Библиографическое описание:

Давыденко Л. В., Рогова Е. В. Сетевые презентации школьников по химии // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 120-123.



 

Химия входит в число школьных предметов, которые учащиеся традиционно относят к категории сложных. В связи с этим уровень мотивации к её изучению падает. В статье рассмотрено применение информационно-коммуникационные технологии для повышения эффективности познавательной деятельности школьников. Приведены примеры взаимодействия учителя и учащихся посредством использования в образовательном процессе Google-презентаций.

Ключевые слова: обучение химии, мотивация, сетевые презентации, Интернет-сервисы Google, Google-презентации, Google-документы.

 

Химия входит в число естественных наук, составляющих основу познания человека. Её изучение необходимо как для построения естественно-научной картины мира, так и для грамотного использования веществ в повседневной жизни. Хорошо организованная работа учащихся в течение всего урока, а также дома, необходима для успешного овладения базовым курсом химии.

Обеспечение качественного преподавания — основная задача современного образования. Любой учитель заинтересован в том, чтобы его предмет вызывал интерес у учащихся. В средних общеобразовательных школах проблема мотивации учащихся к получению новых знаний является достаточно острой. Современным ученикам необходимо уметь писать не только уравнения реакций и химические формулы, но также уметь логически мыслить, ставить вопросы и находить на них ответы, объяснять полученные результаты и делать выводы.

Педагогическими условиями для достижения успешного результата учебно-познавательной деятельности, а также интеллектуального развития обучающихся являются:

          оптимально организованный образовательный процесс;

          эффективные технологии обучения;

          организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;

          продуманная система самостоятельной учебно-познавательной деятельности [1].

Применение новейших образовательных технологий невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), стремительно вошедших в повседневную жизнь каждого человека. Современные школьники активно используют интернет-среду для общения, в связи с этим перспективным на сегодняшний день является интеграция Интернета и процесса обучения. Использование новых методов преподавания будет способствовать повышению уровня мотивации учащихся, что приведет к увеличению эффективности образовательного процесса.

Проведение современного урока немыслимо без использования мультимедийных учебных презентаций, прочно укоренившихся в практике современной школы. Обычно электронная презентация рассматривается как дидактическое средство обучения, это логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления [2]. Интерес учащихся к изучению химии можно повысить, если вовлечь их в процесс разработки. Учащимся можно предложить:

          создание презентаций по темам, соответствующих курсу химии 8–11 класса.

          создание презентаций по темам элективных курсов;

          создание мини-презентаций по изученному на уроках химии материалу.

Создание качественных презентаций по химии достаточной трудоемкий процесс, занимающий большую часть времени. На помощь приходят сетевые презентации, которые учащиеся смогут создать, объединившись в группу. Для выполнения такой работы удобнее всего использовать приложения и сервисы Google, доступ к которым возможен с любого устройства, при наличии подключения к Интернету.

Документы Google — бесплатный онлайновый офис, разрабатываемый компанией Google, который позволяет создавать текстовые документы, электронные таблицы, презентации и т. д., а также открывать к ним доступ другим пользователям для просмотра и совместного редактирования. При работе над документом все участники могут обмениваться идеями и знаниями в чате. Данный сервис дает возможность школьникам удаленно работать над общими документами и проектами, а учителю контролировать и управлять этой работой.

Google-презентация — это редактор для создания и оформления презентаций, очень похожий на Microsoft Office PowerPoint, но обладающий меньшим диапазоном возможностей редактирования и форматирования слайдов. Используя данный редактор, у школьников появляется возможность работать совместно и создавать общий продукт. Редактирование файлов в реальном режиме времени можно осуществлять не только со школьных компьютеров, но и со своих домашних компьютеров, смартфонов, планшетов, ноутбуков. Созданные презентации можно читать и записывать в форматах PPT, PDF, загружать редактируемый в онлайн-режиме документ к себе на компьютер, публиковать готовый продукт на веб-странице.

Возможные настройки доступа к файлу презентации: открыть доступ к документу всем в Интернете (только для чтения, без возможности редактирования); всем, у кого есть ссылка; всем, кому отправлено приглашение (в последних двух случаях есть возможность редактирования и комментирования документа). Кроме этого, можно определить один из трёх уровней доступа к файлу — читатель, комментатор, редактор, а значит, этот сервис можно использовать для организации совместной работы группы учащихся над одним проектом. Каждую презентацию можно открыть для совместного чтения и редактирования и опубликовать в сети как html-документ. Читатели могут только просматривать документ, но не могут его редактировать. Соавторы могут изменять документ и, если разрешено автором документа, приглашать других пользователей. Каждый из соавторов может делать в этом документе свои исправления — редактировать фрагменты текста по своему усмотрению [3].

Этапы создания сетевой презентации

  1.    Подготовка. Выбор темы сетевой презентации. Постановка целей и задач. Знакомство с критериями оценки работы. Регистрация аккаунта Google на Gmail.com.
  2.    Распределение по группам. Разделение класса на 3–4 группы (8–10 человек), выбор в них кураторов. Такое распределение помогает учителю эффективно руководить совместной деятельностью.
  3.    Совместная работа над Google-презентацией.

а) Учитель создает общую презентацию по определенной теме и открывает доступ редактирования каждому члену группы. Учащимся необходимо дополнить информацией данную презентацию — каждый ученик на отведенном слайде дает ответ на конкретный вопрос (подбирает текст, изображения, видеофрагменты и др.).

б) Куратор группы (учащийся) создает общую презентацию и дает право доступа всем участникам группы, а также учителю. Учащиеся должны оформить тему слайда, подобрать цвет текста, использовать разные макеты слайдов. В соответствие с целями и задачами работы учащиеся самостоятельно распределяют обязанности по коллективному редактированию презентации. Подобная работа позволяет обсуждать в группах возникающие идеи, осуществлять совместное редактирование и публикацию.

При выполнении сетевой презентации встает проблема в оценивание вклада каждого учащегося в общую работу. В связи с этим на каждом слайде должна стоять фамилия автора. В ходе работы над презентацией учитель может просматривать работу каждого участника группы, проследить дату входа на ресурс любого ученика, увидеть изменения, которые он сделал, проанализировать активность учащихся, консультировать учащихся по мере возникновения вопросов.

Рис. 1. Фрагмент обсуждения (чат) при выполнении сетевой презентации «Алюминий»

 

  1.    Защита выполненных работ. Все участники группы принимают участие в защите. На данном этапе работы у школьников формируется умение аргументированно и ясно строить устную речь, появляется навык публичных выступлений. По завершению сетевой презентации учитель выставляет итоговую оценку участникам с учетом эффективности работы всех ее членов. После защиты презентации можно опубликовать в классном блоге или на сайте [4].

D:\Аспирантура\Публикации\Молодой ученый\Образование и воспитание\Рис1.jpg

Рис. 2. Фрагмент сетевой презентации по теме «Силикатная промышленность»

 

D:\Аспирантура\Публикации\Молодой ученый\Образование и воспитание\рис 2.jpg

Рис. 3. Фрагмент сетевой презентации по теме «Алюминий»

 

Преимущества использования Google-презентаций

  1.              Бесплатный совместный доступ.
  2.              Возможность организации совместного сетевого сотрудничества и сотворчества школьников, вне зависимости от расстояния между участниками образовательного процесса.
  3.              Минимальные требования к программному обеспечению (доступ к презентации осуществляется через окно любого веб-браузера при наличии выхода в Интернет).
  4.              Работа возможна с помощью любого устройства: ноутбука, компьютера, смартфона и т. д., поддерживающего работу в Интернете [5].

Среди недостатков следует назвать необходимость наличия безлимитного подключения к Интернету.

Использование сетевых презентаций в образовательном процессе помогает решить следующий ряд задач:

1.                Индивидуализация образовательного процесса, развитие познавательной активности и мотивации к изучению предмета.

2.                Организация дополнительной работы со слабоуспевающими школьниками, а также детьми, стремящимися получить дополнительные знания по предмету.

3.                Организация учебной деятельности учащихся, часто пропускающих уроки (спортсмены, участвующие в соревнованиях, дети со слабым здоровьем, одаренные дети, принимающие участие в конкурсах, концертах).

4.                Организация групповой деятельности [6].

Химия — одна из основополагающих наук и все что нас окружает, состоит из различных химических веществ. Выполнение сетевых презентаций позволит учащимся не только пополнить и систематизировать свои знания в области химии, но и способствует вовлечению каждого ученика в активную творческую деятельность, что будет способствовать повышению мотивации к изучению предмета. Школьники приобретают навыки работы с различными видами информации, ее критическим осмыслением, учатся планировать свое время и время работы своей команды, ставить цели и принимать решения, искать средства и способы их достижения, приобретают навыков группового сетевого общения.

Используя ресурсы Интернет, педагоги смогут более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников; оперативно отслеживать результаты их обучения и воспитания; принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и качества знаний учащихся [7].

 

Литература:

 

  1.    Казанцев Ю. Н. Индивидуальные учебные задания по химии [Текст] / Ю. Н. Казанцев // Образование в современной школе. — 2009. — № 6. — С. 42–46.
  2.    Платонова Т. И. Обиспользованииэлектроннойпрезентациинауроке [Текст] / Т. И. Платонова // Химияв школе. — 2007. — № 9. — С. 25–29.
  3.    Сидорова Е. В. Используем сервисы Google: электронный кабинет преподавателя [Текст] / Е. В. Сидорова. — СПб.: БХВ-Петербург, 2013. — 288 с.
  4.    Лисичкина Е. А. Возможности облачных сервисов для организации проектной деятельности студентов [Текст] / Е. А. Лисичкина // Педагогика и современность. — 2015. — № 3 (17). С. 25–29.
  5.    Сейдаметова З. С., Сейтвелиева С. Н. Облачные сервисы в образовании [Текст] / З. С. Сейдаметова, С. Н. Сейтвелиева // Інформаційні технології в освіті. — 2011. — № 9. — С. 105–111.
  6.    Куликова Ю. В. Организация сетевого взаимодействия педагогов и школьников с помощью web-сервиса Google.docs [Текст] / Ю. В. Куликова // Концепт. — 2014. — № S19. — С. 31–35.
  7.    Шипигузова С. Г. Использование сетевых социальных сервисов интернета в проектной деятельности младших школьников [Электронный ресурс]: III Ежегодная науч.–практ. конф. Интернет-сервисы в образовании. — URL: http://it-pedagog.ru/index.php?option=com_zoo&task=item&item_id=598 (дата обращения 23.01.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов