Библиографическое описание:

Давлетмирзаева Ф. А. Особенности применения картографической наглядности на уроках географии // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 32-35.



 

Присутствующая сегодня в школе система картографических знаний и умений, кроме того, отражает во многом устаревшие представления о картографической науке. В современном информационном обществе приоритетное развитие получили науки, так или иначе связанные с хранением, систематизацией, передачей и отображением информации. Важное место в числе таких наук занимает картография. Испытывая острый интерес общества к увеличению средств передачи информации, улучшению их качественных характеристик и методов использования, современная картография претерпела значительные изменения. Эти изменения еще не нашли своего отражения в школьном историческом образовании.

Таким образом, в современном общем среднем историческом образовании существуют определенные противоречия — между современными целями общего среднего исторического образования, основными идеями его модернизации и содержанием картографической подготовки учащихся.

В настоящее время наблюдается повышенное внимание российского общества к образованию и его качеству. Этот показатель является главным в характеристике состояния современной образовательной системы. Образовательная система, как зеркало, отражает облик общества, в котором мы живем. Давая оценку качества образования, мы описываем его положительные и отрицательные стороны, подводим итоги реформирования политической, экономической, социальной сфер жизни нашей страны на новом этапе ее исторического развития. Кроме того, образование определяет облик будущего, тот экономический, интеллектуальный, культурный, нравственный потенциал нового поколения граждан России, с которым она вступила в третье тысячелетие.

Предметная наглядность — это вид наглядности, при котором представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения. Предметная наглядность находит самое широкое применение в преподавании естественных наук — ботаники, зоологии, химии и др., где имеется возможность не только показать учащимся, но и дать им в руки (а иногда попробовать на вкус, понюхать) изучаемые предметы и явления — растения (с цветком, листьями, корнями), минералы, химические элементы, части скелета, продемонстрировать ход химической реакции, работу сердца лягушки и т. д.

Территорию (земную поверхность) изучают многие науки, но наиболее преуспела география, которая накопила за многовековую историю исследований огромный информационный материал о природных и социально-экономических территориальных системах и комплексах, который в той или иной форме жизненно необходимы людям, живущим на Земле. Именно по этой причине география изучается во всех типах учебных заведений. Поскольку географические знания передавались из поколения в поколение всегда, то были и люди, которые не только знали географию и занимались ею, но и умели передавать (преподавать) эти знания, размышляли над тем, как это лучше осуществить.

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического обучения и воспитания учащихся на всех уровнях школьного обучения. Устойчивое развитие территорий, страны и мира, глобальные проблемы человечества рассматриваются в географии и значительная роль должна отводиться ее методике, как предмета формирующего у учащихся целостное представление о мире и процессах в нем происходящих.

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент — живое созерцание, которое, как известно, является, в конечном счете, исходной ступенью всякого познания. Оно строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых обучаемым.

Значительное место в преподавании географических дисциплин занимает работа с географическими картами. Работа с картами заменяет непосредственное изучение территорий на поверхности Земли, помогает воссоздать образ изучаемых территорий с их основными характерными чертами. При этом развивается их пространственное, географическое мышление. Анализируя содержание карт и сопоставляя их, используются и развиваются приемы логического речевого и пространственного образного мышления. Карта —начала географии, ее второй язык, экономное выражение географического текста, один из главных источников географической информации, объект изучения в школе, наглядное пособие по географии. На занятиях географии карта выступает как объект изучения, источник знаний и как средство наглядности. По способу применения выделяются настенные, настольные и электронные географические карты. Кроме того, в обучении географии применяются топографические карты, космоснимки и контурные карты.

На первых уроках в основной школе выявляются картографические умения и навыки учащихся, и прежде всего умеют ли они пользоваться условными обозначениями (легендой) карты, ориентироваться в объектах. Учитель показывает условный знак на карте и просит определить по легенде его значение. Или же по ходу объяснения предлагает ученикам обратиться к своду условных знаков карты. В ходе обучения чтению исторической карты одновременно привлекается настенная карта и ее уменьшенные копии и виде раздаточного материала.

Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Поэтому умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории. Этому способствует постоянное наличие исторических карт в кабинете истории, а также поблизости в коридоре. Обращение к картам во внеурочное время помогает ученикам усвоить их обозначения. На уроках рассказ учителя или описание исторических событий всегда сопровождается показом по карте.

Географическая карта в учебном процессе выступает как объект изучения. К основным функциям языка карты относится коммуникация, моделирование и познание. В аспекте реализации этих функций карта являет собой незаменимое средство хранения и передачи пространственной информации, обладая при этом большой информационной емкостью. Картографический образ — основа картографической информации, которая предназначена для восприятия учащимися в виде образных картографических представлений о географических объектах и явлениях, пространственных моделей изучаемых территорий. Картографический образ изучаемых территорий создается всем многообразием условных знаков: их сочетанием и формой, величиной, ориентировкой, цветом, оттенком цвета, внутренней структурой. Для его формирования важным является пространственная комбинация условных знаков, их взаимное расположение, положение относительно пространственных координат, взаимная упорядоченность, объединение или совмещение и другие их отношения. Работа с картой способствует развитию представлений, памяти, логического и пространственного мышления. Систематическая работа с картой формирует умения извлекать заложенную в ней необходимую информацию, способствует усвоению теоретических знаний, формирует образную, пространственную географическую картину мира. По способу применения в учебном процессе выделяют настенные, настольные, топографические и контурные географические карты. Настенные карты — это карты, предназначенные для одновременного обозрения и организации познавательной деятельности учащихся всего класса. Построение таких карт осуществляется с учетом их восприятия с расстояния в несколько метров, что определяет более крупное обозначение условных знаков и, как следствие, высокую степень генерализации карт. Такие карты, как правило, несут в себе сложное географическое содержание, поэтому их применение обеспечивает изучение крупных блоков учебного материала: тем или нескольких тем и даже разделов учебной программы. Настенные карты применяются учителем на всех этапах урока: при объяснении нового материала, повторении и обобщении изученного, при проверке знаний учащихся. Настольные карты предназначены для индивидуальной познавательной деятельности учащихся в классе и при выполнении домашнего задания. Настольные карты для каждого школьного курса географии представлены в учебно-методическом пособии для учащихся: атласе географических карт. В школьных атласах представлена почти вся типология учебных карт: мировые карты и карты отдельных регионов земного шара, общегеографические и тематические карты, карты физико-географические и социально-экономические.

При чтении географических карт часто допускаются следующие ошибки: — не осознают расстояний по картам; — не умеют по картам правильно: по линиям градусной сетки показывать направления сторон горизонта; — неправильно произносят географические названия; — неправильно показывают географические объекты на карте: не пользуются указкой, реки показывают не от истока к устью, а от устья к истоку, моря и государства показывают не по их очертаниям, занимают по отношению к карте такое положение, что показываемый объект не виден учащимся класса. Знание географической карты является третьим составляющим элементом картографической грамотности учащихся. Знать карту — значит ясно представлять по памяти материки, острова, их конфигурацию, особенности береговой линии, рельефа, гидрологической сети, пространственное расположение изучаемых стран, расположение месторождений полезных ископаемых и других изучаемых географических объектов. Знание географической карты определяется наличием у обучаемых пространственных и образных представлений о географических объектах. Поэтому при формировании картографических представлений необходимо в обоснованном сочетании применять различные методы и методические приемы: показ учителем и учащимися географических объектов на карте, составление с помощью карт таблиц, схем, картосхем, графиков, профилей, организовывать работу обучаемых с контурными картами. Особенно яркие образные картографические представление формируются при сочетании в учебном процессе карты и мультимедийных слайдов, снимков земной поверхности с космоса, особенно если это снимки знакомой обучаемым местности. Формирование картографической грамотности обучаемых обеспечивается работой преподавателя с географической картой на каждом занятии. Необходимо помнить, что все объекты, которые называются преподавателем при объяснении нового учебного материала, должны быть им показаны на карте, точно так, как и все называемые объекты при ответе обучаемого должны быть тоже показаны обучаемым на карте. Каждый новый объект, показанный преподавателем на карте, должен быть найден обучаемым на картах атласа. Однако первоначальные и основные элементы картографической грамотности закладываются при изучении начального курса географии, еще в школе.

 

Литература:

 

  1.    Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. — М., 1960.-с.290.
  2.    Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся [Текст] / З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р. А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 4–6.
  3.    Гакаев Р. А. Формирование географических и исторических знаний учащихся комбинированным использованием картографического материала [Текст] / Р. А. Гакаев, Т. Ш. Хадаев // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 5–8.
  4.    Гакаев Р. А. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ю. Нуцулханова, С. С. Авхадов // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 1–5.
  5.    Гакаев Р. А. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 178–181.
  6.    Гакаев Р. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы [Текст] / Р. А. Гакаев, М. А. Иразова // Образование и воспитание. — 2015. — № 3. — С. 4–7.
  7.    Гакаев Р. А. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Школьная педагогика. — 2015. — № 2. — С. 22–25.
  8.    Гакаев Р. А. Типы уроков географии и особенности их структуры [Текст] / Р. А. Гакаев, Л. Д. Гайсумова // Школьная педагогика. — 2015. — № 2. — С. 19–22.
  9.    Гакаев Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География» [Текст] / Р. А. Гакаев // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 2. — С. 31–35.
  10. Гакаев Р. А. Лекция как ведущий компонент системы вузовского образования [Текст] / Р. А. Гакаев // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3. — С. 62–64.
  11. Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. 2014. № 4. С. 156–159.
  12. Галай И. П. Методика обучения географии, Минск.: Аверсэв, 2006. 116 с.
  13. Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. 96 с.
  14. Хлебосолова О. А. Качество школьного географического образования и способы его оценки. Рязань, 2007.
  15. Кузнецов М. В. Методика географии: основы географической дидактики. Симферополь, НАТА, 2009. — 230с.
  16. Электронный ресурс: Роль картографической наглядности в обучении истории http:// www.bestreferat. ru/ referat-137335.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов