Повышение мотивации обучающихся к изучению предметов социально-гуманитарного цикла посредством системы дистанционного обучения MOODLE | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.

Дата публикации: 27.01.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Смертина, С. А. Повышение мотивации обучающихся к изучению предметов социально-гуманитарного цикла посредством системы дистанционного обучения MOODLE / С. А. Смертина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8936/ (дата обращения: 17.05.2024).



В статье автор рассказывает о применении дистанционной системы MOODLE.

Ключевые слова: СДО Moodle, дистанционное обучение.

Повышение уровня мотивации обучающихся к изучению предметов социально-гуманитарного цикла является одной из самых сложных проблем современной системы среднего профессионального образования.

Обучаясь в колледжах и техникумах, студенты, в первую очередь, мотивированы на получение профессионального образования. Однако, основой профессиональной компетенции хорошего специалиста выступает его общая компетенция, которая в полной мере может быть сформирована только при изучении социально-гуманитарных дисциплин.

Важнейшая задача современного образования состоит в воспитании активного члена социума, профессионала, стремящегося к саморазвитию и процветанию собственного государства. В условиях реализации ФГОС именно социально-гуманитарные дисциплины способствуют формированию общей компетенции и тех знаний, которые составляют мировоззренческий пласт личности.

В арсенале педагога имеется множество форм и методов, способствующих формированию устойчивой мотивации к изучению социально-гуманитарных дисциплин. Они проверены годами и десятилетиями, успешно применяются при традиционной форме обучения и многократно доказывали свою эффективность. Однако переход на дистанционное обучение в условиях пандемии коронавируса исключил возможность применения традиционной формы обучения и вызвал необходимость использования онлайн-обучения.

Преподаватели социально-гуманитарных дисциплин Абаканского строительного техникума активно используют СДО Moodle. Она имеет множество преимуществ перед аналогичными платформами:

— все ресурсы — собраны в единое целое. Система имеет возможность создания и хранения электронных учебных материалов, а также установления последовательности их изучения. Поскольку доступ студентов к СДО Moodle осуществляется посредством сети Интернет, они не привязаны к конкретному времени обучения и месту своего нахождения, они могут осваивать материал в своем темпе, находясь в любом населенном пункте;

— совместное решение учебных задач. СДО Moodle настроена на совместную работу преподавателя и студентов. Она располагает для этого массой инструментов: блоги, форумы, глоссарий, вики, практикумы. Обучение может осуществляться как асинхронно, когда каждый обучающийся осваивает материал в собственном темпе, так и в реальном времени, проводя онлайн лекции и семинары. Системой предусмотрен обмен файлами — как между студентами и преподавателем, так и самими студентами между собой;

— учитель — на связи со студентами. Одной из самых сильных сторон СДО Moodle является наличие широких возможностей для коммуникации. Форум позволяет организовать обсуждение по группам, оценивать каждое сообщение, прикреплять к ним файлы любого формата. В комментариях и личных сообщениях можно обсудить лично с преподавателем конкретную проблему. В чате обсуждение осуществляется в реальном времени;

— качество обучения — под контролем. Система имеет возможность создания и хранения портфолио каждого обучающегося: выполненные им работы, полученные оценки и комментарии к ответам от преподавателя, написанные в форуме сообщения. Позволяет контролировать «посещаемость» — активность студентов, время их учебной работы в сети [1].

Помимо всех перечисленных преимуществ, СДО Moodle позволяет повышать мотивацию студентов к изучению предметов социально-гуманитарного цикла, поскольку платформа максимально учитывает поведенческие особенности современной молодежи, которая не представляет свою жизнь без активного использования телекоммуникационных устройств, предоставляющих доступ к различным сервисам глобальной сети Интернет.

Важным инструментом СДО Moodle является календарь, который не только определяет текущую дату, но также позволяет вносить собственные события и цветовым выделением информирует студента о датах, на которые запланированы определенные рубежи контроля (выполнение теста, сдача практической работы и т. д.). Таким образом, учет индивидуальных предпочтений и периодов активности позволяет обучающимся заниматься с полной отдачей и мотивацией на успех, у студентов минимизированы возможности возникновения ситуации «студент-задолжник» или «студент-неудачник».

Отдельного внимания застуживает использование преподавателем возможностей гиперссылок. Ученому сообществу давно стало понятно, что объем информации по любой из социально-гуманитарных областей постоянно растет [2]. В такой ситуации преподаватель не всегда успевает за всеми изменениями в его дисциплине. Гиперссылки, автоматически генерируемые СДО Moodle и переносящие студента на постоянно обновляемые ресурсы Википедии, способны быстро решить эту проблему [3]. Каждый студент может видеть самую последнюю информацию, независимо от оперативности обновления учебного материала преподавателем, что убеждает его в получении актуальных не устаревших знаний, что также повышает его мотивацию к изучению социально-гуманитарных дисциплин.

Подводя итог, необходимо указать на то, что в настоящее время использование электронного обеспечения становится неотъемлемой частью учебного процесса. Важнейшее преимущество СДО Moodle заключается в том, что ее можно использовать как для организации собственно системы дистанционного образования, так и как один из элементов в организации традиционного очного обучения. СДО Moodle учитывает поведенческие особенности современной молодежи, индивидуальные предпочтения и периоды активности, позволяет получать самую последнюю информацию по изучаемому вопросу, что в совокупности существенно повышает мотивацию студентов к получению знаний в области социально-гуманитарных наук.

Литература:

  1. Внедрение системы дистанционного обучения Moodle // URL: https://www.opentechnology.ru/products/moodle. — дата обращения: 27.09.2020.
  2. Дьяченко А. В. Принципы построения систем непрерывного образования на основе Интернет-технологий / А. В. Дьяченко, В. В. Мяэотс, А. Э. Попов // Материалы Междунар. научн.-практ. конф. «Информационные технологии в науке и образовании». — 2015. — № 12. — С. 78–84.
  3. Лещев О. Г. Развитие учебной мотивации учащихся к урокам физики посредством образовательной платформы Moodle / О. Г. Лещев // URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/collection-20141105/collection-20141105–4371.pdf.

Ключевые слова

дистанционное обучение, СДО Moodle
Задать вопрос