Автор: Ядрышников Константин Сергеевич

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.

Библиографическое описание:

Ядрышников К. С. Интернет-ресурс как педагогический инструмент правового воспитания обучающихся среднего профессионального образования // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 91-94.



 

Данная статья посвящена проблеме правового воспитания обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования, педагогическим педагогическому инструментарию формирования правового воспитания, критериям эффективности правового воспитания обучающихся, посредством создания тематических интернет-ресурсов педагогами и студентами образовательных организаций.

Ключевые слова: правовое воспитание, правовая культура, воспитание, право, колледж, федеральный государственный образовательный стандарт, критерии эффективности, правовая грамотность, самостоятельная работа обучающегося.

 

Правовая культура выполняет коммуникативную функцию…С помощью различных средств коммуникации индивид познает право… [1].

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р, рассматривает воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [2].

Достижение целей Стратегии обусловлено решением ряда задач, среди которых нам бы хотелось отметить «формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций» [2].

Представляется достаточно важным рассмотрение вопроса создания социокультурной инфраструктуры обучающихся, как педагогического инструментария для формирования правовой культуры в рамках системы среднего профессионального образования. На наш взгляд, именно система среднего профессионального образования является стержнем и индикатором развития социально-экономических отношений в Российской Федерации, обеспечивающим «…подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» [3].

Именно среднее профессиональное образование, естественной составляющей которого является воспитание обучающихся, обеспечивает пропаганду и разъяснение необходимости соблюдения обучающимися своих обязанностей, правил общежития, уважение прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.

Требования ФГОС среднего профессионального образования также требует формирования у обучающихся правовых (общекультурных) и профессиональных компетенций, без наличия которых требования стандарта не могут быть выполнены в полном объеме, а выпускник образовательной организации не будет соответствовать требованиям потенциальных работодателей.

Естественно, что данная функция ложится в первую очередь на образовательную организацию, которая совместно с родителями (законными представителями) обучающегося выполняет задачу обеспечение правового воспитания обучающегося, поставленную, как ФГОС среднего профессионального образования, так и Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г. № Пр-1168 [4].

Говоря о правовом воспитании воспользуемся определением, данным исследователем Е. А. Певцовой, определяющей сущность правового воспитания как систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования позитивных представлений, взглядов, установок, которые бы позволили соблюдать, использовать и исполнять правовые предписания [5].

Педагог, в силу ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обладает свободой выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, однако именно правовое воспитание требует особого педагогического инструментария.

В данной работе, мы не будем говорить о таких традиционных методах правового воспитания, как, например, лекции, дебаты, дискуссии, семинары, кейс-метод, который может нести в себе, помимо профессиональной информации для обучающихся, еще и воспитательную нагрузку, являясь (если составитель кейс ставит такую задачу) еще и источником духовно-нравственных ценностей, создающих фундамент для развития и воспитания обучающегося как личности [6]. В данной работе мы акцентируем внимание на интерактивных формах самостоятельной работы обучающихся.

Так, исследователи совершенно справедливо отмечают, что «…именно интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности, самостоятельному осмыслению сущности права и формированию потребностей в соблюдении его установок» [7].

Нам же хотелось рассмотреть такой инструмент правового воспитания, как интернет — ресурс в форме тематического сайта, посвященного правовой культуре обучающихся среднего профессионального образования.

Интернет-ресурсы, как в форме средств массовой информации в сети Интернет, так и в форме авторских или корпоративных интернет интернет-сайтов, включая пользовательские аккаунты в социальных сетях могут сформировать у обучающихся и позитивное отношение к праву, как к культуре, так и иметь негативно-нигилистическую окраску. Обучающемуся, как в силу возраста, так и в силу интеллектуального развития, довольно сложно ориентироваться в достаточно пестрой палитре интернет-ресурсов и задачей педагога является предоставление адекватной альтернативы нигилистической концепции отрицания необходимости правовых норм и в целом, правового государства, как фундамента любого цивилизованного общества.

Опыт создания подобного интернет-ресурса существует у автора данной статьи и является, на наш взгляд, весьма успешным опытом внедрения педагогического инструмента осуществления педагогом правового воспитания обучающихся.

Так, в рамках совместного социального проекта студентов и преподавателя (автора настоящей статьи) Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения “Нижегородский колледж малого бизнеса” был создан социальный интернет — ресурс «ПРАВОВАЯ КУЛЬТРУА.РФ», миссией которого является пропаганда правовой грамотности и правовой культуры среди обучающихся образовательных организаций России [8].

Авторы данного сайта ставят перед данным проектом следующие задачи:

                   сформировать у обучающихся определенный уровень правовой грамотности, правового мышления, адекватного восприятия правовой действительности;

                   информировать обучающихся об особенностях законодательной системы Российской Федерации, в основных отраслях российского права;

                   рассказывать о правоохранительных органах Российской Федерации и особенностях их работы;

                   доводить до сведения обучающихся и права и обязанности, предусмотренные Конституцией РФ, иными нормативными актами РФ;

                   предупреждать о необходимости соблюдения законодательства и о неблагоприятных последствиях при его нарушении;

                   предоставлять обучающимся возможность высказаться на ту или иную правовую тематику и проблему.

Данный интернет-ресурс вызывает значительный интерес у обучающихся колледжа, как участвовавших в его создании, так и у всех интересующихся. Обучающиеся, через администратора интернет-сайта могут самостоятельно формировать его содержательную часть, быть авторами отдельных заметок и публикаций. Данная творческая активность, безусловно способствует творческой активности обучающихся и полностью соответствует критериям эффективности правового воспитания, как:

                   знание права, познавательно-правовая активность;

                   правовая убежденность, чувство законности;

                   правомерность поведения;

                   социально-правовая активность [9].

Также, стоит отметить тематический интернет-ресурс г. Тюмень — «Портал правовой культуры — KULTURA-PRAVA.RU» со сходной направленности целями и весьма популярный среди молодежи [10], а также ряд иных ресурсов похожей тематики.

Появление подобных интернет-ресурсов дает повод говорить о данном инновационном педагогическом инструментарии, как о эффективном педагогическом ресурсе педагогов, занимающихся правовым воспитанием обучающихся, как среднего профессионального образования, так и образовательных организаций других типов.

 

Литература:

 

  1.              Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков / Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Правовое образование: теория и практика». — М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. — С. 52.
  2.              Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р “Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года” //"Российская газета", N 122, 08.06.2015.
  3.              Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // "Российская газета", N 303, 31.12.2012.
  4.              Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168) // "Российская газета", N 151, 14.07.2011.
  5.              Певцова Е.А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры /Е.А. Певцова//Современное право.-2003.-№ 8.-С.44-48.
  6.              Быстрицкая Е.В., Ядрышников К.С. Методический инструментарий инновационных технологий в образовании (на примере кейс-метода) // Вестник Мининского университета. — 2015. — № 1. — URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/1-9.
  7.              Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков / Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Правовое образование: теория и практика». — М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. — С. 225.
  8.              Правовая культура.РФ: [Электронный ресурс]. URL: http://правоваякультура.рф/(Дата обращения: 30.01.2016).
  9.              Головченко В.В. Теоретические вопросы эффективности правового воспитания [Текст]: Дисс.. канд. юрид. наук. — Киев: Институт права, 1982. — 182 с.
  10.         Портал правовой культуры. [Электронный ресурс]. URL: http:// kultura-prava.ru/(Дата обращения: 30.01.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов