках информатики в образовательных учреждениях.

Одним из основных преимуществ использования ИИ на уроках информатики является возможность создания интерактивных образовательных материалов. ИИ может быть использован для разработки программ и приложений, которые помогут учащимся практически применять полученные знания. Например, с помощью ИИ можно создать виртуальные лаборатории, где учащиеся смогут экспериментировать и решать задачи, имитируя реальные ситуации. Это позволит им лучше понять принципы работы компьютерных систем и программирования. Еще одним преимуществом применения ИИ на уроках информатики является возможность индивидуализации обучения. Каждый ученик имеет свои особенности и способности, и ИИ может помочь учителю адаптировать материалы и задания под каждого ученика. Например, ИИ может анализировать успехи и ошибки ученика и предлагать ему дополнительные задания или объяснения, чтобы помочь ему лучше усвоить материал. Такой подход позволит каждому ученику развиваться в своем темпе и достигать лучших результатов. Кроме того, ИИ может быть использован для создания систем автоматической проверки заданий. Это позволит учителю сэкономить время на проверке работ и сосредоточиться на более важных аспектах обучения. ИИ может анализировать код, написанный учениками, и выдавать автоматические отзывы и рекомендации. Такой подход поможет учащимся быстрее исправлять ошибки и улучшать свои навыки программирования. Однако, несмотря на все преимущества, применение ИИ на уроках информатики также имеет свои ограничения и вызывает определенные вопросы. Например, некоторые учителя и родители могут опасаться, что ИИ может заменить роль учителя и уменьшить взаимодействие между учениками и преподавателем. Поэтому важно найти баланс между использованием ИИ и традиционными методами обучения.

В заключение хотелось бы отметить, что применение искусственного интеллекта на уроках информатики в школе может значительно обогатить образовательный процесс и помочь учащимся лучше понять и овладеть этой наукообразующей дисциплиной. ИИ может быть использован для создания интерактивных образовательных материалов, индивидуализации обучения и автоматической проверки заданий. Однако, важно учитывать ограничения и вопросы, связанные с применением ИИ, и находить баланс между использованием новых технологий и традиционными методами обучения.

Таким образом, применение ИИ в образовательных программах образовательных учреждений предполагает своеобразную «борьбу» как между обучаемыми, так и между ИИ и обучаемыми за лучшее использование возможностей ИИ для получения на выходе суперпродукта в сфере образовательных услуг. Это одновременно и помощник для развития мозговой деятельности обучаемых, когда и ИИ, и обучаемый «смотрят» в одну сторону для получения либо информации и её обработки, либо готового продукта от этого сотрудничества. Но либо это просто банальное использование ИИ и IT-технологий для того, чтобы обучаемые могли просто скинуть решение какой-то проблемы на искусственный интеллект, при этом не заморачиваясь на решении данной задачи.

Однако, необходимо учитывать и решать проблемы, связанные с доступностью, этикой, подготовкой педагогов, прозрачностью алгоритмов и социальными последствиями при использовании ИИ в школе. Только путем совместных усилий и ответственного подхода можно достичь положительных изменений и создать справедливую и эффективную образовательную систему, основанную на ИИ.

Литература:

  1. ГУУ адаптирует искусственный интеллект для российского образования. URL: https://guu.ru
  2. Даггэн С. Искусственный интеллект в образовании: изменение темпов обучения. М., 2020. URL: https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2020/12/Steven_Duggan_AI-in-Education_2020_RUS.pdf
  3. Искусственный интеллект в образовании. 2020. URL: https://www.tadviser.ru/
  4. Искусственный интеллект в образовании: проблемы и возможности для устойчивого развития. 2019. URL: https://roscongress.org/materials/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-problemy-i-vozmozhnosti-dlya-ustoychivogorazvitiya/
  5. Лавренов А. Н. Искусственный интеллект в современной информационной образовательной среде // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе. М., 2019. С. 660–666.
  6. Садыкова А. Р., Левченко И. В. Искусственный интеллект как компонент инновационного содержания общего образования: анализ мирового опыта и отечественные перспективы // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2020. № 3. С. 201–209.

Ключевые слова

образование, учитель, ИИ (искусственный интеллект), информатика в школе, проблемы ИИ и преподавания информатики в школе
Задать вопрос