Библиографическое описание:

Смородина Е. В., Юрьева Л. А. Личный опыт реализации индивидуального образовательного маршрута в ДОУ // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 25-27.



 

Индивидуально образовательный маршрут является образовательной деятельностью, на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, где сам ребенок становится субъектом образования. Индивидуально образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями дошкольника (уровень готовности к освоению программы), а так же существующими стандартами содержания образования.

Воспитание и социальная среда формируют индивидуальный склад личности, который проявляется в направленности способностей, потребностей, целей, чувств, воли и характера. Учитывая эти способности, воспитатель должен индивидуально подходить к детям.

МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида» второй год работает по индивидуальным маршрутам. Создавая индивидуальный маршрут мы использовали мониторинг (который включал в себя все области ФГОС ДО). Наш индивидуальный маршрут включает в себя следующие компоненты:

          постановка целей, определение задач образовательной работы.

          отбор содержания программного материала.

          определение используемых педагогических технологий, методов, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

          формирование ожидаемых результатов, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий.

На основании мониторинга, у каждого обучающегося ДОУ, можно проследить слабо развитые интегративные качества, на которые нужно было заострить внимание. Учитывая особенности детей, мы индивидуально подошли к каждому ребенку. Воспитание, образование, обучение мы разнообразили методами и средствами индивидуального подхода, применяя наиболее эффективные для развития каждого ребенка.

По каждому проблемному критерию был составлен план работы на учебный год. Каждый месяц рассматривается область развития с проблемными компонентами. Чтобы индивидуальная работа была результативной, мы выделяем и охарактеризовываем особенности развития ребенка, что позволяет использовать те или иные формы, методы и средства индивидуализированного влияния на ребенка. Составляется подробное описание занятий, бесед, используется методическая литература, постоянно находящаяся в группе. Для удобства проведения занятий и для регистрации результатов работы составляется «Расписание мероприятий по проблемным компонентам».

В работе по индивидуальным маршрутам мы чаще всего используем игровую форму. Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра — есть своего рода средство познания ребенком действительности. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности, познавательные интересы, приобретает навыки общения. Ребенку, который не доиграл в детстве, будет труднее налаживать контакты с другими людьми. Чем детям, имеющим богатый жизненный опыт совместной игры со сверстниками. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей.

Рассматривая воспитательное значение игры, мы имеем в виду игру как форму воспитания, как средство для решения определенных воспитательных задач по отношению к детям дошкольного возраста. Между тем даже в учебной педагогической литературе игру в ее педагогическом значении часто смешивают с игрой как возрастным проявлением ребенка.Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам.

Мы в работе по индивидуально образовательному маршруту предлагаем обучающимся воображаемые ситуации: творческие игры, самодеятельные игры, сюжетно- ролевые игры, дидактические игры, игры с правилами.

Игра в индивидуальном маршруте характеризуется целостностью от мотива до способа действия (ребенок играет, потому что он этого хочет, он играет в то, во что хочет, и играет так, как хочет). Характеризуется эмоциональной насыщенностью, удовольствием от процесса, а не от результата. Развивается и меняет формы по мере развития (от развернутой внешней предметной деятельности до свернутой внутренней деятельности).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования игра наряду с познавательной, исследовательской деятельностью и творческой активностью ребенка объявлена основной формой реализации программы.

Игра в содержании ФГОС ДО включает условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста».

Важнейшая часть работы индивидуально образовательного маршрута это успешное развитие ребенка, а значит успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

Таким образом, индивидуально образовательная работа по освоению содержания образовательных областей должна опираться или включать в себя достаточный спектр игр, организуемых по инициативе взрослого, а также традиционных игр, имеющих содержание соответствующей направленности.

В нашей работе «каждый ребенок имеет право на самостоятельность», мы широко внедряем новые формы и методы воспитания и образования, обеспечиваем индивидуальный подход к каждому ребенку.

 

Литература:

 

  1.              Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
  2.              Выгодский, Л.С. «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка» [Текст]/ Л. С. Выгодский// Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие ред.сост. к.п. Г. Ц. Буменская-изд. 2-е. — М.: 2005- 228с.
  3.              От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 2-е изд., испр.- М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 336 с.
  4.              Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учебное пособие. — М., 2000–198с.
  5.              Семинар «Целевые ориентиры ФГОС ДО как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка»
  6.              Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 2006. — 112 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов