Библиографическое описание:

Бурачевская О. В. Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 22-25.



 

В статье рассматривается использование дидактических игр и пособий с целью развития пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по организации конструктивной деятельности детей дошкольного возраста. Описываются дидактические игры позволяющие развивать пространственные функции у детей с ОНР.

Ключевые слова: дидактические игры, пространственное восприятие, представления, гнозис, праксис, ориентация в пространстве, пространственные функции, общее недоразвитие речи (ОНР).

 

Гармоничное развитие ребенка невозможно без своевременного развития пространственных функций. Пространственные представления имеют универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью.

В дошкольном возрасте формирование пространственных функций осуществляется в ходе практической деятельности. Одним из видов практической деятельности детей дошкольного возраста конструирование. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению [6].

С целью развития пространственных функций у детей дошкольного возраста можно широко применять дидактические игры с использованием развивающего дидактического материала. В процессе конструирования важно, чтобы педагог, объясняя детям последовательность выполнения действий, следил за своей речью, точно и правильно употреблял пространственные понятия, четко отражал в своей речи пространственное взаиморасположение элементов и т. д. Желательно, чтобы педагог чаще просил самого ребенка рассказать о том, что он делает, стимулируя употребление в самостоятельной речи пространственных понятий и конструкций с пространственными значениями. Речь в данном случае также выступает как способ анализа наглядной ситуации или двигательных действий, которые, в свою очередь, мотивируют речевую деятельность и способствуют формированию системы лексико-грамматических средств языка, отражающих все многообразие пространственных отношений между предметами. Необходимо побуждать детей самостоятельно использовать пространственные понятия для более осмысленного освоения пространства и обеспечения переноса усвоенных знаний и умений в другие виды деятельности [3].

Интересным материалом для конструирования является учебно-игровое пособие «Логические блоки» Дьенеша (Рис.1). Это пособие представляет собой дидактический материал из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой — круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; цветом — красные, желтые, синие; размером — большие и маленькие; толщиной — толстые и тонкие. Использование логических блоков в играх с детьми дошкольного возраста с ОНР позволяет моделировать важные понятия не только математики и информатики (алгоритмы, кодирование информации, логические операции), но и способствует развитию пространственных функций (в том числе в трехмерном пространстве). Игры и упражнения с использованием данного пособия могут использоваться как самостоятельно, так с заданиями в альбомах «Давайте вместе поиграем», «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Поиски затонувшего клада», «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь» [8].

Рис. 1 Учебно-игровое пособие «Логические блоки» Дьенеша

 

Большой интерес детей дошкольного возраста вызывает развивающая предметно-игровая система «Соты Кайе» (Рис.2). Набор предназначен для формирования у детей конструктивной деятельности, в процессе которой происходит развитие пространственных функций и интеллектуальное развитие ребенка, в том числе его способности к техническому и архитектурному творчеству. В то же время набор В. А. Кайе позволяет ставить перед ребенком и чисто дидактические задачи: сборка композиций по заданию взрослого или по примеру, приведенному в этом методическом пособии. Данная игровая система состоит из 84 объемных элементов, каждый из которых имеет форму шестигранника и 21 вариант мозаичных рисунков на лицевой стороне, оборотная сторона — однотонная [9].

Рис. 2 Развивающая предметно-игровая система «Соты Кайе», дидактический комплект «Палочки Кюизенера»

 

Для расширения возможностей конструктивной деятельности дошкольников подходит дидактический комплект «Палочки Кюизенера» (Рис.2). Комплект цветных палочек Кюизенера состоит из 116 палочек (призм), которые различаются по цвету (10 цветов), длине [5]. С помощью данного дидактического материала возможно не только делить целое на части, измерять объекты условными мерками, что способствует запоминанию состава числа из единиц, и приближает к математическим действиям. Выкладывая фигуры из альбомов «На золотом крыльце», «Посудная лавка», «Дом с колокольчиками», «Волшебные дорожки», «Страна блоков и палочек» дети развивают пространственные функции.

Особый интерес детей дошкольного возраста с ОНР вызывают дидактические игры Б. П. Никитина и В. В. Воскобовича. Разнообразный дидактический материал позволяет решать задачи развития пространственных функций различной сложности. В качестве примера рассмотрим одну из наиболее известных игр Никитина «Сложи квадрат» (Рис.3). «Сложи квадрат» является упрощенной формой головоломки, где из разных кусочков нужно собрать ровный и целый квадрат. Дидактический материал «Сложи квадрат» представлен тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата. Квадрат-образец присутствует только в первом варианте [7]. Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста. Основная задача пособия «Сложи квадрат» — научится складывать квадрат из 2–7 частей, используя принцип от простого к сложному, развивать навыки пространственной ориентировки и творческого конструирования [9].

В тоже время еще одно дидактическое пособие Б. П. Никитина — кубики «Сложи узор» (Рис.3). Дидактический материал «Сложи узор» состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в большом количестве вариантов [7]. С детьми, имеющими большие трудности в пространственной ориентировке, работу начинают с использования узоров из 4 кубиков. Образец выкладывается педагогом, ребенок конструирует свою фигуру рядом. Затем возможно переходить к использованию печатного образца с сеткой. Если задание вызовет затруднения, педагог может сам выложить часть фигуры из 2–3 кубиков и дать возможность ребенку завершить постройку, либо выложить всю фигуру и разобрать ее. Далее, когда ребенок освоиться с выполнением заданий из 4 кубиков с печатным образцом с сеткой, можно переходить к использованию образцов без сетки. После свободного ориентирования в фигурах из 4-х кубиков можно переходить к складыванию узоров из 9, а затем и 16 кубиков. Работа с каждым набором кубиков строиться по вышеуказанной методике.

Рис. 3. Дидактические пособия Б. П. Никитина

 

Дидактическое пособие «Уникуб» Б. П. Никитина (Рис.3) помогает детям дошкольного возраста развивая пространственные представления и пространственное мышление постигать законы трехмерного пространства. Каждый из 27 кубиков «Уникуба» окрашен по-своему в три цвета. Это дает поистине уникальные возможности для конструирования: «Уникуб» можно собрать 60 разными способами [7].

Рис. 4. Дидактические пособия В. В. Воскобовича

 

Среди дидактических игр для конструктивной деятельности детей дошкольного возраста особое место занимает «Квадрат» В. В. Воскобовича. Квадрат изготовлен из плотной ткани, на которую с обеих сторон наклеены треугольники из легкого пластика контрастных цветов. Квадрат может быть двух- или четырехцветным (Рис.4). Предназначен для развития у детей мелкой моторики, пространственного воображения, логики. Существует несколько вариантов игр на развитие пространственных представлений с квадратом Воскобовича: ребенок изготавливает фигуры по образцу; взрослый рассказывает сказку ребенку, в процессе рассказа изготовляя ключевые фигуры сказки с помощью квадрата, потом ребенок сам должен собрать фигуры; ребенок с помощью взрослого может придумывать сказку о превращениях квадрата; вместе с ребенком можно придумывать на что еще похожа та или иная фигура [4]. Для начала ребенка в игровой форме знакомят с квадратом, затем выделяется общий алгоритм складывания любой фигуры: дети выполняют складывание формы вместе с педагогом по показу; знакомятся их со схемой поэтапного сложения; самостоятельно складывают формы с использованием схемы; проговаривают действия во время складывания; самостоятельно складывают формы по памяти. «Геоконт» или «Разноцветные паутинки» В. В. Воскобовича (Рис.4) — дидактическое пособие с нанесенной на нее координатной пленкой. На игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные «динамические» резинки. В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы. В результате дидактических игр развиваются пространственные функции, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество. В набор «Прозрачные льдинки» В. В. Воскобовича (Рис.4) входят 30 квадратных прозрачных пластинок. Одна пластинка полностью окрашена в синий цвет, а на других закрашена только часть квадрата. Задания в инструкции разделены на три группы. В первой группе заданий имеются задачи на анализ геометрических фигур и соотношение части и целого, во второй — на составление квадратов из различных частей и самых разных фигур, а в третий — «Вертикальное домино». Задания направлены на освоение структуры геометрических фигур, их размера; развитие умения составлять геометрические фигуры из частей, понимание соотношения целого и части; развитие умения конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок, развитие навыка пространственной ориентировки, внимания, памяти, воображения, умения анализировать и сравнивать, развивают творческие способности, речь, мелкую моторику рук [1]. Ребенок накладывает пластинки друга на друга, совмещает закрашенные части и составляет из них геометрические фигуры или предметные силуэты. Предметные силуэты можно получить и путем приложения геометрических фигур на пластинках друг к другу, решаются пространственные задачи.

Отдельное место в развитии пространственных функций занимают геометрические игры-головоломки «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебнай круг», «Пентамино», «Головоломка Архимеда», «Абрис», «Сфинкс» и др. (Рис.5). Все эти игры представляют части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала для составления плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей и др.

Рис. 5. Геометрические игры-головоломки

 

Конструируя из различного материала, дети дошкольного возраста с ОНР включают в работу максимальное количество анализаторов, что в свою очередь позволяет добиваться положительных результатов в развитии пространственных функций [2]. Эти задания всегда интересны детям, повышают работоспособность на занятиях, развивают творческие и речевые способности детей.

 

Литература:

 

  1.              Ахальцева, Е. Н. Формирование пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед — 2008. — № 4. — С.4–21.
  2.              Бурачевская, О. В. Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 1235–1238.
  3.              Бурачевская О. В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования / О. В. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2. — С. 55–57.
  4.              Комарова, Л. Д. Игры и упражнения по обучению математике детей 5–7 лет / Л. Д. Комарова — М., 2011.
  5.              Малиованова, Е. Л. Развитие пространственных представлений как профилактика неуспеваемости // Дошкольное воспитание — 2008. — № 11. — С.67–74.
  6.              Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / В. А. Езикеева, Т. С. Комарова, Е. В. Лебедева, Н. Б. Халезова — М., 1991.
  7.              Никитин, Б. П. Интеллектуальные игры / Б. П. Никитин — Самара, 2000.
  8.              Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. — М., 2004.
  9.              Путешествие в страну умных игр!: [Электронный ресурс] URL: http://www.corvet-igra.ru (дата обращения: 29.11.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов