Библиографическое описание:

Мизинцева М. Ф., Комарова Т. В. Роль комплексных оценочных моделей в рамках процедуры аккредитации учреждений высшего профессионального образования // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 19-22.



 

В статье рассматриваются сущность и понятие аккредитации и ее цели, роль комплексных оценочных моделей для аккредитационных процедур учреждений высшего профессионального образования, предлагается авторская многопараметрическая модель оценки, включающая широкий набор качественно-количественных оценочных критериев.

Ключевые слова: аккредитация, образовательное учреждение, высшее профессиональное образование, оценочные критерии.

 

В условиях нестабильности внешней и внутренней политической, экономической, социокультурной и других сфер в настоящее время в мире, оценка деятельности образовательного учреждения как социальной организации, основанной на совокупности деятельности участников образовательного процесса с целью обеспечения самоопределения личности в системе эффективного функционирования и развития правового государства, требует взвешенного и грамотного подхода.

Аккредитация образовательного учреждения — это юридическое признание прав способности образовательного учреждения осуществлять свою деятельность в соответствии с уровнем не ниже официально признанных норм [1]. Так, государственной аккредитацией образовательного учреждения является процедура признания государственного статуса среднего или высшего образовательного учреждения и его вида (университет, академия, институт, колледж, техникум, училище) [2]. Общественной аккредитацией считается постоянно действующая система общественного и профессионального признания уровня деятельности образовательной организации.

К целям аккредитации можно отнести следующие: контроль за эффективностью образовательного процесса; защита прав граждан на получение образования; подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, [3] всесторонний анализ деятельности образовательных организаций по реализации программ профессионального образования; изучение, актуализация и популяризация опыта создания и реализации инноваций в профессиональном образовании; привлечение профессионального сообщества к выработке компетентностных требований к результатам освоения образовательных программ аккредитуемой образовательной организации; определение лучших образовательных программ дополнительного профессионального образования с учетом лучших практик в сравнительном анализе; предложение мероприятий по совершенствованию программ профессионального образования по направлениям уставной деятельности организаций; обобщение и распространение передового опыта реализации программ профессионального образования.

Для достижения целей, которые преследует процедура аккредитации высшего профессионального образования, в ее рамках растет значение построения комплексных оценочных моделей с разветвленной системой оценочных критериев в целях повышения объективности и достоверности полученных результатов.Так, оценочные критерии для процедуры аккредитации должны охватывать максимально возможные направления деятельности образовательного учреждения, быть понятными в интерпретации, поддаваться максимальному измерению и отражать главные цели, поставленные перед процедурой аккредитации.

Необходимо отметить, что в настоящее время в процедурах государственной аккредитации учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации существует множество проблем, среди основных из них: отсутствие системы выбора оценочных критериев, максимально полно охватывающего деятельность учреждения высшего профессионального образования, а также увлечение качественными оценочными критериями, при котором не может быть достигнута максимальная достоверность полученных результатов.

В этой связи представляется важным использование комплексного подхода к выбору оценочных критериев, который бы охватил все направления деятельности образовательного учреждения: совершенствование образовательного процесса, улучшение инфраструктуры, уровень работы с обучающимися, социальную направленность вуза, уровень взаимодействия вуза и представителей бизнеса, международную деятельность, научную деятельность и пр.

Так, авторами предлагается многопараметрическая оценочная модель, включающая систему качественно-количественных критериев оценки учреждения высшего профессионального образования, состоящая из следующих групп критериев: уровень развития инфраструктуры; профессорско-преподавательских состав; информационно-методическое обеспечение образовательного процесса; национальная, религиозная и гендерная справедливость; имидж вуза на внешнем и внутреннем рынках; эффективность трудоустройства выпускников; удовлетворенность студентами образовательным процессом; внеучебная деятельность; научная деятельность преподавателей; научная деятельность студентов; организационная культура; вовлеченность студентов в управление вузом и другие.

Все оценочные критерии представляется важным разбить, в свою очередь, на две группы: качественные и количественные. Например, по критерию «Эффективность трудоустройства выпускников» можно выделить качественные критерии (перечень компаний, где трудоустроены выпускники; возможность проходить практику во время обучения в вузе и пр.), которые отражают качественную составляющую работы вуза в области трудоустройства выпускников, и количественные (доля выпускников, трудоустроенных по каналам вуза, доля выпускников, трудоустроенных самостоятельно; количество у вуза баз практик с возможностью дальнейшего трудоустройства и пр.) (Таблица 1).

 

Таблица 1

Пример количественных и качественных подкритериев для критерия «Эффективность трудоустройства выпускников»

Название критерия

Качественные подкритерии

Количественные подкритерии

Эффективность трудоустройства выпускников

1. Перечень компаний, где трудоустроены выпускники (российские и зарубежные компании);

2. Возможность проходить практику во время обучения

1. Доля выпускников, устроенных по каналам вуза.

2. Доля выпускников, устроенных самостоятельно

3. Доля выпускников, решивших продолжить научную деятельность

4. Количество баз практики с возможностью дальнейшего трудоустройства

5. Уровень заработных плат, получаемых выпускниками вуза

Источник: Составлено авторами

 

Представляется важным уделить особое внимание количественным критериям, которые наиболее четко и объективно отражали бы оценку исследуемого объекта. Например, при оценке доступности образования в вузе лицам с ограниченными возможностями среди качественных оценочных критериев могут учитываться следующие: наличие пандусов, оборудование аудиторий и библиотек аудио системами для слабослышащих, обеспечение вуза специальными пособиями для слабовидящих и пр. Однако, необходимо понимать, что не всегда наличие удобной для лиц с ограниченными возможностями инфраструктуры может свидетельствовать о функционировании программы инклюзивного образования. В этой связи представляется более важным количественный показатель оценки в области инклюзивного образования, который бы показывал долю фактически обучающихся в учреждении высшего образования людей с ограниченными возможностями. Коэффициент лиц с ограниченными возможностями можно рассчитать по следующей формуле:

Ki = O: I,

где Ki — коэффициент инклюзивного образования; O — общее число обучающихся в вузе, I — число лиц с ограниченными возможностями.

Лишь высокий процент таких обучающихся может демонстрировать действительно доступную среду для них, организованную учреждением высшего профессионального образования, а не наличие инфраструктуры, но не использующейся в вузе годами.

Таким образом, многопараметрическая оценочная модель включает широкий набор всевозможных оценочных критериев, поддающихся как количественному, так и качественному измерению, способствует достижению максимальной объективности полученных результатов и повышает качественно и объективность аккредитационных процедур.

 

Литература:

 

  1.    Новыйсловарьметодическихтерминови понятий(теорияи практикаобученияязыкам). — М.:ИздательствоИКАР. Э. Г.Азимов,А.Н.Щукин. — 2009. — С 48
  2.    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015), Статья 92. П.2.
  3.    Бахарева Е., А. Грошева,О. Заславская,Т. Сенцова,Петр Третьяков,Г. Устинова,Т. Чекмарева,Е. Черникова,Н. Шарай,И. Яркова. Управление общеобразовательной организацией. Библиотека руководителя общеобразовательной организации. — М.: Перспектива. — 2015.
  4.    Даутова О.,Крылова О,Матина Г.,Пивчук Е. Управление введением ФГОС основного общего образования. — СПб: КАРО. — 2013.
  5.    Яндыбаева Н. Моделирование и прогнозирование аккредитационных показателей вуза. — М.: LAP Lambert Academic Publishing. — 2012
  6.    Комарова Т. В., Хожемпо В. В., Сардарян А. Р. Проблемы взаимодействия российских вузов с современными компаниями Материалы I Межвузовской научно-практической конференции «Обучение в течение жизни: механизмы взаимодействия профессиональных сообществ и вузов стран СНГ». — М.: Изд-во РУДН. — 2013. — С.94–101

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов