Технологическая карта урока по биологии «Внешнее строение рыб» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 28.08.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Пулукчу, О. Н. Технологическая карта урока по биологии «Внешнее строение рыб» / О. Н. Пулукчу. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8559/ (дата обращения: 28.04.2024).



Учебная дисциплина: биология.

Класс: 8

Тема: Внешнее строение рыб.

Тип: комбинированный

Цель: создание условий для формирования знаний о рыбах как водных позвоночных, раскрыть особенности внешнего строения рыб,

связанных с водной средой обитания.

Задачи:

– Образовательные: повторить и закрепить знания о беспозвоночных животных; познакомить с особенностями внешнего строения и образа жизни рыб в водной среде.

– Коррекционно-развивающие: корригировать внимание на основе упражнения; развивать познавательные способности; учить составлять полные правильные ответы на поставленные вопросы, работать с учебником;

– Воспитательные: формировать умение работать в коллективе, прививать интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе.

Компетенция: коммуникативная, информационная.

Оборудование: презентация, карточки для самостоятельной работы, учебники, перчатки, тушки свежей рыбы: карась, щука.


Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

Цель: подготовка уч-ся к работе на уроке.

1.Упражение на внимание.

Организует уч-ся. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Долгожданный дан звонок.

Начинаем мы урок.

— Сядет тот, в имени которых 3 буквы: Яна

— Сядет тот, в имени которых третья буква Р: Боря, Фархунда

— Сядет тот, в имени которых есть 5 букв: Алина, Арина, Антон.

— Сядет тот, в имени которых 4 буквы: Паша, Стас, Даша.

Подготовка уч-ся к уроку.

Занимают свои рабочие места.

Повторение предыдущего материала.

Цель: выявить уровень знаний уч-ся, повторить пройденный материал.

1.Беседа по вопросам.

Урок начнем с повторения.

Назовите беспозвоночных, одомашненных животных. (пчелы, тутовый шелкопряд). Для чего человек разводит этих насекомых? (мед, пчелиный яд (используют в медицине), шёлковые нити.

К какой группе животных относятся пчёлы и тутовый шелкопряд? (беспозвоночные)

—Чем отличаются позвоночные животные от беспозвоночных? (есть позвоночник и скелет).

На какие группы делятся позвоночные животные? (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Уч-ся отвечают на вопросы полным ответом.

Постановка целей и задач урока.

Цель: организовать познавательную деятельность уч-ся

1. Создаёт эмоциональный настрой для изучения новой темы.

Сегодня мы познакомимся с представителями позвоночных животных. А вот с какими, вы узнаете, если расставите карточки с числами в порядке возрастания.

2. Повторить правописание слова; назвать часть речи, род

3.Сообщает цели и задачи урока. Что нам надо сегодня узнать на уроке?

Мы познакомимся с внешним строением рыбы и ее приспособленностью к жизни в воде.

Уч-ся слушают учителя.

Расставляют числа. Называют тему урока и задачи.

Объяснение нового материала.

Цель: дать уч-ся конкретное представление об изучаемом вопросе.

1.Работа в тетради.

2.Сообщение обучающегося.

3.Словарная работа.

3.Практическая работа.

4.Ситуативная задача.

5.Физминутка.

1. Работа в тетради.

Запишите число, тему урока.

2. Сейчас нам Боря, расскажет об интересных обитателях водного царства.

Рассказ учащегося.

Рыбы — это типичные водные животные, они населяют моря, океаны, крупные и мелкие реки, озера, пруды.

Самые крупные рыбы живут в морях и океанах. Рекорд здесь принадлежит китовой акуле. Длина ее тела составляет до 20 метров, а весит до 30 тонн. Дружелюбная рыба-гигант, в отличие от своих кровожадных сородичей- акул, довольствуется поеданием планктона, то есть бактериями, водорослями, моллюсками.

Среди речных рыб первенство держит сом, длина тела составляет 5 метров и весит около 300 килограммов.

Самые маленькие на земле рыбы бычки. Длина этой крошечной рыбки-самца составляет всего 1–1,5 сантиметров, а взрослой самки достигает до 14-ти сантиметров. Они настолько прозрачные, что практически невидимые в воде, поэтому о них мало сведений в связи с трудностями вылова.

Несмотря на разнообразие форм, размеры рыбы имеют общие признаки. На примере карася и щуки мы с вами рассмотрим, каково внешнее строение рыб. Сегодня я предлагаю вам побывать в роли ихтиологов. А кто такие ихтиологи?

ИХТИОЛОГИ — ученые, которые занимаются изучением рыб.

3.Практическая работа «Внешнее строение рыб».

Перед вами, ребята, лежат тушки рыб. Сейчас мы с вами будем определять некоторые признаки внешнего строения рыб. Проведем практическую работу. Все результаты мы будем записывать в таблицу. (раздать таблицы, вклеить в тетрадь). С помощью текста учебника вы будете находить ответы на вопросы.

Ребята, а как можно определить, свежая рыба или нет? (по запаху, по жабрам, по цвету).

Собрать всех рыбок по классу.

Записывают дату

Сообщение учащегося.

Находят в словаре Ожегова значение слова.

Выполняют практическую работу по плану под руководством учителя.

По ходу заполняют таблицу. Учебник, страница 46–48

Работают с учебником.

Ответы записывают в таблицу.

Ответы детей.

По классу собирают картинки рыб.

Закрепление и повторение изученного материала.

Цель: закрепить знания и умения.

1.Работа в печатных тетрадях, стр. 13, № 2

2.Работа с кроссвордом.

2.Дидактическая игра «Кто в реке живет?»

Задание: Подписать на рисунке названия частей тела и органов рыбы.

Учащимся предлагается разгадать кроссворд.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Кто в реке живет?»

Наш с вами округ славится богатыми водными ресурсами. Какая река протекает в нашем крае? (Обь) Эта река очень богата рыбой. Более 50 видов водится в нашей реке. Вы сейчас наловили много рыбы. Скажите, как называется рыба, которую вы наловили.

Моря, реки, озера — дом, в котором живут рыбы. Но часто по вине человека этот дом засоряется, и многие виды рыб находятся на грани исчезновения. Поэтому наш с вами гражданский долг — беречь и охранять чистоту рек и морей, сохраняя для своих детей и внуков природные богатства любимой Родины. Какой экологический знак можно установить на берегу реки?

Работают группами.

Разгадывают кроссворд в парах.

Ответы учащихся.

Домашнее задание.

На выбор:

– Подготовить сообщения о рыбах, обитающих в нашей местности.

– Нарисовать экологический знак.

Записывают задание в дневник.

Подведение итогов урока и оценка.

Цель: сделать вывод и подвести итог, отметить работу уч-ся.

Подводит итог урока, отмечает работу уч-ся на уроке. Выясняет, что нового узнали на уроке. Выставляет оценки, комментируя деятельность каждого ученика.

Уч-ся отвечают на вопросы полным ответом.

Рефлексия.

Цель: выяснить мнение уч-ся об уроке.

Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо?

Что оказалось новым?

Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего?

Почему?

Высказывают своё мнение об уроке.

Литература:

  1. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-ryby-vneshnee-stroenie-v-8-klasse-4409523.htmlhttps://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-ryby-vneshnee-stroenie-v-8-klasse-4409523.html
Задать вопрос