Особенности организации работы по вызыванию речи у неговорящих детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 16.11.2023

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Константинова, Н. Н. Особенности организации работы по вызыванию речи у неговорящих детей дошкольного возраста / Н. Н. Константинова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 12-13. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8771/ (дата обращения: 17.05.2024).



Автор делится теоретическими знаниями и опытом «вызвания» звукопроизношения, звуков у детей с ОВЗ, и вариантами игр, которые могут помочь специалистам.

Ключевые слова: ДОУ (дошкольное образовательное учреждение), КРР (коррекционно-развивающая работа), математическое развитие, ОВЗ (особые образовательные потребности)

Современный процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.

Изучение тяжелых речевых патологий приковывает к себе все больше исследователей, так, по мнению Т. Г. Визель, «безречие» — очень сильное проявление нарушений речи детей, с первично сохранным интеллектом, слухом и зрением. Это может проявляться в разных вариантах, различающихся по уровню и степени тяжести речевого дефекта (как от полного отсутствия речи, наличие ее попыток), а также по показателям динамики развития речи: от отсутствия положительных знаков до «выхода» из «безречия». В. В. Борисова отмечает, что за последние 10 лет почти в 2 раза возросло количество детей, с различными нарушениями речи (от 40 до 60 %, в зависимости от региона).

Специалистами накоплен и систематизирован теоретический и практический материал по вопросам этиологии, клиники и патогенеза «безречия»: Г. В. Бабина, В. К. Воробьева, Ж. В. Антипова, Б. М. Гриншпун, Л. Р. Давидович, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Т. В. Туманова, Н. Н. Трауготт, О. Н. Усанова, Т. Б. Филичева, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина, и мн. др.

Впервые термин «безречевые» дети встречается в описании детей с алалией Левиной Р. Е.: «Неговорящие дети — условное обозначение, под которым подразумеваются дети с неразвившейся речью при наличии нормального слуха. Иначе говоря, под неговорящими детьми имеются в виду дети, страдающие алалией (алалия — отсутствие речи) или слухонемотой». Подобные проблемы нарушений речевого развития называют: задержкой речевого развития (ЗРР), алалией и общим недоразвитием речи (ОНР), общим нарушением речи и т. п. В многообразных источниках встречаются и такие термины: безречевой ребенок, плохо говорящий, неговорящий, молчащий и т. д. Причины до сих пор остается недообследованными.

К сожалению, в последние годы, отмечается стремительный рост детей с грубыми нарушениями психического и речевого развития, а узкие специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Их становится все больше и больше и степень тяжести речевых нарушений возрастает. Такие дети имеют комплексное органическое нарушение, что тем более затрудняет коррекционную работу с ними.

Нарушение всех видов речевой деятельности перестраивает всю жизнь семьи, у ребенка проявляются сложности во взаимодействии с окружающим, трудности в общении и понимании, проявляются осложнения в процессе выражения эмоций, тормозится развитие воображения и восприятия, и других психологических процессов.

Есть определённые условия, которые помогают обеспечить проективность коррекционной программы:

— единые принципы обучения для всех безречевых, индивидуальный подход,

— прогнозирование и планирование результатов коррекционного воздействия.

— постоянное наблюдение за ребенком, корректировка речевого диагноза, ориентирование на зону ближайшего развития каждого ребенка

Одним из важных моментов является «закладка фундамента» предпосылок общения. Частое использование специальных упражнений, стимулирующих развитие внимания памяти оптико-пространственных представлений нарядно-действенного мышления, которые являются основой для развития общения. Многообразные приемы воздействия способствуют исключению подражательных инертных стереотипов, активизируют развитие способности детей переносить полученные умения в условия реального общения.

Работа по коррекции речевых нарушений у безречевых детей должна строится по различным направлениям развития:

— слухового восприятия, функции голоса и правильного дыхания.

— способности к использованию невербальных компонентов коммуникации, а также импрессивной и экспрессивной речи

— зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

— зрительнo-пространственного анализа и синтеза.

— сенсорно-перцептивной деятельности.

— чувства ритма.

Приемы по активизации речи у неговорящих детей начинаются с воспитания понимания обращённой к ним речи, и особое значение придается:

— развитию слухового внимания и памяти (детей учат различать звучание музыкальных игрушек, предметов, определять последовательность звучания и местоположение звучащего предмета в пространстве);

— активизации зрительного внимания и памяти (важно, чтобы ребёнок находил и показывал пальцем игрушку, соотносил ее со словом-названием, удерживал в памяти ряд предметных образов;

— формированию пространственных представлений (сначала по подражанию взрослому, а далее, по речевой инструкции, обучают раскладывать картинки в пространстве, собирать разрезные картинки, пазлы);

— воспитанию подражательной моторике, вначале общей, следом ручной и артикуляторной;

— научению длительному управляемому ротовому неречевому выдоху с помощью упражнений: дутьё на перышко, вату, в трубочку и т. д.

Наряду с развитием импрессивной речи осуществляется обучение активной речи на материале звукоподражаний с опорой на соответствующие игрушки и картинки. В работу со звукоподражаниями постепенно вводится фраза со звуками «крика» животных: «кошка — мяу», «собака — ав» и т. п. Дальнее, фразы постепенно увеличиваются до коротких слов. Методика употребления звукоподражаний, при одновременном развитии всех психических функций и импрессивной речи способствует появлению активной речи. Для активного закрепления звукоподражаний взрослым необходимо петь народные песенки, потешки, прибаутки, колыбельные, в которых содержатся слова наиболее близкие, понятные, доступные ребёнку.

В основу работы положен принцип комплексного подхода Л. С. Выготского, что предполагает поэтапное развитие сохранного потенциала безречевого ребенка, опираясь на комплексную работу анализаторных систем, компенсируя его недостатки. Педагогический эффект работы заключается во включении детей в разнообразные виды деятельности, отличающиеся по содержанию, сложности, степени социального опосредования.

Литература:

  1. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ Астрель, 2017. — 224 с.
  2. Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / Р. Е. Левина; [ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин]. — М.: АРКТИ, 2015. — 221 с.
  3. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Альянс 2017. — 368 с.
  4. Трофимова, Н.М., Дуванова, С.П., Трофимова, Н.Б., Пушкина, Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. — Москва, 2016. — 300 с.

Ключевые слова

математическое развитие, ДОУ (дошкольное образовательное учреждение), КРР (коррекционно-развивающая работа), ОВЗ (особые образовательные потребности)
Задать вопрос