Факторы формирования имиджа начинающего эстрадного вокалиста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 04.12.2023

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Ложкин, Н. С. Факторы формирования имиджа начинающего эстрадного вокалиста / Н. С. Ложкин. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 58-59. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8757/ (дата обращения: 17.05.2024).



В статье рассматриваются основные факторы формирования имиджа эстрадного вокалиста: целевая аудитория, учет ожиданий публики, фактор узнаваемости и оригинальности.

Ключевые слова: имидж, сценический имидж, фактор формирования имиджа, профессиональная подготовка современного эстрадного вокалиста.

Современная массовая культура имеет множество направлений, ведущим из которых является музыкальная эстрада. Эта область очень популярна у слушательской аудитории и активно пропагандируется сетью интернет, музыкальной эстрадой, радио и телевидением. Современная эстрада должна отвечать вкусам широкой публики, ее запросам и потребностям, ее эстетическим потребностям. Музыкальная индустрия сейчас является значительным структурным образованием в сфере шоу-бизнеса как специфическая связь коммерческой и творческой деятельности. Быстро растет число участников и потребителей этой сферы. Поэтому возрастает необходимость специальной подготовки исполнителей, в том числе в области имиджелогии.

Имиджелогия образована на стыке несколько научных дисциплин: психологии, менеджмента и Public Realations (связи с общественностью).

В современной имиджелогии чаще разрабатываются вопросы, связанные с теорией имиджа в целом (Шепель В. М., Панасюк А. Ю. и др.), специфика создания имиджа политических деятелей, но сравнительно немного работ по созданию имиджа современного вокалиста. Нет методик формирования сценического имиджа начинающего артиста. Есть явное противоречие между необходимостью обучения методикам формирования имиджа и неразработанностью теоретико-методологического обеспечения. Существующие работы часто бывают противоречивы или рассматривают отдельные структурные компоненты имиджа.

Имидж всегда информативен. Он объединяет ряд особо важных признаков, которые присущи этому объекту или субъекту. Причём, признаки могут существовать объективно или же произвольно приписываться, необходима работа по уточнению, построению и совершенствованию имиджа.

«С практической и с теоретической точки зрения освоение технологии формирования сценического имиджа артиста — это задача, имеющая непосредственное отношение к педагогике и психологии музыкального образования…» [,109] Петренко Е. В.

В работах Шепеля имидж рассматривается как:

— роль (стереотипы поведения) — ожидаемые поведенческие модели, связанные с положением человека в обществе или группе, его статусом;

— статусные символы — внешние знаки отличия, такие как одежда (униформа), язык, манеры, прическа и др.

— статусная идентификация — уровень отождествления человека с определенным статусом, принятия его внешних характеристик и роли поведения.

Формирование имиджа представляет собой способ достижения внешней яркости и выразительности внутреннего образа имидженосителя, утверждает В. Г. Горчакова. Управление имиджем — процесс осмысленного, целенаправленного и систематического воздействия имидженосителя на имиджепотребителя на основании постоянно поступающей обратной связи из внешней среды [3]. Процесс управления, на наш взгляд, должен включать ряд основных факторов, таких как фактор поиска слушателя, фактор учета ожиданий публики, фактор узнаваемости и оригинальности.

Фактор поиска слушателя (целевая аудитория). Традиционно слушателей музыки и музыкальных композиций делят на 2 типа: профессиональные слушатели и непрофессиональные слушатели.

Т. Адорно в своих работах дает расширенную классификацию, опираясь на критерии образованности и подготовленности, а также особенности принятия музыкального произведения:

— профессионал — эксперт способен адекватно слушать музыку с обращением к музыкальной логике произведения;

— хороший слушатель в чем-то сходен с экспертом и способен судить о музыке не только исходя из соображений престижности и собственного вкуса, но и в некоторой степени владения музыкальной логикой;

— типичный образованный слушатель, чье слушание и восприятие музыки связано с социальной оценкой. Он информирован и ожидает красивых мелодий.

— эмоциональный слушатель обращен не к особенностям организации музыки, а к собственной ментальности, независимой от воспринимаемого; слушание музыки при этом становится своеобразным средством проецирования ожиданий, высвобождения подавляемых или сдерживаемых нормами цивилизации эмоций [2].

В процессе профессиональной подготовки начинающий исполнитель, конечно, больше сталкивается с первыми двумя категориями (преподаватели). Свободная же концертная деятельность должна быть ориентирована на третью и четвертую категорию. Следовательно, это требует значительного изменения репертуара, и поиска, соответствующего ожиданиям публики образа. Именно эмоциональный слушатель помогает определить фактор учета ожиданий публики.

Фактор учета ожиданий публики. Публика заранее настроена на определенный формат выступления. Так, например, одни слушатели предпочитают массовые красочные шоу с яркими костюмами и танцами (Киркоров Ф., Бабкина Н., Кадышева Н. и др.), другие являются поклонниками определенного музыкального направления, например фолк-музыки (Пелагея), третьи рок-музыки или джаза. Даже если исполнитель одинаково талантливо может выступать во всех стилях, для сценического имиджа и контингента слушателей нужно будет выбрать один для успешности концертной деятельности.

Фактор узнаваемости и оригинальности самый сложный в учете его при формировании сценического имиджа. В процессе профессиональной подготовки исполнитель ориентируется на разных исполнителей, зачастую копируя их стиль и манеру исполнения. Это сложно (шоу «Один-в-один» или «Точь-в-точь»), но еще труднее преодолеть подражание и найти ту оригинальность, по которой публика будет узнавать своего исполнителя. Эстрадное пение, как определенный синтетический вид искусства, может объединять в себе различные этнические культуры и профессионально-певческие традиции, танцевальные шоу, актерскую игру, использование акустической аппаратуры и широкий репертуар. Возможностей творчества создания имиджа огромное количество.

В первую очередь, конечно, это специфика своего голоса, которую нужно найти или создать. Например, Сергей Пенкин занесен в Книгу рекордов Гиннеса как обладатель голоса с неповторимым по своей широте диапазоном (диапазон его голоса — четыре октавы). Эстрадный певец Витас получил известность исполнением музыкальных произведений фальцетом. Диана Анкудинова узнаваема благодаря контральто, самому редкому женскому тембру, приближенному к мужским голосам.

На создание сценического имиджа эстрадного вокалиста также активно «работает» его костюм. Это первое впечатление об артисте при выходе на сцену, это заявка на стиль исполнения и оригинальность. Движения и жесты наполняют выступление эстетически отобранными эмоциональными красками, украшая различными оттенками того или иного настроения, что дает исполнителю возможность самовыражаться посредством самостоятельного создания пластического рисунка. В истории мировой музыки немало выдающихся эстрадных вокалистов, которые заставляли весь мир говорить о них и восхищаться не только их вокалом, но и сценическим имиджем. Внешность, стиль одежды, музыкальный стиль исполнения — все, что можно увидеть и услышать относится к реальным компонентам имиджа.

В современном российском шоу-бизнесе, как и в международном и в любой другой сценической деятельности, всегда присутствует элемент эксцентричности, для того чтобы добиться расположения и вызвать интереса у публики. Поведение исполнителя может быть неожиданным, эпатирующим. Артист создает определенную роль и играет ее для зрителей. И чтобы вжиться до конца в свою роль, слиться с ней, ему необходим правильно подобранный образ. Ведь имидж и стиль — залог успеха для звезды шоу-бизнеса. Имидж современного исполнителя меняется вместе с артистом, совершенствуется вместе с ним. Первые шаги по созданию имиджа необходимы еще в процессе профессионального образования, а совершенствование — это весь период выступлений и концертной деятельности.

Справедлива мысль Арутюновой А. Б.: «Только учёт индивидуальных познавательных возможностей учащихся (равно как и их природных данных, ресурсов, уровня компетенции), только постепенное усложнение познаваемых явлений музыкальной культуры, связей и отношений между ними, способны обеспечить оптимальную стратегию развития будущего исполнителя» [1, с.4].

Профессиональная подготовка современного эстрадного вокалиста должна включать в себя не только музыкально-теоретические и музыкально-практические знания, но и значительный блок психолого-педагогических знаний. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса студента должно быть дополнено рядом учебных дисциплин по формированию сценического имиджа, что поможет начинающим вокалистам при адаптации в профессии и творческом развитии.

Литература:

  1. Арутюнова, А. Б. Совершенствование профессиональной подготовки эстрадного исполнителя (вокалиста) на современном этапе: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Арутюнова Аревик Борисовна; Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова. — Москва, 2013. — 22 c. — Текст: непосредственный.
  2. Бондарев В. П., Загоревская А. О., Моторина И. Е. Развитие идей Т. Адорно в работах современных исследователей музыки // Гуманитарный вестник. 2020. № 5 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-idey-t-adorno-v-rabotah-sovremennyh-issledovateley-muzyki (дата обращения: 29.10.2023).
  3. Горчакова В. Г. Имиджелогия. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / Горчакова, Г. В. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 335 c. — Текст: непосредственный.
  4. Петренко Е. В. Формирование сценического имиджа эстрадных певцов // Преподаватель ХХI век. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-stsenicheskogo-imidzha-estradnyh-pevtsov (дата обращения: 29.10.2023).

Ключевые слова

имидж, сценический имидж, фактор формирования имиджа, профессиональная подготовка современного эстрадного вокалиста
Задать вопрос