Библиографическое описание:

Савинова В. А. Сохранение и укрепление здоровья учащихся начальных классов // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 40-43.



 

Из опыта работы по формированию здорового образа жизни, оздоровления учащихся осуществляемой не только через образовательный процесс, но и через систему воспитательной внеклассной и внешкольной работы при тесном сотрудничестве семьи и школы.

 

Вклад в эту работу состоит в разработке целостной системы оздоровительных мероприятий для учащихся младших классов. Новизна: единство и взаимосвязь каждого компонента системы, обуславливающих не только сохранение, но и укрепление здоровья детей. Система работы направлена на обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, на формирование необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни, на обучение, использование полученных знаний в повседневной жизни. Она отражает последовательность осуществляемых действий: предварительное диагностирование; разработку оздоровительных мероприятий в начальных классах; планирование системы оздоровительных мероприятий; осуществление оздоровительной работы в учебной, внеклассной и внешкольной деятельности в тесном сотрудничестве семьи и школы; итоговое диагностирование.

Работа начинается с проведения входной диагностики в 1 классе для правильного построения оздоровительной работы с учащимися и для сравнения результатов входной и итоговой диагностики. Обследуeтся учителем представление детей о сущности здоровья, степень приобщенности к здоровому образу жизни и мотивация к занятиям. Психолог проверяет работоспособность учащихся, умственное развитие детей, учитель физкультуры — уровень физической подготовленности. После этой диагностики, возникает необходимость организации оздоровительной работы в учебно-воспитательном процессе.

Используется здоровьесберегающий ресурс педагогических технологий. К их числу относится и технология раскрепощенного развития детей, разработанная физиологом Ф. В. Базарновым. Дети обучаются в режиме меняющихся поз, когда можно сидя и стоя работать в течение урока. В результате происходит укрепление позвоночника. Поза стоя используется при организации устной работы, если она в середине или в конце урока, при объяснении материала. В результате происходит укрепление позвоночника. На этапе закрепления усвоенного материала проводится игра «Пересадки». Уроки стараюсь строить так, чтобы во время урока дети находятся в движении. Отыскивают нужную карточку, свободно передвигаясь по классу. Дети становятся раскрепощеннее, спокойнее и дружелюбнее друг к другу.

 

Таблица 1

Оздоровительные мероприятия в режиме дня начальной школы.

Гимнастика до учебных занятий

Цель: взбодрить детей, настроить на занятия, зарядить организм энергией на весь день

Ежеурочные физминутки.

Цель: предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность, предупредить нарушение осанки.

Подвижные игры на переменах.

Цель: организовать активный отдых, способствовать восстановлению работоспособности учащихся.

Работа с родителями

Цель: повышать образованность родителей по вопросам здоровья, пропагандировать здоровый образ жизни, продолжать с детьми.

Урок физической культуры.

Цель: способствовать общему физическому развитию учащихся, оздоровлению организма учащихся.

Кружковая работа

Цель: побуждать к добрым делам, поступкам, вырабатывать положительные эмоции.

Внеклассные занятия с оздоровительной направленностью.

Цель: закреплять знания детей о здоровье, сохранять и укреплять здоровье.

Оздоровительные компонентыв содержании учебных предметов.

Цель: отодвинуть усталость и избежать переутомление учащихся, повысить работоспособность.

 

День в начальной школе начинается с гимнастики до учебных занятий, которая проводится по подгруппам, образованным на основании изученных медицинских документов. Служит прекрасным организационным и мобилизирующим фактором. Дети получают заряд энергии на целый день. Проводится ежедневно в течение 5–6 минут.

 

Таблица 2

Гимнастика до учебных занятий

I

Упражнения на дыхание.

Цель: наполнить тело энергией. Подготовиться выполнять общеразвивающие упражнения.

II

Общеразвивающие упражнения.

Цель: взбодрить, размять мышцы различных звеньев тела.

Работа по подгруппам

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

 

Учащиеся с нарушением зрения.

Цель: улучшить зрение.

Учащиеся с нарушением осанки.

Цель: исправить осанку.

Учащиеся с плоскостопием. Цель: исправить плоскостопие.

Остальные учащиеся.

Цель: повышение общего физичес-кого развития.

III

Упражнения на дыхание.

Цель: расслабиться и наполнить тело энергией.

 

Результат: Служит прекрасным организационным и мобилизирующим фактором, дети получают заряд энергии на целый день.

 

Почти все остальные уроки (2, 3, 4) начинаются с физических упражнений, разработанных учителем. Например, шаг вперед, присесть, шаг назад, присесть, встать и т. д. Эти упражнения помогают после перемены настроиться на урок, помогают сконцентрироваться. При вхождении в урок используются эмоциональные разминки, после которых дети в быстром темпе переходят к работе на уроке. Во время урока учитель наблюдает за осанкой детей. Для улучшения зрения используется на уроке схема зрительно-двигательной траектории — офтальмотренажор. Дети перемещают взгляд вверх — вниз, влево — вправо, по часовой стрелке, по восьмерке, по овалам, по кресту, т. е. по траектории. Периодичность работы такова: в1классе- 2–3 раза за урок, во 2,3,4 классах по 1 разу в середине урока, но работать з раза в разном темпе: медленно, убыстряясь, медленно, примерно по 10–12 движений по каждой траектории.

Упражнение: Бегущий огонёк. Вверху на одной из боковых стен класса размещены сигнальные метки. Под счет учителя дети фиксируют взгляд поочередно на указанных фигурах 1–2мин. Сочетают при этом движение глаз, головы, туловища. Упражнение выполняется стоя.

Упражнение: Зелёная точка. Дети встают и подходят к окну и пытаются рассмотреть предметы, находящиеся на большом расстоянии — режим дальнего зрения. Затем переводят взгляд на зеленую точку, прикрепленную на стекло окна — режим ближнего зрения.

Упражнение: Весёлые человечки. Учитель на переносном наборном плотнее демонстрирует карточки, на которых веселые человечки показывают физические упражнения. Дети поворяют эти движения. Затем идёт упражнение на релаксацию: положили голову на руки, закрыли глаза. В таком раслабленном положении можно выполнять всевозможные задания по теме урока.

Эффективно применение на уроках дидактических подвижных игр, физкультурных минуток, которые спланированы по классам, способствуют не только смене вида деятельности, снятию утомления, но закреплению параллельно с двигательными навыками программного материала.

На уроках физической культуры учитель формирует у учащихся потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни. Большое внимание уделяется в длительности и подвижности перемен между занятиями. Длительность перемены-10–15 минут — достаточная для отдыха.

После уроков работает группа продленного дня. Там также проводятся оздоровительные минутки на занятиях и переменах.

 

Таблица 3

Физические минутки

Физминутки с использованием изучаемого материала.

Задачи: снять утомление, активизировать работоспособность, дать возможность детям подвигаться.

Физминутки для снятия зрительного утомления.

Задачи: способствовать сохранению хорошего зрения, дать отдых глазам, повысить работоспособность.

Физминутки для коррекции осанки.

Задачи: способствовать сохранению правильной осанки, повышать работоспособность на уроке.

Физминутки для профилактики плоскостопия.

Задачи: укреплять мышцы стопы, снять утомляемость.

Дыхательные упражнения.

Задачи: повысить работоспособность мозга, активировать детей на уроке.

Физминутки для снятия утомления мышц.

Задачи: снять утомление, повысить работоспособность детей.

Пальчиковая гимнастика.

Задачи: стимулировать речевое развитие детей.

Результат:

       повышается внимание, умственная работоспособность, эмоциональный тонус; уменьшается статическая нагрузка на позвоночник;

       предупреждается нарушение осанки;

       активизируется чувство зрительной координации.

 

Эмоциональные разрядки (шутки, улыбки), использование поговорок, музыкальных минуток, создают благоприятный психологический климат на уроке, позволяют избежать переутомления учащихся. Хоровое чтение, минута тишины являются прекрасным отдыхом, оживляющим внимание, хорошей настройкой для волевых центров. В каждом классе в урок включаются валеологические задачи. В результате использования оздоровительных компонентов на уроках улучшается речь учащихся, снижается утомляемость, повышается эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует укреплению здоровья учащихся.

На переменах организуются подвижные игры, которые снижают нервное напряжение, излишнюю нервозность, раздражительность, неуверенность в себе.

Формирование здорового образа жизни учащихся осуществляется и через систему внеклассной и внешкольной работы. Это беседы, классные часы, праздники здоровья, спортивные массовые мероприятия, прогулки, экскурсии. Активное участие в таких мероприятиях принимают и родители. Внеклассная работа строится в тесном взаимодействии с общественными организациями: эколого-культурный центром, Домом детского творчества, детской библиотекой, музеем, детскими садами, кинотеатром, медицинскими учреждениями. Оздоровительная работа становится эффективной при условии тесного сотрудничества школы и семьи. Учитель ориентирует родителей на проведение совместных с детьми мероприятий, в которых укрепляется взаимопонимание, духовное единение родителей и детей. Это коллективно-творческие дела. По классам спланированы родительские собрания и лекторий на здоровьесберегающую тематику:

Систематическая организация деятельности по оздоровлению учащихся дает желаемые результаты: обогащаются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, снижается заболеваемость, повышается умственная работоспособность, повышается уровень физического развития. В 1 классе знания о сущности здоровья были поверхностные, а к 4 классу дети приобрели хорошие знания о способах укрепления здоровья.

Оздоровительная работа способствует формированию ценности здорового образа жизни, сохранению, укреплению, улучшению здоровья учащихся.

 

Литература:

 

  1.              Базарный Б. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде.- Сергиев Посад, 1985.
  2.              Васильева Т. П., Успенская И. Е. Сохранение и укрепление здоровья в условиях личностно-ориентированного образования / Т. П. Васильева, И. Е. Успенская — Череповец, 2004.
  3.              Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья/ Н. И. Дереклеева — М.: ВАКО, 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов