Автор: Фисенко Елена Фёдоровна

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.

Библиографическое описание:

Фисенко Е. Ф. Социальная адаптация неслышащих школьников путем проведения сюжетно-ролевых игр. Конспект сюжетно-ролевой игры «У врача» // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 81-83.



 

Под социализацией подразумевается процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. Преодолеть социальные последствия слухового дефекта глухих детей, также добиться их социальной адаптации можно лишь своевременно подготавливая их к активному и посильному участию в жизни общества, к общественно полезной деятельности.

Игра — это воспроизведение детьми при помощи ролей и использования игровых предметов деятельности взрослых людей и их взаимоотношений. Из всех видов игр наиболее благоприятно влияют на развитие детей сюжетно-ролевые игры, в ходе которых ребенок познает мир, овладевает нормами нравственного поведения. Игры содействуют сближению детей, раскрепощению, формированию детского коллектива. Сюжетно-ролевая игра является условием всестороннего развития глухих детей. Без правильного руководства со стороны педагога игры глухих детей бедны по содержанию, однообразны, механически повторяют одни и те же действия. Это происходит потому, что восприятие мира глухими осуществляется в условиях ограниченного речевого общения, при минимальной познавательной роли речи. В ходе подготовки к игре педагог должен подобрать игровые атрибуты, отобрать словарь, который необходим для проведения игры и примерный диалог, который будут произносить дети в ходе общения по сюжету игры. Весь речевой материал должен быть на табличках или написан на доске. Детям нужно показать все игровые возможности каждой роли, действия, которые должен производить играющий, диалоги с другими участниками игры. В процессе игры дети выбирают себе роль. Чтобы речевой материал не был забыт в дальнейшем, его необходимо записать в тетрадь, чтобы ребята могли обратиться к нему в дальнейшем, восстановить в памяти.

Вот разработка сюжетно-ролевой игры «У врача». Цель её — закрепить навыки речевого общения, воспитывать культуру поведения в кабинете врача.

Оборудование: коробки из-под лекарств, пузырьки с надписями: йод, зелёнка, капли, микстура, вата, бинт, витамины, нарисованный на картоне, градусник, мазь, таблички со словарём и диалогом.

  1. Организационный момент: Поздоровайтесь. (Здравствуйте). Сядьте.

— Как ты слышишь? (Я слышу хорошо \ плохо.)

— Какое сейчас занятие? (Сюжетно-ролевая игра)

— Что мы будем делать на занятии? (Мы будем делать речевую зарядку, читать, слушать и говорить, играть)

— Как называется игра? (У врача)

  1. Речевая зарядка:

— Говорим слоги: АКА АКА АГА АГА

АКАКО АГАГО

КУКАГА

— Говорим слова: горло, нога, рука, капли.

— Говорим предложение: У меня болит рука.

— Что мы делали? (Мы делали речевую зарядку)

  1. Словарная работа:

— Будем читать слова и предложения.

Врач, больной, таблетки, вата, бинт, йод, мазь, капли, микстура, градусник, зелёнка, витамины.

У Саши болит горло. Саша болеет.

— Саша должна идти к врачу. Ребята, а что есть у врача? (У врача есть …. (таблетки, вата, бинт, йод, мазь, капли, микстура, градусник, зелёнка, витамины))

— Что спрашивает врач, когда приходит больной? (Как тебя зовут? Что у тебя болит?)

Читаем на табличках: Открой рот. Покажи язык. Выпей таблетку. Прополощи горло, рот. Сейчас помажу руку, ногу.

— Что отвечает больной? (Меня зовут ….. У меня болит ….)

  1. Слуховое восприятие.

— Будем слушать и говорить. (Все вопросы произносятся за экраном.)

— Саша, у тебя болит рука? (Да. У меня болит рука. Нет. У меня не болит рука.)

— Маша, у тебя болит горло?

— Толя, у тебя болит живот?

— Лёша, у тебя болит нога?

— Магомед, у тебя болит голова?

  1. Игра «У врача».

— Давайте выберем. Кто будет врачом? (Я буду врачом.) Толя будет врачом.

— Кто будет больной? (Я — больной.)

— Что у тебя болит? (У меня болит ….) Делаем повязку на больное место.

Больной: Здравствуйте.

Врач: Здравствуй. Как тебя зовут?

Больной: Меня зовут ….

Врач: Что у тебя болит?

Больной: У меня болит …. (Показывает на больное место)

Врач: (выбирает нужную фразу для диалога в зависимости от болезни):

Сейчас помажу руку, ногу. Открой рот. Покажи язык. Измерь температуру. Прополощи горло. Выпей таблетку.

  1. Итог занятия:

— Что мы делали? (Мы играли.)

— Как называется игра? (У врача)

— Кто был врачом? Кто был больной?

Таким образом, при правильном руководстве со стороны педагога, сюжетно-ролевые игры принесут глухим школьниками неоценимую пользу для успешной социализации и адаптации в мире слышащих людей.

 

Литература:

 

  1. Богданова Т. Г. «Сурдопсихология: Учеб.пособие. — М.: «Академия», 2002.
  2. Журнал Дефектология, 2004г. № 2 «Социальное развитие детей с нарушением слуха» Т. В. Плахова, Л. В. Дмитриева
  3. «Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха». Сост. Астафьева В. М. — М.: АПК и ПРО, 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов