Обобщающий урок по темам «Архитектура Древнего Египта». Тема урока: «Путешествие в Египет — страну пирамид» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 02.09.2023

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Неплюева, Г. В. Обобщающий урок по темам «Архитектура Древнего Египта». Тема урока: «Путешествие в Египет — страну пирамид» / Г. В. Неплюева, С. В. Федина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8577/ (дата обращения: 01.05.2024).



Форма организации коллективной деятельности : совместно-индивидуальная.

Виды занятий: беседа на повторение знаний пройденного материала, просмотр слайдов, объёмная аппликация.

Цель: формирование у обучающихся представлений о культуре Древнего Египта и ее своеобразии.

Задачи:

Образовательные : раскрыть условия формирования культуры Древнего Египта, влияние общественно-политического строя и религии на изобразительное искусство; роль заупокойного культа. Познакомить учащихся с особенностями изобразительного искусства Древнего Египта. Отметить ведущую роль архитектуры: пирамиды, храмовое строительство. И скульптуры: сфинксы, статуи фараонов, рельефы.

Развивающие : развитие грамотной речи, внимания, памяти, ассоциативно-образного мышления. Развитие умения выделять главное, строить аналогии.

Воспитательные : воспитывать нравственно-эстетического восприятие окружающего мира, любовь к искусству; уважение к товарищам.

Оборудование урока : лист бумаги А1 для коллективной работы, цветная бумага, клей, ножницы.

Зрительный ряд: проектор и экран, презентация урока, детские работы прошлых уроков.

Тип урока: комбинированный.

Основные термины и понятия : храм, мумия, скульптура, статуи фараонов, рельефы, архитектура, колонны, пирамиды, сфинкс, чудеса света, искусство.

Ход урока:

Организация класса

Проверка отсутствующих, готовность к уроку. Проверка знаний технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

Учитель . В древнеегипетском тексте написано: «Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, — деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу».

Дети, как вы думаете, что объединяет такие слова как: усыпальница, архитектура, роспись, изваяние, предметы роскоши? К чему они относится? (Ответ детей: к искусству).

В какой стране сохранилось самое большое количество пирамид, памятников и свидетелей прошлого? (Ответ детей: в Египте)

Мы совершим сегодня путешествие в Древний Египет удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из первых цивилизаций, отдалённую от нас несколькими тысячелетиями.

Если мы обратимся к карте Древнего мира, то нас сразу привлечет такой континент как Африка. Здесь на карте хорошо видна синяя полоса — это река Нил, а рядом земли, на которых процветал Древний Египет.

Начиная наше путешествие, хочется прочитать стихотворение русского поэта Николая Гумилёва:

Как картинка из книжки старинной

Услаждавшей мои вечера,

Изумрудные эти равнины

И раскидистых пальм веера…

Вот каким ты увидишь Египет

В час божественный трижды, когда

Солнцем день человеческий выпит

И, колдуя, дымится вода.

(Слайд)

В нашем путешествии по Египту мы не сможем обойтись без лодки, из чего мы ее сможем соорудить в Египте? ( Ответ детей: из папируса) . Двигаясь по главной реке Египта (найдите ее на карте, выясните, где берет начало и куда впадает) мы увидим удивительные памятники архитектуры. И важную роль в сохранении истории этой страны сыграли правители фараоны.

Познакомимся лучше с некоторыми из них. (Слайд)

Фараон Хефрен.

Фараон Хеопс — великий

Захотел себе гробницу,

Выше, краше остальных.

И велел писать писцу

Я приказываю вам

Выстроить загробный храм!

Чтобы жить мне после смерти

Учитель : Чем могут привлекать нас пирамиды, построенные по приказу фараона? Что мы там можем увидеть? (О тветы детей )

Еще один фараон, оставивший после себя удивительные артефакты

Фараон Тутанхамон,

Был правитель тех времён.

Восседал на троне он

С золотым рельефом.

Царствовал не долго,

Но оставил о себе

Тайный склеп в сырой земле,

С маской, мумией и верой –

В то, что в жизни нашей есть

Свято место для чудес.

Учитель. А еще один правитель Египта Эхнатон, оставил после себя не только свою пирамиду и новые законы. Он ввел новый эталон красоты им была его жена, царица Нефертити. Её имя означает «красавица грядёт», значит, её признали великой красавицей при жизни. Её портрет сделал большой мастер, скульптор Тутмес. До сих пор многие считают, что в лице Нефертити запечатлены самые верные пропорции женской красоты, что это лицо — эталон благородной красивой женщины. По вашему мнению, это верно? Нефертити красавица? (Учащиеся отвечают).

Практическое задание № 1

Учитель. Вам предлагается выполнить рисунок «Портрет современной красавицы». В работе используете фломастеры.

Учащиеся выполняют задание. Готовые работы вешаются на доску.

Учитель. Продолжая путешествие по Египту, мы обязательно увидим пирамиды. Почему древние греки считали египетские пирамиды чудом света? ( Ответы детей).

Для того чтобы дать полный ответ на этот вопрос, нам необходимо с вами пройти викторину . Впути нас будут сопровождать египетские боги. Но боги могут не только помогать, но и сильно наказывать. Мы с вами постараемся задобрить их своими знаниями.

Что мы знаем о пирамидах?

  1. В каком веке воздвигнута первая пирамида? (28 в. до н. э.)
  1. Какие три принципа возведения пирамид? (Гигантские размеры, пирамидальная форма, камень, как строительный материал).
  2. Кто построил пирамиду Хеопса? (Хемиун).
  3. Назовите все три пирамиды в Гизе. (Хеопса, Хефрена и Микерина).
  4. Какова длина стороны основания у пирамиды Хеопса? (233 метра)
  5. Назовите высоту пирамиды Микерина. (60 метров).
  6. Сколько лет уходило на строительство пирамид? (20 лет).
  7. Для чего строили пирамиды? (Пирамида является гробницей фараона).
  8. Что вам известно про эту скульптуру (Фотография Большого сфинкса) ? (Большой сфинкс в Гизе. Длина туловища 57м, высота 25м. Относится к 27 в. до н. э. туловище льва, голова фараона).

Учитель. Еще в честь фараона строили храмы. До наших дней сохранились только некоторые. На слайдах вы видите храмы, воздвигнутые разным фараонам в разные века.

У центральной части фасада возводили статуи этих фараонов. Храмы вырубали в скалах. От некоторых храмов остались одни только статуи с изображением фараонов. Частично сохранились и целые храмовые комплексы, например Карнакский.

Учитель . Необходимо выполнить задание.

Назовите древнеегипетские храмы. (Слайд)

В строительстве храмов использовались колонны. Назовите их. (Слайд)

Учащиеся отвечают:

— Папирусовидная колонна,

— Лотосовидная колонна,

— Колонна с капителью в виде головы богини.

Учитель. Как называются украшения храмов в Древнем Египте? (Слайд)

Учащиеся отвечают: настенные сюжетные рельефы и росписи.

Учитель. Назовите виды изобразительного искусства Древнего Египта, представленные на слайде. (Слайд)

Учащиеся отвечают:

  1. Аллея сфинксов.
  2. Живописная роспись «Охота в нильских зарослях». Гробница в Фивах.
  3. Рельеф из Мемфиса «Плакальщики».
  4. Роспись из гробницы «Удод».
  5. Древнеегипетская письменность иероглифы.

Учитель. Вот мы и добрались до конца нашего путешествия. Путь наш был долгим и сложным. Чем прославился Египет в прошлом, мы усвоили, остается сохранить эту память в наших рисунках.

Практическое задание № 2.

Учитель. Закрепляя теоретические знания, мы выполним практическую работу «Древнеегипетский храм». Каждый из вас получит задание, составляющее часть коллективной работы. Необходимо выполнить: колонны, капители, базы, перекрытие и пальмы.

Учащиеся выполняют работу.

Составление общей композиции на листе.

Учитель. Работу закончили. Подведём итог урока. Я предлагаю вам сделать выводы по уроку.

Учащиеся подводят итог урока, оценивают коллективную работу.

Учитель выставляет оценки, благодарит за работу на уроке.

Учитель. Мы закончили путешествие в страну пирамид и прощаемся с Египтом. (Слайд).

Литература:

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего Мира.5 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений
  2. Презентация Power Point.
Задать вопрос