Автор: Ядрышников Константин Сергеевич

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.

Библиографическое описание:

Ядрышников К. С. Интернет-ресурс как педагогический инструмент правового воспитания обучающихся среднего профессионального образования // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 91-94.



 

Данная статья посвящена проблеме правового воспитания обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования, педагогическим педагогическому инструментарию формирования правового воспитания, критериям эффективности правового воспитания обучающихся, посредством создания тематических интернет-ресурсов педагогами и студентами образовательных организаций.

Ключевые слова: правовое воспитание, правовая культура, воспитание, право, колледж, федеральный государственный образовательный стандарт, критерии эффективности, правовая грамотность, самостоятельная работа обучающегося.

 

Правовая культура выполняет коммуникативную функцию…С помощью различных средств коммуникации индивид познает право… [1].

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р, рассматривает воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [2].

Достижение целей Стратегии обусловлено решением ряда задач, среди которых нам бы хотелось отметить «формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций» [2].

Представляется достаточно важным рассмотрение вопроса создания социокультурной инфраструктуры обучающихся, как педагогического инструментария для формирования правовой культуры в рамках системы среднего профессионального образования. На наш взгляд, именно система среднего профессионального образования является стержнем и индикатором развития социально-экономических отношений в Российской Федерации, обеспечивающим «…подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» [3].

Именно среднее профессиональное образование, естественной составляющей которого является воспитание обучающихся, обеспечивает пропаганду и разъяснение необходимости соблюдения обучающимися своих обязанностей, правил общежития, уважение прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.

Требования ФГОС среднего профессионального образования также требует формирования у обучающихся правовых (общекультурных) и профессиональных компетенций, без наличия которых требования стандарта не могут быть выполнены в полном объеме, а выпускник образовательной организации не будет соответствовать требованиям потенциальных работодателей.

Естественно, что данная функция ложится в первую очередь на образовательную организацию, которая совместно с родителями (законными представителями) обучающегося выполняет задачу обеспечение правового воспитания обучающегося, поставленную, как ФГОС среднего профессионального образования, так и Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г. № Пр-1168 [4].

Говоря о правовом воспитании воспользуемся определением, данным исследователем Е. А. Певцовой, определяющей сущность правового воспитания как систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования позитивных представлений, взглядов, установок, которые бы позволили соблюдать, использовать и исполнять правовые предписания [5].

Педагог, в силу ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обладает свободой выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, однако именно правовое воспитание требует особого педагогического инструментария.

В данной работе, мы не будем говорить о таких традиционных методах правового воспитания, как, например, лекции, дебаты, дискуссии, семинары, кейс-метод, который может нести в себе, помимо профессиональной информации для обучающихся, еще и воспитательную нагрузку, являясь (если составитель кейс ставит такую задачу) еще и источником духовно-нравственных ценностей, создающих фундамент для развития и воспитания обучающегося как личности [6]. В данной работе мы акцентируем внимание на интерактивных формах самостоятельной работы обучающихся.

Так, исследователи совершенно справедливо отмечают, что «…именно интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности, самостоятельному осмыслению сущности права и формированию потребностей в соблюдении его установок» [7].

Нам же хотелось рассмотреть такой инструмент правового воспитания, как интернет — ресурс в форме тематического сайта, посвященного правовой культуре обучающихся среднего профессионального образования.

Интернет-ресурсы, как в форме средств массовой информации в сети Интернет, так и в форме авторских или корпоративных интернет интернет-сайтов, включая пользовательские аккаунты в социальных сетях могут сформировать у обучающихся и позитивное отношение к праву, как к культуре, так и иметь негативно-нигилистическую окраску. Обучающемуся, как в силу возраста, так и в силу интеллектуального развития, довольно сложно ориентироваться в достаточно пестрой палитре интернет-ресурсов и задачей педагога является предоставление адекватной альтернативы нигилистической концепции отрицания необходимости правовых норм и в целом, правового государства, как фундамента любого цивилизованного общества.

Опыт создания подобного интернет-ресурса существует у автора данной статьи и является, на наш взгляд, весьма успешным опытом внедрения педагогического инструмента осуществления педагогом правового воспитания обучающихся.

Так, в рамках совместного социального проекта студентов и преподавателя (автора настоящей статьи) Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения “Нижегородский колледж малого бизнеса” был создан социальный интернет — ресурс «ПРАВОВАЯ КУЛЬТРУА.РФ», миссией которого является пропаганда правовой грамотности и правовой культуры среди обучающихся образовательных организаций России [8].

Авторы данного сайта ставят перед данным проектом следующие задачи:

                   сформировать у обучающихся определенный уровень правовой грамотности, правового мышления, адекватного восприятия правовой действительности;

                   информировать обучающихся об особенностях законодательной системы Российской Федерации, в основных отраслях российского права;

                   рассказывать о правоохранительных органах Российской Федерации и особенностях их работы;

                   доводить до сведения обучающихся и права и обязанности, предусмотренные Конституцией РФ, иными нормативными актами РФ;

                   предупреждать о необходимости соблюдения законодательства и о неблагоприятных последствиях при его нарушении;

                   предоставлять обучающимся возможность высказаться на ту или иную правовую тематику и проблему.

Данный интернет-ресурс вызывает значительный интерес у обучающихся колледжа, как участвовавших в его создании, так и у всех интересующихся. Обучающиеся, через администратора интернет-сайта могут самостоятельно формировать его содержательную часть, быть авторами отдельных заметок и публикаций. Данная творческая активность, безусловно способствует творческой активности обучающихся и полностью соответствует критериям эффективности правового воспитания, как:

                   знание права, познавательно-правовая активность;

                   правовая убежденность, чувство законности;

                   правомерность поведения;

                   социально-правовая активность [9].

Также, стоит отметить тематический интернет-ресурс г. Тюмень — «Портал правовой культуры — KULTURA-PRAVA.RU» со сходной направленности целями и весьма популярный среди молодежи [10], а также ряд иных ресурсов похожей тематики.

Появление подобных интернет-ресурсов дает повод говорить о данном инновационном педагогическом инструментарии, как о эффективном педагогическом ресурсе педагогов, занимающихся правовым воспитанием обучающихся, как среднего профессионального образования, так и образовательных организаций других типов.

 

Литература:

 

  1.              Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков / Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Правовое образование: теория и практика». — М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. — С. 52.
  2.              Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р “Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года” //"Российская газета", N 122, 08.06.2015.
  3.              Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // "Российская газета", N 303, 31.12.2012.
  4.              Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168) // "Российская газета", N 151, 14.07.2011.
  5.              Певцова Е.А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры /Е.А. Певцова//Современное право.-2003.-№ 8.-С.44-48.
  6.              Быстрицкая Е.В., Ядрышников К.С. Методический инструментарий инновационных технологий в образовании (на примере кейс-метода) // Вестник Мининского университета. — 2015. — № 1. — URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/1-9.
  7.              Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков / Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Правовое образование: теория и практика». — М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. — С. 225.
  8.              Правовая культура.РФ: [Электронный ресурс]. URL: http://правоваякультура.рф/(Дата обращения: 30.01.2016).
  9.              Головченко В.В. Теоретические вопросы эффективности правового воспитания [Текст]: Дисс.. канд. юрид. наук. — Киев: Институт права, 1982. — 182 с.
  10.         Портал правовой культуры. [Электронный ресурс]. URL: http:// kultura-prava.ru/(Дата обращения: 30.01.2016).
Основные термины: среднего профессионального образования, правового воспитания, Российской Федерации, эффективности правового воспитания, правовое воспитание, инструмент правового воспитания, правовой грамотности, правовой культуры, критериям эффективности правового, ФГОС среднего профессионального, политики Российской Федерации, формирования правового воспитания, развития воспитания, проблеме правового воспитания, образовательных организаций, сущность правового воспитания, формирования правовой культуры, развития правовой грамотности, «Правовое образование, обеспечение правового воспитания

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов