Методические подходы в обучении студентов СПО, ориентированные под запросы работодателя | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Каширина, Н. В. Методические подходы в обучении студентов СПО, ориентированные под запросы работодателя / Н. В. Каширина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.1 (44.1). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8359/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье раскрываются методические подходы в обучении студентов колледжа.

Ключевые слова: методические подходы, концепция образования, педагогический процесс, парадигма образования, профессиональная ориентация.

Любые изменения в общественной жизни приводят к изменениям в системе образования. В многочисленных педагогических теориях происходит осмысление методологических оснований образования в контексте ценностей, актуальных для той или иной социально-культурной и экономической ситуации. Научными основаниями концепции образования выступают методологические подходы, определяющие ключевые направления развития всех компонентов образовательной системы.

Методические подходы в обучении студентов отражают определенную точку зрения, применение конкретных методов в реализации образовательной деятельности и определении закономерностей реализации образовательного процесса на конкретном уровне и этапе обучения.

Человеческое общество находится в ситуации постоянного развития, что неизбежно связано с повышением требований к качеству обучения и воспитания каждого поколения.

Педагогический процесс сегодня — это явление многогранное, отражающее сложности и противоречия общественной жизни. Проблемы, которые возникают в этом процессе, всё менее поддаются решению привычными способами.

Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приёмами.

Современное образование описывается целой совокупностью подходов, включающей системно-деятельностный, аксиологический, антропологический, культурологический, компетентностный, личностно-ориентированный, технологический и др. Любой из названных методологических подходов в образовании через совокупность общих принципов в своем ракурсе описывает цели образования, отбор содержания и организацию образовательного процесса, оценку образовательных результатов.

Образовательные учебные заведения готовят студентов прежде всего к практической работе. Но успех в практике невозможен без умения осмысливать собственную деятельность с научных позиций. Сегодня эта истина актуальна как никогда. Умение научить студентов осмысливать свою работу на учебной и производственной практиках с научных позиций и технологий является важной составляющей методологической культуры преподавателя.

Общеизвестно, что нельзя двигаться вперёд с головой, повёрнутой назад, а значит недопустимо в XXI веке использовать неэффективные, устаревшие технологии и методические подходы в обучении, изматывающие и преподавателя, и студента, и не гарантирующие качество образования требующие больших временных затрат.

Современные преобразования в сфере профессионального образования определяют приоритетность задач по формированию духовно-нравственной, культурной, образованной, гармонично развитой и деятельной личности, способной к саморазвитию, самореализации и эффективной реализации полученных профессиональных и социальных качеств для достижения успеха в жизни. Формируя и развивая такие личностные качества, которые максимально облегчат студентам процесс адаптации к социальным реалиям, позволяющим реализовывать себя в сложном, противоречивом обществе наиболее адекватными в личностном и социальном планах способами — это и есть качественное образование с использование методических подходов в обучении. Совокупность таких изменений неразрывно связана с проблемами обеспечения качества подготовки будущего специалиста по определённой профессии или специальности, ориентированной на профессионально-личностное становление, обусловленное личностно-ориентированным подходом как новой парадигмой образования.

В настоящий момент в сфере профессионального образования распространена идея личностно-ориентированного подхода. Суть его состоит в том, что образование рассматривается не как способ передачи знаний, умений и навыков, а как способ развития личности.

Качество образования чаще всего понимается как некая мера соответствия получаемых в образовании результатов и предъявляемых к ним требований. Конечно, говоря о профессиональном образовании, необходимо учитывать требования, предъявляемые потенциальными работодателями, т. е. представителями сферы производства. Цели такого образования и его качество определяются исходя из социального заказа и должны соответствовать требованиям, которые предъявляются в данный момент практикой. Этот подход от потребителя, к качеству образования, должен быть обязательно учтён.

Сегодня на первый план выдвигается задача не столько подготовить квалифицированных рабочих или специалистов узкой квалификации, сколько сформировать у них такие характеристики, как способность приобретать новые знания и умения, творческую активность в принятии решений, широкую профессиональную ориентацию. Поэтому качество профессионального образования и методический подход можно рассматривать как уровень способности человека к самосовершенствованию и самореализации в трудовой деятельности. Этот критерий качества образования интегрирован в критерии уровня способности студента к различным видам деятельности: профессиональной, инновационной, к саморазвитию.

На современном этапе со стороны работодателей особое внимание уделяется личности профессионала, его особенностям и личностным характеристикам.

В целях расширения вариативности спектра знаний и навыков обучающихся, особую значимость приобретают программы дополнительного образования, которые ориентированы на наращивание практико-ориентированной составляющей образования. Дополнительное образование предполагает возможность одновременного освоения обучающимися комплементарных курсов (например, онлайн-курсов), обеспечивающее при этом многогранное профессиональное развитие студента, учитывающее его индивидуальные потребности и особенности.

Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если у личности имеются сильные, яркие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Главные показатели методических подходов и качественного образования — это умения применять знания на практике, в профессиональной деятельности и при этом получать отличные результаты; самостоятельно находить источники новых знаний для решения практически значимых проблем, анализировать их, критически мыслить.

Для изучения профессиональной направленности студентов, их отношения к выбранной профессии или специальности проводится анкетирование на протяжение всего периода обучения.

Для примера были выбраны группы, обучающиеся по профессии — 15.01.35 Мастер слесарных работ и по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

Результаты анкеты можно интерпретировать так, что на начальных курсах обучения студенты приходят «гайки крутить», а им предлагают сначала изучить теорию.

Это связано с тем, что на начальном этапе обучения у специалистов вообще нет часов практики, а у обучающихся по профессии практических занятий не так много. Она в основном учебная, а уже на выпуске появляется производственная практика, что несомненно вызывает больший интерес обучающихся.

На основании этого можно сделать вывод, что результативность профессионального обучения зависит:

— во-первых, от индивидуальных особенностей личности и возраста обучающихся;

— во-вторых, от коммуникативных умений преподавателя, способствующих созданию обстановки сотрудничества на занятии;

— в-третьих, от педагогических технологий, которые активизируют обучающихся, научат их лучшему восприятию и запоминанию информации, решению профессиональных проблем и сделают процесс обучения непринужденным и комфортным.

Таким образом, профессиональное образование и профессиональное определение должно стать привлекательным для каждого студента.

Литература:

  1. Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе информационных технологий и образовательного мониторинга. — М.: Педагогическое сообщество России, 2001. — 128 с.
  2. Миэринь Л. А.. Совершенствование учебно-методической работы в университете в условиях изменяющейся среды: сборник трудов II национальной межвузовской научно-методической конференции. Ч. I/под ред. д-ра экон. наук, проф. Л. А. Миэринь. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. — 313 с.
  3. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/6426/1/uch00171.pdf (Дата обращения: 14.03.2023)
  4. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/29006/1/978–5–7996–1140–8_2014.pdf (Дата обращения: 14.03.2023)
  5. https://wiki.fenix.help/pedagogika/lichnostno-oriyentirovannyy-podkhod (Дата обращения:12.03.2023)
Задать вопрос