Автор: Бексултанова Зулай Майрбековна

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.

Библиографическое описание:

Бексултанова З. М. Элементы нетрадиционных форм проведения уроков русского языка // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 2-5.



 

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного — квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого — то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию.

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой.

Нестандартное задание — понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий — их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки:

                   самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

                   необычные условия работы;

                   активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности.

Нетрадиционный урок — это импровизирование учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. Среди большого числа нетрадиционных уроков можно назвать следующие: урок- деловая или ролевая игра, урок — пресс-конференция, урок-соревнование, уроки типа КВН, уроки с групповыми формами работы, урок-игра, урок-праздник, урок-суд, и т. д. Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т. д.

Учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе. Так, происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками. Из общения и саморегуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Из оценок окружающих, и в первую очередь оценок близкого взрослого, формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения. Из ситуативно-познавательного и вне ситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка. Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного преподавателя, который не задумывался бы над ней. Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. К основным структурным компонентам, раскрывающим его сущность, относят цели обучения, содержание, деятельность преподавания и учения, характер их взаимодействия, принципы, методы, формы обучения. Через эти общие сущностные характеристики возможно выявление особенностей развивающего обучения. Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, вызвали потребность и в изменении методики преподавания. Нельзя сказать, что идея развивающего обучения нова, что раньше проблемы развития ребенка в процессе обучения не ставились и не решались. В тот или иной период развития общества эта идея выдвигается на передний план или временно «забывается», но никогда не снимается, никогда не прекращается ее изучение, а главное практическая реализация в школе. Если проанализировать сформулированные в настоящее время цели начального образования, нетрудно заметить, что основной приоритет отдается развитию личности ребенка: обеспечить начальный этап развития личности; выявить и обеспечить развитие способностей; сформировать умение и желание учиться, приобрести необходимые умения и навыки учебной деятельности; овладеть элементами теоретического мышления, культурой речи. Развивающее обучение не отрицает важность и необходимость образовательных задач, но и не признает трех параллельно существующих задач, а предполагает их слияние в триединую задачу, обеспечивающую органическое слияние обучения и развития, при котором обучение выступает не самоцелью, а условием развития школьника. То обучение, которое ограничивается в своих целях лишь овладением внешними средствами культурного развития (к ним относится овладение письмом, чтением и др.), можно считать традиционным, решающим сугубо образовательные задачи. Развивающее обучение предполагает возникновение новообразований как в содержательной стороне психики (представлениях, понятиях, суждениях), так и в способах психической деятельности: умственной, эмоционально-волевой, практической. Урок — основная организационная форма обучения в общеобразовательной школе. Таковым он является и в системе развивающего обучения. При этом урок в данной системе обучения благодаря новым дидактическим принципам (системность обучения, ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности, предполагающее применение метода сравнения, осознание ребенком процесса обучения) имеет другие функции, приобретает иной характер и форма его организации.

К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела.

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения. Для учащихся нетрадиционный урок-переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.

Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.

Для примера урок-диалог строится и от имени самого ученика, и от имени учителя, затем возможна смена ролей и исполнителей. Ребенок поставлен в ситуацию выбора, возможности взять на себя ответственность за происходящее на уроке, попробовать свои силы в управлении учебным процессом, проявить самостоятельность, решительность и, как следствие проявления такой инициативы, почувствовать себя в новом качестве. Через игру, через веру в предлагаемые обстоятельства «Я — учитель» — к познанию самого себя, своих возможностей.

После цикла уроков-диалогов (письменных или устных) проводятся уроки-концерты, уроки-инсценировки, уроки-спектакли. Урок-концерт, например, — это начальный подход к освоению учебного материала. Игра в концерт — это еще одна ролевая игра. Здесь дается возможность участникам быть самостоятельными при отборе материала для демонстрации знаний, умений, навыков. Не имеет значения, это будет материал по литературе или русскому языку, он будет для закрепления уже изученного или новый: нужно идти с опережением, желая понять новое самостоятельно, дать новым реалиям свою интерпретацию. Ребятам дается свобода в выборе выразительных средств для осуществления замысла, если это будет инсценировка дидактического материала, лингвистических сказок по русскому языку. Дети показывают свою версию восприятия художественного текста или лингвистического правила до изучения его в классе в инсценированном варианте.

Интегрированный урок. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся «мир в целом», а с другой, — высвобождаемое учебное время использовать для осуществления профильной дифференциации в обучении, особенно в старших классах.

Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук.

Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методом других наук, других учебных предметов. Форма проведения интегрированных уроков самая разная: семинары, конференции, путешествия и т. д.

Наиболее общую классификацию интегрированных уроков можно представить по способу их организации: конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных предметов; конструирование и проведение урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим «родственным» дисциплинам; создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.

Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению, является ролевая игра. Обучающие возможности заключаются в следующем: Ролевая игра — самая точная модель общения, т. к. в ней предполагается подражание естественной ситуации. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно — побудительного характера. Эмоции, связанные с определенными фразами или ситуацией, создают прекрасные условия для запоминания материала. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, развитию мотивации совместной деятельности. Предполагает усиление личной сопричастности к происходящему.

Таким образом, нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т. е. способствует выработке определенного позитивного отношения к природе. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.

Цели урока подчиняются не только сообщению учебного материала и проверке знаний, умений и навыков, но развитию интеллектуальных, волевых, нравственных и эстетических чувств. В работу задействованы не отдельные учащиеся, а весь класс, общение на уроке организовано не в форме диалога «преподаватель — обучаемый», а как полилог, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей. Меняется соотношение удельного веса речи учащихся и преподавателя. От педагога требуется большое искусство, чтобы, сохранив ведущую роль преподавателя, обеспечить свободу самореализации ребенка, создать условия, при которых школьник не боялся бы высказывать свои пусть ещё не совсем зрелые мысли. Преподаватель становится как бы дирижёром, организующим подлинно творческую поисковую деятельность.

Использование на уроках литературно-художественных описаний природы, научно-популярной литературы, материалов периодической печати, поэтических произведений широко может практиковаться преподавателями географии и русской литературы. Это позволяет приобщить учащихся к пониманию красоты и уникальности природы, необходимости бережного отношения к ней, формирует у учащихся потребность постоянно учиться, пополнять знания. Достаточно часто учитель может подбирать такой материал, который бы не оставил учащихся равнодушными, способствовал их интеллектуальному развитию, создавал эмоциональный настрой.

 

Литература:

 

  1.              Бексултанова З. М. Особенности развивающего обучения на уроках русского языка в условиях современного школьного образования [Текст] / З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 9–12.
  2.              Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся [Текст] / З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р. А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 4–6.
  3.              Гакаев Р. А. Формирование географических и исторических знаний учащихся комбинированным использованием картографического материала [Текст] / Р. А. Гакаев, Т. Ш. Хадаев // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 5–8.
  4.              Гакаев Р. А. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ю. Нуцулханова, С. С. Авхадов // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 1–5.
  5.              Гакаев Р. А. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 178–181.
  6.              Гакаев Р. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы [Текст] / Р. А. Гакаев, М. А. Иразова // Образование и воспитание. — 2015. — № 3. — С. 4–7.
  7.              Гакаев Р. А. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Школьная педагогика. — 2015. — № 2. — С. 22–25.
  8.              Гакаев Р. А. Типы уроков географии и особенности их структуры [Текст] / Р. А. Гакаев, Л. Д. Гайсумова // Школьная педагогика. — 2015. — № 2. — С. 19–22.
  9.              Гакаев Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География» [Текст] / Р. А. Гакаев // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 2. — С. 31–35.
  10.         Гакаев Р. А. Лекция как ведущий компонент системы вузовского образования [Текст] / Р. А. Гакаев // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3. — С. 62–64.
  11.         Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. 2014. № 4. С. 156–159.
  12.         Гакаев Р. А. и др. Методика преподавания географии. Назрань, 2016.
  13.         Гакаев Р. А. Особенности учебно-полевой практики по почвоведению студентов-географов Чеченского государственного университета. В книге: Полевые практики в системе высшего профессионального образования. IV Международная конференция: Тезисы докладов: Памяти В. А. Прозоровского. Ответственный редактор В. В. Аркадьев. 2012. С. 130–132.
  14.         Биткаева Л. Х., Гакаев Р. А. Ландшафтная практика в подготовке студентов специальности «география» в Чеченском государственном университете. В книге: Полевые практики в системе высшего профессионального образования. IV Международная конференция: Тезисы докладов: Памяти В. А. Прозоровского. Ответственный редактор В. В. Аркадьев. 2012. С. 108–110.
  15.         Лорсанова Л. С. Элементы народного фольклора на уроках географии в целях повышения интереса к предмету [Текст] / Л. С. Лорсанова, М. Ю. Нуцулханова, Х. М. Темирсултанова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: Асгард, 2015. — С. 82–84.
  16.         Нуцулханова М. Ю. Уроки русского языка и их особенности в системе развивающего обучения в условиях новой школы [Текст] / М. Ю. Нуцулханова, А. А. Лорсанова, Л. Л. Джамалдаева // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 106–109.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов