Здоровьесберегающие технологии и эффективность их использования в начальной школе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 03.11.2023

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Баранова, Н. А. Здоровьесберегающие технологии и эффективность их использования в начальной школе / Н. А. Баранова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8729/ (дата обращения: 17.05.2024).



Здоровьесберегающие технологии и эффективность их использования в начальной школе

Баранова Надежда Александровна, учитель физической культуры

ГУО «Средняя школа № 59 г. Гомеля» (г. Гомель, Беларусь)

В работе рассмотрена проблема исследования здоровьесберегающих технологий в научной литературе, определены состояние и особенности применения данных инновационных методик в начальной школе; систематизированы и адаптированы новые методы и средства взаимосвязи культуры здоровья личности с физической культурой; определены основные параметры образовательной системы реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе; определена область совершенствования эффективности социально-педагогических функций физической культуры.

Внедрение инновационных методов сохранения здоровья в обществе неотъемлемо связано не только с вопросами формирования здорового образа жизни у учащихся младших классов, их подготовки к старшей школе и социализации, но также с повышением результативности их учебы и продления активной жизни благодаря правильному использованию физической культуры и организации профилактических мероприятий с использованием естественных возможностей и природных особенностей организма.

Общая социально-педагогическая проблема здоровьесберегающей деятельности связана с эффективностью осуществления социально-экономических и социально-педагогических функций физической культуры и обусловлена взаимосвязью с другими явлениями общественной жизни, включая физическое воспитание в сочетании со смежными аспектами и видами воспитания, включая межпредметные области — психологию, физиологию и социологию [1]. В целом, применение здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры в начальной школе является актуальным и важным для формирования здорового образа жизни, предотвращения заболеваний, развития моторных навыков, эмоционального благополучия и социализации детей.

Основная часть. Внашем исследовании обобщен опыт педагогической деятельности здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в начальной школе. В ходе исследования и постановки проблемы нами был принят во внимание ряд публикаций, имеющих отношение к теме исследования. Особое внимание исследователи уделяют созданию здоровьесберегающей среды, как это отражено в работах Е . Н . Казаковой, Н. А. Агаджанян, Э. О. Сусловой, В. Н. Ирхина , валеологизации образовательной среды и учебного процесса — в работах Е. Н. Казаковой, Г. А. Кураева, Е. Л. Желтухиной, Н. К. Смирнова и др., а также разработке здоровьесберегающей среды — H. H. Макаров, З. М. Богуславская, Е. А. Ямбург и др. Обзор научно-теоретической литературы и передового педагогического опыта позволил нам выявить ряд особенностей, которые характеризуют исследуемую проблему в области совершенствования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе [2]. Эти особенности включают:

формирование здорового образа жизни . Введение здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры помогает детям осознать важность физической активности и правильного питания для поддержания здоровья. Это способствует формированию здорового образа жизни среди молодого поколения.

превентивные меры . Здоровье сберегающие технологии на уроках физической культуры помогают предотвратить различные заболевания и проблемы со здоровьем, такие как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и другие. Регулярная физическая активность помогает укрепить иммунную систему, улучшить общую физическую форму и сопротивляемость организма.

развитие моторных навыков . Здоровье сберегающие технологии на уроках физической культуры помогают развивать моторные навыки у детей. Это включает координацию движений, гибкость, силу и выносливость. Развитие этих навыков может положительно сказаться на общем развитии ребенка и его способности к активной жизнедеятельности [3]

повышение эмоционального благополучия . Физическая активность на уроках физической культуры помогает улучшить эмоциональное состояние детей. Она способствует выработке эндорфинов — гормонов счастья, которые помогают снять стресс, улучшить настроение и повысить самооценку.

социализация . Уроки физической культуры с применением здоровье сберегающих технологий также способствуют развитию социальных навыков у детей. В процессе занятий они учатся работать в команде, сотрудничать, устанавливать и поддерживать контакты со сверстниками, что способствует развитию их социальной компетентности.

Состояние и особенности применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе могут быть описаны следующим образом:

  1. Отсутствие системного подхода к применению здоровьесберегающих технологий. Часто данные мероприятия проводятся случайно или в форме одиночных мероприятий, без интеграции в образовательный процесс [4].
  2. Ограниченные возможности физической среды и материально-технической базы. Некоторые школы не имеют достаточного количества спортивных площадок, спортивного инвентаря и оборудования, что ограничивает возможности проведения занятий по физической культуре и спорту.
  3. Недостаточное внимание здоровьесберегающим технологиям в учебных программах и планах работы школы . В результате этого, педагоги не получают достаточного образования и подготовки по вопросам здоровьесбережения и не могут эффективно применять соответствующие методы и приемы.
  4. Отсутствие сотрудничества и взаимодействия между учителями, медицинским персоналом и родителями . Часто отсутствует координация действий и обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса, что мешает успешной реализации здоровьесберегающих технологий.

Для решения данных проблем необходимо создание системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников по вопросам здоровьесбережения, разработка и внедрение комплексных программ здоровьесберегающих технологий, а также активное взаимодействие между учителями, медицинским персоналом и родителями.

Одним из способов систематизации и адаптации новых методов и средств взаимосвязи культуры здоровья личности с физической культурой может быть создание комплексных программ, которые объединяют различные аспекты здоровья и физической активности . Эти программы могут включать в себя не только тренировки, но и образовательные модули, позволяющие участникам получить знания о правильном питании, управлении стрессом, основах анатомии и физиологии, а также других аспектах, влияющих на здоровье. Кроме того, для эффективной систематизации и адаптации новых методов и средств необходимо проводить регулярную оценку и анализ результатов их применения , учитывать индивидуальные особенности каждого участника.

Согласно Всемирной организации здравоохранения, эмоциональные расстройства, отклонения в поведении, снижение успеваемости и проблемы адаптации и самореализации являются наиболее типичными нарушениями здоровьям [5]. Из анализа и обобщения современной литературы следует, что актуальность здорового образа жизни связана с ростом и изменением нагрузок на организм младших школьников в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков технического, экологического, психологического характера, которые негативно влияют на состояние здоровья. Физическая культура способствует эмоциональному, интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей.

Для решения проблем применения здоровьесберегающих технологий на практике необходимо создание системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников по вопросам здоровьесбережения, разработки и внедрения комплексных программ здоровьесберегающих технологий, а также активного взаимодействия между учителями, медицинским персоналом и родителями.

Заключение. Теоретически обосновано и экспериментально подтверждено, что инновационные образовательные технологии, базирующиеся на компетентностном подходе, формируют уникальный холистический образ жизни субъектов образовательного процесса и соответствуют принципу сохранения здоровья. Они решают непосредственные задачи повышения эффективности учебной подготовки и неявно, но целенаправленно, поддерживают психическое и психологическое благополучие учащихся.

Систематические занятия физической культурой вместе с гармоничным образом жизни являются наиболее эффективными методами профилактики многих заболеваний и продления жизни. Регулярные упражнения оказывают тренирующий эффект на школьников, улучшая их умственную и физическую работоспособность, развивая двигательные навыки и умения, а также повышая устойчивость к различным заболеваниям.

Литература:

  1. Марченко Ю. А. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в начальной школе // Образовательная социальная сеть. — Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/2022/09/07/prim enenie-zdorovesberegayushchih-tehnologiy-na-urokah. — Дата доступа: 20.10.2023
  2. Казакова Е. Н.. Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Казакова Елена Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова]. — Москва, 2014. — 174 с.
  3. Xiaojing Li, Min Zhang How digital health technologies promote healthy life in the Post-COVID-19 Era: evidences from national survey on Chinese adolescents and youngsters // Front Public Health. — 2023. — Vol.11. — P.1–14. https://doi.org10.3389/fpubh.2023. 1135313
  4. Mumtaz H. Current challenges and potential solutions to the use of digital health technologies in evidence generation: a narrative review // Digital Health. — 2023. — Vol. 5. P.1–8. https://doi.org/10.3389/fdgth.2023.1203945
  5. Чернова Ю. Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве // Библиотека Казанского федерального университета. — Режим доступа: https://kpfu.ru/portal/docs/F1113789001/Chernova.Ju._.Realiza ciya.zdorov esberegajuschih tehnologij.docx. — Дата доступа: 20.10.2023.
Задать вопрос