Технологическая карта урока чтения в коррекционной школе: А. С. Пушкин, «Сказка о попе и его работнике Балде» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 06.08.2023

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Подлесная, С. П. Технологическая карта урока чтения в коррекционной школе: А. С. Пушкин, «Сказка о попе и его работнике Балде» / С. П. Подлесная. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 74-79. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8530/ (дата обращения: 28.04.2024).



Учебная дисциплина/курс: Литературное чтение Класс: 8

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».

Тип: урока: комбинированный

Цель: Создание условий для расширения знаний о творчестве А. С. Пушкина через знакомство с произведением «Сказка о попе и его работнике Балде».

Задачи:

  1. Закрепить знания о биографии А. С. Пушкина посредством линейного кластера. Познакомить обучающихся с содержанием сказки через самостоятельное чтение текста и просмотр отрывка мультфильма. Формировать умение давать оценочную характеристику поступков и характеров главных героев сказки, с опорой на текст учебника, определять основную мысль произведения.
  2. Развивать познавательную деятельность на основе упражнений в анализе и синтезе. Развивать логическое мышление через упражнение в отгадывании загадок. Формировать у обучающихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
  3. Воспитывать читательский интерес к изучению творчества А. С. Пушкина через использование ИКТ, игровых методов и приёмов.

Воспитывать основы нравственности, формировать умение осуществлять рефлексию своей деятельности.

Формируемые компетенции: Коммуникативная (умение сформулировать вопросы по теме; умение аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение отстаивать свою точку зрения);

Информационная (умение самостоятельно работать с различными источниками информации).

Методы и приемы: Словесный (беседа, диалог), наглядный, практический, самостоятельной работы, контроля и самоконтроля, рефлексия.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Технологии: компьютерные, игровые, здоровьесберегающие.

Оборудование: презентация со слайдами к К/У «Лото», индивидуальные разноуровневые карточки «Лото», этимологический словарь школьника, отрывок мультфильма «Сказка о попе и его работнике Балде»/1956 г., разноуровневые карточки с тестом по содержанию сказки.

Целевая прогрессия: Урок рассчитан на 40 минут, соответствует календарно-тематическому планированию учебной дисциплины «Литературное чтение», относится к разделу «Произведения русских писателей XIX века», в подразделе «А. С. Пушкин» находится во взаимосвязи с предыдущими и последующими уроками.

Формируемые УУД:

Познавательные: делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; читать; работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Регулятивные: адекватно использовать ритуалы школьного (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности, использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Личностные: Овладение навыками коммуникации (умение задавать вопросы, начинать разговор, выражать отказ, согласие, свое мнение; умение получать и уточнять информацию от собеседника); развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.


Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап.

Цель: психологический настрой обучающихся к работе на уроке.

К/У «Отгадай загадку».

Цель: развитие логического мышления.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, организует внимание.

Загадывает загадку.

Автор Григорий Флейшер.

Она — это радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска её боится!

Если ты её подаришь,

То счастливей каплю станешь.

Она мигом обернётся,

И к тебе скорей вернётся.

Грусть она прогонит махом,

Словно фея крыльев взмахом.

На неё ты не скупись,

С каждым ею поделись.

И на праздник на большой

Поважней она любой

Хоть конфетки, хоть открытки.

Говорим мы об … (улыбке).

Желает позитивного настроя и интересной и плодотворной работы на уроке.

Организуют рабочее место, настраиваются на познавательную деятельность.

Отгадывают загадку. Получают позитивный настрой на работу.

  1. Проверка домашнего задания.

Цель: повторение и закрепление материала, изученного на предыдущем уроке. Актуализация мыслительных процессов.

2.1. Проведение устного (фронтального опроса), по актуализации знаний.

Организует проверку усвоения изученного на прошлом уроке материала (биография А. С. Пушкина) с помощью составленного линейного кластера.

Задает вопросы по биографии поэта, требующие внимательности от обучающихся (не в хронологическом порядке).

Участвуют в учебном диалоге, демонстрируют свои знания и умения.

Слушают ответ своего одноклассника и представляют устную рецензию на него, в которой отмечают недостатки и достоинства ответа, дополняют его.

  1. Постановка цели и задач урока.
  2. Цель: обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
  3. 3.1. Дидактическая игра «Лото». Работа с индивидуальными карточками разной степени сложности.
  4. Цель: развитие познавательной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе.

Подводит обучающихся к пониманию темы урока и его цели.

Предлагает выполнить игровое задание «Лото». Формулирует задание: сопоставить высказывания персонажей сказок А. С. Пушкина, представленные на слайдах с названиями сказок на игровых карточках. Карточки разноуровневые по сложности.

Проводит параллель с раннее изученным материалом и просит выделить произведение, которое раннее не изучалось («Сказка о попе и его работнике Балде»).

Выполняют предложенное учителем задание.

Исправляют свои ошибки самостоятельно и соотносят результаты исправления допущенных ошибок.

Выделяют произведение, которое раннее не изучали.

Приходят к пониманию темы и цели урока.

  1. Объяснение нового материала.

Цель: организовать условия для осмысленного восприятия обучающимися новой информации через деятельностный подход.

  1. 4.1. Вводная беседа по теме урока.
  2. Выступления обучающихся с предварительно подготовленными сообщениями.

Цель: формирование информационной компетенции (умение самостоятельно работать с различными источниками информации).

4.2. Овладение навыками смыслового чтения текста сказки в соответствии с целями и задачами. Самостоятельная работа с учебником.

Цель: знакомство с первой частью текста изучаемого произведения.

Физминутка.

Цель: соблюдение охранительного режима урока в результате смены видов деятельности.

4.3. Словарно-лексическая работа.

Цель: обогащение словаря обучающихся.

Формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации.

4.4. Анализ прочитанного отрывка произведения.

Цель: формирование умения давать оценочную характеристику поступков и характеров главных героев сказки.

4.5. Решение проблемной ситуации.

Цель: формирование компетенций, необходимых в повседневной жизни.

4.6. Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о попе и его работнике Балде»/1956г.

Цель: знакомство со второй частью текста изучаемого произведения.

Предлагает послушать выступления обучающихся.

Первое выступление «Что такое сказка».

Второе выступление «История создания «Сказки о попе и его работнике Балде»».

Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Предлагает самостоятельно прочитать заданный отрывок сказки. По ходу чтения отметить незнакомые слова и выражения. Учебник стр. 47–49.

Предлагает выполнить гимнастику для глаз. Озвучивает действия, которые выполняют обучающиеся.

Проводит словарную работу. Просит обучающихся назвать слова из текста сказки, понимание которых вызвало затруднение. Предлагает найти значение слов в этимологическом словаре работая в парах, представить найденную информацию.

Толоконный — сделанный из овсяной немолотой муки.

Взыскался — ищет.

Полба — каша из пшеницы.

Розь — разные, различные.

Подворье — дом с хозяйственными постройками.

Оброк — денежный сбор.

Предлагает проанализировать текст прочитанного отрывка по наводящим вопросам. Ответы необходимо подтвердить цитатами из текста.

— Кого искал поп на базаре?

— Какой работник нужен был попу?

— О какой оплате труда договорились поп и Балда?

— На что надеялся поп, когда нанимал на работу Балду?

— Каким работником оказался Балда?

— Все ли в доме попа любили балду?

— Почему поп не любил Балду?

При ответе на следующие вопросы просит высказать свое мнение с опорой на собственный опыт.

— Как вы думаете соответствовала ли оплата той работе, которую выполнял Балда?

— Как вы думаете какой характер был у попа?

Какие чувства, передаваемые через жесты, испытывает поп?

— А какой характер был у Балды?

Предлагает обучающимся ответить на вопросы и решить проблемную ситуацию.

— На каких условиях Балда согласился работать у попа. (В год по три щелка по лбу).

— Поп и Балда заключили письменное или устное соглашение? (Устное)

— Есть ли гарантия, что поп выполнит свое обещание и расплатится с Балдой в полной мере? (Нет)

— Что было необходимо сделать, для того чтобы договор не был нарушен? (Заключить письменное соглашение)

— Как называется это соглашение? (Трудовой договор)

— Какие гарантии дает трудовой договор? (Гарантии того, что все договоренности об условиях и оплате труда будут выполнены в полной мере, без нарушений).

— Когда заключается трудовой договор? (При устройстве на работу).

Подводит обучающихся к выводу: чтобы быть уверен в соблюдении своих прав и гарантий, при устройстве на работу необходимо заключать трудовой договор.

Предлагает посмотреть отрывок из мультфильма и познакомиться с содержанием второй части сказки. Советует обратить внимание на новых персонажей, их реплики и действия.

Слушают выступления одноклассников, усваивают первичную информацию.

Участвуют в беседе. Осознанно строят речевые высказывания.

Самостоятельно читают текст. Находят в тексте незнакомые слова и выражения. Ориентируются в учебнике.

Соблюдают охранительный режим урока в результате смены видов деятельности путем выполнения гимнастики для глаз.

Работают в парах со словарем. Извлекают необходимую информацию, представленную в этимологическом словаре. Анализируют, представляют одноклассникам.

Принимают цель и произвольно включаются в деятельность, следуют предложенному плану и работают в общем темпе.

Анализируют прочитанный отрывок. Пытаются дать оценочную характеристику поступков и характеров главных героев сказки с опорой на собственный опыт.

Участвуют в решении ситуационной задачи. Обсуждают жизненные ситуации. Осмысливают информацию, необходимую в повседневной жизни. Делают выводы.

Знакомятся с содержанием второй части сказки посредством просмотра мультфильма. Обращают внимание на новых персонажей, их реплики и действия.

  1. Закрепление и повторение изученного материала.
  2. Цель: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений и их корректировка.
  3. 5.1. К/У «Внимательный зритель». Самостоятельное выполнение задания разного уровня сложности.
  4. Цель: создание условий для закрепления изученного материала.

5.2. Определение основной мысли произведения.

  1. Цель: формирование умения выделять главную мысль в изучаемом произведении; воспитание основ нравственности, чувства справедливости, ответственности за свои поступки.

Предлагает выполнить тест и выявить обучающегося, являющимся самым внимательным зрителем.

Проверяет результаты тестирования.

Предлагает обсудить слова сказанные Балдой после расплаты с попом («Не гонялся бы ты, поп за дешевизной»).

Просит обучающихся пояснить, как они понимают эти слова.

Подводит к пониманию основной мысли произведения: «За все в своей жизни нужно платить, жадность до добра не доводит».

Слушают задание учителя, анализируют его. Работают с тестом опираясь на содержание просмотренного отрывка мультфильма.

  1. Участвуют в обсуждении, высказывают свое мнение, опираясь на личный жизненный опыт. Определяют основную мысль произведения. Делают выводы о справедливости и ответственности за свои поступки.
  1. Подведение итогов урока и оценка.

Цель: подведение итога урока; оценивание деятельности каждого обучающегося на уроке.

Предлагает обучающимся объективно оценить свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников, оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность.

Оценивают свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

  1. Задание на дом.

Цель: закрепление знаний, полученных на уроке.

Дает комментарии к домашнему заданию. Добивается того, чтобы домашнее задание было понятно каждому обучающемуся.

/з: прочитать сказку до конца (стр. 49–53).

Выполнить интерактивное задание на образовательном портале LearningApps.org.

Викторина по сказкам А. С. Пушкина (learningapps.org)

Задают уточняющие вопросы, строят словесные конструкции, высказывают свое мнение и позицию.

Рефлексия.

Цель: коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в регулировании своих эмоций.

Предлагает обучающимся составить устное СМС сообщение другу и поделиться впечатлением о сегодняшнем уроке с помощью опорных предложений.

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались….

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…

Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируют степень их соответствия, оценивают уровень достижения поставленной цели, намечают цели дальнейшей деятельности.

Задать вопрос