Личный опыт реализации индивидуального образовательного маршрута в ДОУ | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.

Дата публикации: 31.01.2016

Статья просмотрена: 4543 раза

Библиографическое описание:

Смородина, Е. В. Личный опыт реализации индивидуального образовательного маршрута в ДОУ / Е. В. Смородина, Л. А. Юрьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/674/ (дата обращения: 16.04.2024).



 

Индивидуально образовательный маршрут является образовательной деятельностью, на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, где сам ребенок становится субъектом образования. Индивидуально образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями дошкольника (уровень готовности к освоению программы), а так же существующими стандартами содержания образования.

Воспитание и социальная среда формируют индивидуальный склад личности, который проявляется в направленности способностей, потребностей, целей, чувств, воли и характера. Учитывая эти способности, воспитатель должен индивидуально подходить к детям.

МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида» второй год работает по индивидуальным маршрутам. Создавая индивидуальный маршрут мы использовали мониторинг (который включал в себя все области ФГОС ДО). Наш индивидуальный маршрут включает в себя следующие компоненты:

          постановка целей, определение задач образовательной работы.

          отбор содержания программного материала.

          определение используемых педагогических технологий, методов, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

          формирование ожидаемых результатов, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий.

На основании мониторинга, у каждого обучающегося ДОУ, можно проследить слабо развитые интегративные качества, на которые нужно было заострить внимание. Учитывая особенности детей, мы индивидуально подошли к каждому ребенку. Воспитание, образование, обучение мы разнообразили методами и средствами индивидуального подхода, применяя наиболее эффективные для развития каждого ребенка.

По каждому проблемному критерию был составлен план работы на учебный год. Каждый месяц рассматривается область развития с проблемными компонентами. Чтобы индивидуальная работа была результативной, мы выделяем и охарактеризовываем особенности развития ребенка, что позволяет использовать те или иные формы, методы и средства индивидуализированного влияния на ребенка. Составляется подробное описание занятий, бесед, используется методическая литература, постоянно находящаяся в группе. Для удобства проведения занятий и для регистрации результатов работы составляется «Расписание мероприятий по проблемным компонентам».

В работе по индивидуальным маршрутам мы чаще всего используем игровую форму. Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра — есть своего рода средство познания ребенком действительности. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности, познавательные интересы, приобретает навыки общения. Ребенку, который не доиграл в детстве, будет труднее налаживать контакты с другими людьми. Чем детям, имеющим богатый жизненный опыт совместной игры со сверстниками. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей.

Рассматривая воспитательное значение игры, мы имеем в виду игру как форму воспитания, как средство для решения определенных воспитательных задач по отношению к детям дошкольного возраста. Между тем даже в учебной педагогической литературе игру в ее педагогическом значении часто смешивают с игрой как возрастным проявлением ребенка.Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам.

Мы в работе по индивидуально образовательному маршруту предлагаем обучающимся воображаемые ситуации: творческие игры, самодеятельные игры, сюжетно- ролевые игры, дидактические игры, игры с правилами.

Игра в индивидуальном маршруте характеризуется целостностью от мотива до способа действия (ребенок играет, потому что он этого хочет, он играет в то, во что хочет, и играет так, как хочет). Характеризуется эмоциональной насыщенностью, удовольствием от процесса, а не от результата. Развивается и меняет формы по мере развития (от развернутой внешней предметной деятельности до свернутой внутренней деятельности).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования игра наряду с познавательной, исследовательской деятельностью и творческой активностью ребенка объявлена основной формой реализации программы.

Игра в содержании ФГОС ДО включает условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста».

Важнейшая часть работы индивидуально образовательного маршрута это успешное развитие ребенка, а значит успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

Таким образом, индивидуально образовательная работа по освоению содержания образовательных областей должна опираться или включать в себя достаточный спектр игр, организуемых по инициативе взрослого, а также традиционных игр, имеющих содержание соответствующей направленности.

В нашей работе «каждый ребенок имеет право на самостоятельность», мы широко внедряем новые формы и методы воспитания и образования, обеспечиваем индивидуальный подход к каждому ребенку.

 

Литература:

 

  1.              Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
  2.              Выгодский, Л.С. «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка» [Текст]/ Л. С. Выгодский// Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие ред.сост. к.п. Г. Ц. Буменская-изд. 2-е. — М.: 2005- 228с.
  3.              От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 2-е изд., испр.- М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 336 с.
  4.              Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учебное пособие. — М., 2000–198с.
  5.              Семинар «Целевые ориентиры ФГОС ДО как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка»
  6.              Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 2006. — 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, образовательный маршрут, ребенок, индивидуальный маршрут, дошкольный возраст, индивидуальный подход, образовательная работа.

Похожие статьи

Индивидуальные образовательные маршруты...

Индивидуальные образовательные маршруты в педагогической работе детского сада.

социальный опыт, старший дошкольный возраст, социальный опыт детей, дошкольный возраст, Индивидуальная работа, высокий уровень, детский сад, образовательный процесс...

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности...

игра, ребенок, образовательный маршрут, индивидуальный маршрут, образовательная работа, дошкольный возраст, индивидуальный подход.

Индивидуальный образовательный маршрут как обязательное...

индивидуальный образовательный маршрут, ребенок, индивидуальный маршрут, образовательная работа, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, индивидуальный подход...

Индивидуальный подход в обучении дошкольников через...

Раскрывает индивидуальный подход в обучении, где особое внимание уделяется поддержке детской инициативы, активности, игре.

Библиографическое описание: Жидкова Л. И. Индивидуальный подход в обучении дошкольников через образовательную картографию...

Индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) является учебным планом коррекционно-образовательной деятельности ребенка дошкольного возраста с

5 лист. Индивидуальный образовательный маршрут. Иванова Ивана Ивановича.

Использование средств ИКТ при взаимодействии педагогов...

игра, ребенок, образовательный маршрут, индивидуальный маршрут, образовательная работа, дошкольный возраст, индивидуальный подход.

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших...

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования, но и творчество индивидуально.

Индивидуальный образовательный маршрут как средство...

Другая категория педагогов склонна рассматривать индивидуальный образовательный маршрут в личностно- ориентированном контексте, в котором образование понимается, как путь ребенка к самому себе, поиск собственных способов решения проблем.

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов...

Ключевые слова: индивидуальные маршруты обучающиеся, индивидуальный подход к обучению, алгоритм создания маршрутов, дошкольное учреждение, дошкольное обучение.

Похожие статьи

Индивидуальные образовательные маршруты...

Индивидуальные образовательные маршруты в педагогической работе детского сада.

социальный опыт, старший дошкольный возраст, социальный опыт детей, дошкольный возраст, Индивидуальная работа, высокий уровень, детский сад, образовательный процесс...

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности...

игра, ребенок, образовательный маршрут, индивидуальный маршрут, образовательная работа, дошкольный возраст, индивидуальный подход.

Индивидуальный образовательный маршрут как обязательное...

индивидуальный образовательный маршрут, ребенок, индивидуальный маршрут, образовательная работа, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, индивидуальный подход...

Индивидуальный подход в обучении дошкольников через...

Раскрывает индивидуальный подход в обучении, где особое внимание уделяется поддержке детской инициативы, активности, игре.

Библиографическое описание: Жидкова Л. И. Индивидуальный подход в обучении дошкольников через образовательную картографию...

Индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) является учебным планом коррекционно-образовательной деятельности ребенка дошкольного возраста с

5 лист. Индивидуальный образовательный маршрут. Иванова Ивана Ивановича.

Использование средств ИКТ при взаимодействии педагогов...

игра, ребенок, образовательный маршрут, индивидуальный маршрут, образовательная работа, дошкольный возраст, индивидуальный подход.

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших...

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования, но и творчество индивидуально.

Индивидуальный образовательный маршрут как средство...

Другая категория педагогов склонна рассматривать индивидуальный образовательный маршрут в личностно- ориентированном контексте, в котором образование понимается, как путь ребенка к самому себе, поиск собственных способов решения проблем.

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов...

Ключевые слова: индивидуальные маршруты обучающиеся, индивидуальный подход к обучению, алгоритм создания маршрутов, дошкольное учреждение, дошкольное обучение.

Задать вопрос