Методические аспекты коррекционной работы на музыкальных уроках с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.

Дата публикации: 28.12.2023

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Брюханова, Т. Г. Методические аспекты коррекционной работы на музыкальных уроках с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития / Т. Г. Брюханова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8894/ (дата обращения: 14.05.2024).



В статье изложены методы обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития средствами музыкального искусства. Освещение обозначенной актуальной темы имеет практическую и научную значимость для реализации коррекционных задач образования.

Ключевые слова: коррекционная работа, музыка и развитие, терапия, музыкально-ритмические игры, движения.

Детям с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) школьного возраста требуются специальные условия для оказания психологической, педагогической и медицинской помощи. Обучение детей-инвалидов осуществляется в коррекционных школах, реабилитационных центрах. Для реализации особых образовательных потребностей разных групп школьников с умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата на основе ФГОС разработаны АООП, предусмотрена возможность обучения по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), в основе которой главным является освоение «жизненной компетенции».

Музыкальная коррекция ориентирована на исправление недостатков, улучшение психофизического состояния детей с ТМНР, на социализацию и интеграцию их в общество. Музыка способна формировать чувства и мысли человека, имеет силу лечебного воздействия. Сохранный слух, рассматриваемой категории детей, позволяет на уроках музыки развивать музыкальные, сенсорные способности, корректировать эмоциональную сферу, формировать у многих обучающихся элементарные знания, умения и навыки в области музыкального искусства.

С первых дней в реабилитационно-образовательном центре большинство детей положительно относятся к урокам музыки, ждут их, некоторые ученики запоминают элементы предыдущих занятий, откликаются на звучащие мелодии или воспроизводят их посредством игры на музыкальных инструментах, пения. Трудности возникают в основном с детьми, имеющими болезненное состояние, проявляющееся в значительно сильном беспокойстве, поведениидеструктивного характера с отсутствием внимания.Педагогическое воздействие в таких случаях затруднено, и вопросы состояния здоровья решаются комплексно с участием медицинских работников.

Основным средством здоровьесбережения в музыкальном образовании школьников с ТМНР является применение на уроке музыкотерапии, как пассивной (слушание специально и индивидуально подобранной музыки), так и активной (музыкально-ритмическая деятельность). Успокаивают плавные движения, покачивание. Если это ребёнок с ДЦП и передвигается на коляске, то необходимо под музыку покачать её вперёд-назад некоторое время. Пение песен в жанре колыбельной, слушание спокойных мелодий классической музыки, звучание различных инструментов в сочетании друг с другом, например, флейты и фортепиано, улучшают самочувствие.

Созданию спокойной обстановки способствует слушание знакомых и любимых песен. Наблюдаются изменения общего тонуса, позы, выражения глаз при слушании музыки. Дети могут громко вздыхать, как бы успокоившись от переживаний, хлопать в ладоши, закрывать глаза и улыбаться, проявлять разные эмоции. Содержание детских песен часто доступно пониманию многим обучающимся. Особенные изменения заметны в детях при слушании песен о семье. В глазах появляется глубина, они теплеют, когда учитель поёт в песне «Маму, папу, бабулю, сестру, брата, дедулю. Всех люблю, а кого сильнее?» Некоторые обучающиеся в определённые периоды удерживают палочку ксилофона под понравившуюся песенку лучше, чем карандаш или ручку. Формирование эмоциональной отзывчивости начинается с верно подобранной музыки. Как только появились интерес, вслушивание, началось обучение музыке, и далее следует поддерживать развитие. Учителю надо не только петь песни, повторяя и меняя их из урока в урок, но и беседовать с детьми, объяснять и пояснять слова, повторять мелодию. Таким образом, создаётся фон общения, взаимопонимание, повышаются коммуникативные качества учеников.

В начальных классах, особенно где у обучающихся речь не сформирована, нужно вводить задания на звукоподражание. Слушать голоса птиц, животных, играть в викторины на различение шумовых и музыкальных звуков. Даже если дети не говорят, понятно по их отклику, что они узнают звуки, есть любимые животные, знаком голос птички. Узнавание звуков побуждает к высказыванию и подражанию. Надо уловить какие звуки наиболее привлекают детей, повторить их. Провести некоторый монолог или диалог, оживив обстановку, приблизив к реальной жизни. Это является переходом к следующему занятию урока, слушанию и пропеванию песен, в которых есть прослушанные звуки. Это могут быть песни «Кто пасётся на лугу», «Самолёт летит», «Часики тик-так, тикают вот так» и другие. Развивать слуховое восприятие будут игры с громкими и тихими звуками («собери в мешочек»). В песенке «Громко-тихо» на слова «громко» ученики хлопают в ладоши, на слова «тихо» собирают ладошку в несильно сжатый кулачок. Занимательные задания поются учителем в медленном темпе, чтобы все дети успевали выполнять движения.

В коррекционную работу на уроке музыки с детьми ТМНР обязательно входят специальные упражнения для рук, пальчиковые игры. У всех музыкантов развита мелкая моторика рук, а при игре на музыкальных инструментах утолщается кожа на подушечках пальцев, укрепляются мышцы кистей, ладоней. Можно говорить детям, что они теперь музыканты и необходимо подготовить ручки. Задание «потрогаем пальчики» выполняется под музыку или стихотворение. Музыкально-ритмические игры с хлопками улучшают кровообращение. Так же следует повторять из урока в урок упражнения с ладошками «Ладошки вверх, ладошки вниз». Спокойную песенку Е. С. Железновой «Твоя ладошка как тетрадь» можно обыграть соответственно тексту, аккуратно прикасаясь пальцем, пушинкой, небольшим бумажным корабликом (заранее приготовленных) к ладони ребёнка. Слуховое и тактильное восприятие будет сочетаться со зрительным, повысится уровень сенсомоторных характеристик. Даже самое простое задание — пальчиками одной руки трогать пальчики другой руки, первое время может вызывать трудности у обучающихся с ТМНР. Дети наряжены, не приучены («я не могу»), им не объясняли. Иногда руки увлажняются, но постепенно в спокойной обстановке наступают изменения. Многие дети выполняют предназначенные для них учебные действия.

С детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития, проводится музыкально-двигательная работа, формирующая пространственные ориентиры, чувство ритма, удовлетворяя потребность в необходимых ощущениях, ведь движение — основа жизни. Начинать выбор двигательных поз и жестов необходимо после обследования, диагностики возможностей, частых ярких показов. Особо тщательно требуется подбирать невербальные двигательные средства в работе с неречевыми детьми. На первых порах разрешаются движения со своей игрушкой, обязательно не твёрдой (не металлической) структуры. Танец с уточкой, с резиновой ящеркой проводится только сидя на стульчиках. Постепенно дети начинают изображать жесты животных, например, в песне «Котик полосатый» показывают руками как царапается котик, в песне «Шёл весёлый Дед Мороз» подражают движениям зайки, лисы, медведя. Благодаря музыкально-ритмическим движениям возможно в некоторой степени корректировать двигательные недостатки обучающихся с ТМНР.

Выстраивая музыкальную предметно-практическую деятельность учеников, учитель подбирает подходящий материал, безопасный и удобный. Наиболее привлекательными предметами для музыкально-ритмических движений с детьми можно считать разноцветные ленточки, платочки, мягкие палочки, бантики. Танцевальные движения выполняются обучающимися под музыку сидя, не разрешаются резкие и размашистые жесты. Детям предлагается следить друг за другом для создания синхронного танцевального действия. Учитель объясняет образ композиции (это или «Разноцветная осень», или «Снежный вальс» и т. п.), подбирает музыку, поёт песню, просчитает ритм, при необходимости. Дети должны быть приучены видеть движения руководителя и стремиться повторять их, иначе внимание будет рассредоточено, не сфокусировано, а результата никакого не будет. В то же время сочетать наблюдение за учителем и повторение движений получается не у всех и нужна поддержка. Учитель должен подходить к детям, выстраивать пары с ними, помогать некоторым детям в осуществлении движений (рука в руке, поднимание ног). Допустимо двигаться произвольными свободными движениями («у кого как получается»), с подходящими к музыке предметами, например, с вышитыми цветами в руках (можно прикрепить резинкой) показать «Вальс цветов», колыхание лепестков от ветерка.

Особенностью работы с детьми, имеющими ТМНР является импровизационный план урока музыки, замена его частей, музыкальных тем, произведений разного характера, темпа, ритмической структуры при наличии его основы. Так как требуется индивидуально-ориентированный подход. Необходимо соизмерять длительность музыкальной композиции по уровню восприятия, темпу реагирования детей с ТМНР. Это может быть длинная песня, продолжительностью четыре минуты, с частыми повторами в тексте или мелодии, или короткая песня, полминуты, одна, две минуты. Звучание музыкальной композиция по времени должно соответствовать возможности переключения внимания, проявляемого интереса. Неизбежно происходит привыкание и подстраивание обучающихся детей друг к другу и к учителю. Ученики следят за развитием событий, дети всегда очень любопытны, непосредственны. Их реакция определяет и темп распределения учебного материала по минутам на уроке. Главное, находить точки соприкосновения, которые позволят расширить и постепенно усложнить содержание.

Игра на музыкальных инструментах, изучение звучания колокольчиков, шуршащих и звенящих маракасов, бубнов — любимое занятие детей. «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского удачно исполняется на барабанах. Когда дети энергичны, а сидит в классе на реабилитационном ортопедическом стуле можно простучать ритм бумажными стаканчиками под музыку польки или марша. Получается очень бодро, занимательно и, что важно, ритмично, с соблюдением такта.

Обучение музыки будет более продуктивным благодаря сказкотерапии, знакомству, слушанию, обыгрыванию сказок музыкальными средствами. Дети с ТМНР хорошо слушают шумовые сказки. Звучание на уроке живой музыки приобщает к активному или пассивному участию и соучастию, что всегда хорошо, поскольку происходит приобщение, привыкание и в дальнейшем узнавание материала. При рассказе музыкальных сказок современным детям с ТМНР, целесообразно использовать компьютерные технологии с интерактивными презентациями. Когда колобок прыгает и катится по дорожке, дети смеются, радуются. В начале и конце сказки учитель поёт детскую хоровую песню Г. В. Струве «Колобок», по ходу сказки исполняет песню колобка, используя ту же варьированную мелодию, обучающиеся играют на музыкальных инструментах, подпевают. В дальнейшем дети с вниманием воспринимают детское хоровое пение со знакомыми песнями из сказок, привыкают к музыкальной театрализации, приобщаются к школьным коллективным мероприятиям. Сказкотерапия должна быть уместной. Это не постоянная составляющая урока, а необходимая его часть в общем содержании. Детям очень нравятся сказки, в которых учитель сопровождает повествование собственным пением и игрой, играет на разных музыкальных инструментах, изображая пение кукушки, пастушка со свирелью.

Эмоциональное состояние обучающихся поддерживается педагогическими приёмами: смена вида деятельности, использование игровых моментов, определённые задания, удерживающие внимание учеников. Все они носят индивидуальный и ситуативный характер, поскольку учитель должен вести и увлекать музыкальным творчеством детей с учётом их состояния и интереса. Важно, чтобы учитель на уроке был сам увлечён, играл на музыкальных инструментах, пел, рассказывал истории и сказки, показывал кукольные мини спектакли, хлопал в ладоши, обращался к детям по именам. Театрализация урока значима для детей. Они реагируют на приближение, прикосновение к ним, радуются, когда учитель изображает кого-то. Для сказкотерапии можно использовать музыкальный кукольный театр.

Тематика уроков по программе «музыка и движение» разработанная для детей с ТМНР позволяет вносить академический компонент — элементарные знания в области искусства, активное слушание классической музыки с выполнением ритмических движений, игрой на музыкальных инструментах. Учебное задание «покажи картинку к музыке» подходит для изучения жанров, распознавания характерных пьес, настроений. Качество образования будет ближе к необходимым достижениям если ученики приобщаться к музыкальным шедеврам через ощущения и совместную коллективную деятельность в школе. Особенно известна детям с ТМНР и их родителям музыка П. И. Чайковского. Знакомиться с музыкальными произведениями, ориентироваться в эталонах искусства следует наглядно-действенным способом. Двигаясь под музыку, некоторые обучающиеся запоминают название произведения, имена композиторов, повторяют их после урока, просят включить музыку. В целом, занятия способствуют улучшению кинестетических функций организма, развитию памяти, эмоциональной сферы, расширению кругозора, появлению элементарных эстетических чувств, стимулируют развитие музыкальных способностей. Музыкальная деятельность, эстетическое воспитание являются эффективным средством укрепления психического здоровья детей с ТМНР.

Литература:

  1. Власенко О. П. Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах. Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Евтушенко Н. В. Музыкальное развитие умственно отсталых детей-сирот. М.: ИЦ «Академия», 2003.
  3. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: ИЦ «Академия», 2003. — 352 c.
  4. Медведева Е. А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. М.: ИЦ «Академия», 2002. — 224 c.
  5. Савинкова О. В., Полякова Т. А. Раннее музыкально-ритмическое развитие детей. Методическое пособие. М.: ООО «Престо», 2003. — 56 c.
  6. Щербакова Н. А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1–4 — Москва, 2000.

Ключевые слова

движения, терапия, коррекционная работа, музыка и развитие, музыкально-ритмические игры
Задать вопрос