Конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста «Путешествие с Бесстрашным» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста «Путешествие с Бесстрашным» / Н. П. Заваленкова, Е. Г. Хамбекова, И. В. Афанасьева [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8764/ (дата обращения: 01.05.2024).



Возрастная группа

Подготовительная к школе группа

Форма организации, количество обучающихся

Групповая, 8 человек

Тема занятия

«Путешествие с Бесстрашным»

Используемые технологии и методики

Методика развития эмоционального интеллекта (EQ) «Монсики» В. Шиманской

Цель занятия

Создание условий для формирования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в ходе познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с традициями и культурой различных стран на примере Греции

Задачи

Образовательная

Развивающие

Воспитательные

формировать представление детей об эмоциональном портрете страны, о традициях и культуре;

развивать любознательность, поддерживать проявление самостоятельности в познании окружающего мира;

воспитывать отзывчивость и доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь в трудной ситуации, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками

Культурная практика

познавательно — исследовательская деятельность

Культурно-смысловой контекст

создание и наполнение книги путешественника

Предпосылки УУД

Предпосылки личностных УУД

Предпосылки регулятивных УУД

Предпосылки коммуникативных УУД

Предпосылки познавательных УУД

- умение воспринимать речь педагога;

— умение проявлять внимание и доброжелательность;

— умение выражать положительное отношение к процессу познания (внимание, удивление);

—мотивировать свои действия

-умение контролировать свою деятельность по результату;

—умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;

—умение фиксировать затруднения;

-умение четко выражать свои мысли;

—умение активного слушания;

—умение ставить вопросы;

—умение определять цели и функции участников деятельности

-умение выделять параметры объекта;

—умение корректно доказывать свое мнение;

—умение анализировать представленные факты;

Оборудование

- мягконабивная кукла Бесстрашный (Монсик), макет Парфенона для «Архитектурного квеста»,, макет книги путешественников (лэпбука), раздаточный материал (карточки эмоций), эмоциональная карта мира, фрагменты для заполнения книги путешественников, заготовки для изготовления греческих костюмов-хитонов и фибулы макет дерева Лавр, ленты эмоций, дневники путешественников,

Этап

Цель деятельности воспитателя

Содержание занятия, деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть занятия 3 мин

  1. Мотивационный этап

Создать систему мотивации детей к речевой и познавательной деятельности, определение детской цели

Приветствие детей-участников образовательного процесса.

Педагогом организуется проблемная ситуация: воспитатель знакомит детей с волшебным монсиком Бесстрашным, с легендой об эмоциональной карте мира и предлагает отправиться в путешествие в одну из стран, которые исчезли с этой карты.

Выражают готовность к новой совместной деятельности

Ребята заинтересованы. Выслушав воспитателя и Бесстрашного, дети предлагают помощь и выражают готовность отправиться в путешествие, выбирают страну, куда бы они хотели отправиться

  1. Ориентировочный этап

Формулирование целей деятельности, подбор средств

Основная часть занятия 12 мин

  1. Информационный этап

Мотивировать на достижение личностно-значимого результата данной деятельности для каждого ребенка, формирование у детей предпосылок УУД.

Создание условий для выстраивания ребенком индивидуальной траектории на основе заданий дифференцированного характера

Дети с воспитателем перемещаются в Грецию.

Воспитатель предлагает детям составить эмоциональный портрет Греции, начав с игры «Эмоциональная пантомима».

Воспитатель предлагает выучить слова, которые обозначают эмоции на греческом языке.

Продолжая знакомить детей с эмоциональным портретом Греции, педагог знакомит детей с главной архитектурной достопримечательностью Греции, с Парфеноном-храмом богини Афины в Акрополе. С помощью демонстрационных карт эмоций предлагает описать, какие чувства могли бы они испытать, если бы увидели настоящий Парфенон. Продолжает стимулировать детей к заполнению книги путешественников.

Предлагает игру «Архитектурный квест», просит прокомментировать свои эмоции и чувства.

Далее воспитатель знакомит детей с праздником Апокриес, национальной греческой одеждой- хитоном с фибулами и предлагает создать костюм для греческого праздника. Интересуется, какие чувства испытывают дети, нарядившись в греков.

Предлагает станцевать под греческую музыку танец, описав движения для мальчиков и девочек (динамическая пауза).

Сообщает детям о традиционной игре «Агалмата» античная статуя и предлагает в нее поиграть

Дети с интересом включаются в процесс изучения эмоционального портрета Греции.

Дети анализируют в игре значение жестов в России и Греции, обсуждают новое знание.

Дети знакомятся с произношением слов, обозначающих эмоции на греческом языке. Заполняют книгу путешественников по разделу «Эмоции».

Ребята рассказывают, опираясь на свои знания, о Парфеноне, демонстрируют свое отношение и чувства к игре с помощью карточек эмоций. Заполняют книгу путешественников.

Дети играют в игру, закрепляя свои знания о Парфеноне.

Ребята с радостью конструируют и одевают национальные греческие костюмы-инсценируя карнавал и танцуя. Выполняют движения за воспитателем, или двигаются, опираясь на свои ощущения, вслушиваясь в греческую музыку.

Дети играют в «Агалмата» выражают свои эмоции с помощью карточек эмоций

  1. Аналитический (практический) этап

Игра с затруднением, открытие нового знания, подведение итогов — оценка нового знания, приобретенных умений, достижение детской цели, подбор средств

Воспитатель знакомит детей с культурой страны-греческим театром и предлагает сделать настоящую театральную маску. Стимулирует детей к заполнению книги путешественников.

Ребята рассказывают о том, что они знают о театре и с радостью приступают к изготовлению театральных масок. Выбирают заготовки(с изображением лиц людей, животных, фантастических существ) и декорируют их. Высказывают мнение о своем эмоциональном состоянии. Заполняют книгу путешественников

Заключительная часть занятия (5 минут)

  1. Оценочный этап

Подвести итог по мероприятию, дать возможность ребятам выразить свое мнение. Создать условия для фиксации единицы содержания образования, для выделения, обсуждения, моделирования в ходе рефлексии

Воспитатель предлагает ребятам оценить сегодняшнюю встречу, задает вопросы рефлексивно-оценочного характера: что было самым интересным?

Были ли трудности? как мы с ними справились?

Обращает внимание на появление цветной Греции на эмоциональной карте мира.

Задает вопросы, акцентирующие практическую значимость знаний и умений: мы смогли помочь вернуть Грецию на эмоциональную карту мира, потому что…научились…узнали?

Воспитатель, Бесстрашный, и дети возвращаются из путешествия по Греции

Ребята рассказывают об эмоциональном портрете Греции, о достопримечательностях, традициях и обычаях Греции.

  1. Рефлексивный этап

«Взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности

Воспитатель с Бесстрашным предлагает детям игру «Лавр», где необходимо отметить свое эмоциональное отношение к этой стране, поместив на ветку лавра ленту с изображением своих эмоций от путешествия по Греции

Ребята выражают свои эмоции, каждый выбирает эмоциональный рисунок на ленте и закрепляет ее на ветвях Лавра.

Ребята высказывают свое мнение о встрече, делятся впечатлениями

  1. Перспективный этап

Выход на самостоятельную деятельность

Бесстрашный дарит ребятам дневники путешественников. Воспитатель дает детям возможность внести свои предложения по дальнейшему изучению Греции

Дети высказывают свои предположения о том, что бы они еще хотели узнать о Греции и как они могут это сделать (самостоятельно, с родителями и педагогами)

Задать вопрос