Автор: Керимов Махмуд Магомедович

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.

Библиографическое описание:

Керимов М. М. Развитие познавательной активности студентов в образовательном процессе вуза // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 101-103.



В научном пространстве современного информационного общества объем знаний стремительно возрастает, в связи с чем ускоряется процесс устаревания информации, и оказывается невозможной подготовка грамотного конкурентоспособного специалиста по традиционной схеме. Приоритетной задачей высшего образования становится формирование у будущего выпускника компетенций, обеспечивающих его способность ориентироваться в обширных информационных потоках, уметь отслеживать обновление профессиональной информации, самостоятельно находить и ассимилировать новое знание, постоянно совершенствуя собственную квалификацию.

Стремление к эффективности, скорости и удобству выполнения обработки, хранения и передачи информации порождает новые информационные технологии, с которыми сталкивается в своей деятельности специалист любой профессии [1, c.6]. По этой причине формирование и совершенствование информационной компетентности обучающихся является одним из требований федеральных образовательных стандартов (ФГОС) к результатам подготовки выпускника любого вуза. Для большинства направлений подготовки, реализуемых в рамках университета физической культуры, эти компетенции формируются при изучении непрофильных дисциплин информационного цикла (компьютерные технологии, информатика, информационные технологии, и т. п.). Большой объем и сложность учебной программы в условиях ограниченного объема аудиторного времени, отводимого на ее освоение, предполагают активную вовлеченность студента в учебный процесс, его способность и сознательную готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, актуальность проблемы развития познавательной активности студентов по отношению к изучению информационных дисциплин обоснована потребностью современного информационного общества в специалистах различных отраслей деятельности, способных грамотно работать с информацией, использовать средства современных информационных технологий, гибко адаптироваться в меняющихся условиях, самостоятельно пополняя собственный уровень профессионально необходимых знаний.

В научных исследованиях проблема развития познавательной активности разрабатывается уже достаточно длительное время. Однако анализ различных философских, психологических и педагогических источников не позволяет выявить единого подхода, который позволил бы разрешить ряд теоретико-методологических сложностей при определении понятийного аппарата, а также выборе средств и методов изучения такого сложного и многоуровневого явления. Актуальность системного изучения проблемы развития познавательной активности на научно-теоретическом уровнесостоит в необходимости синтеза теоретико-методологических наработок из различных областей научного знания. Как показывает анализ практической деятельности, преподаватели информационных дисциплин в спортивных вузах испытывают трудности в эффективной реализации учебных программ из-за низкой познавательной активности студентов, обусловленной рядом специфических причин. Большинство поступающих на первый курс университета физической культуры молодых людей в силу своей направленности, в первую очередь, на активную спортивную деятельность не проявляют склонности к точным наукам и техническим дисциплинам, к разряду которых можно отнести информатику. При этом они имеют слабый уровень базовой подготовки, не позволяющий говорить о сформированности информационных компетенций (ИК) даже на пороговом уровне, и не осознают важность приобретения и совершенствования ИК и их необходимость в дальнейшей деятельности. Таким образом, актуальность развития познавательной активности студентов в процессе формирования информационных компетенций на научно-методическом уровне определяется недостаточностью методического обеспечения учебного процесса подготовки по информатике с учетом специфики контингента обучающихся спортивных вузов.На сегодня в различных отраслях гуманитарной науки накоплен определенный объем знаний, составляющих фундамент для дальнейшего исследования проблемы развития познавательной активности студентов вуза в контексте формирования информационных компетенций. [2, c.46]

Развитие познавательной активности студентов на основе информационных компетенций будет протекать более эффективно при комплексном соблюдении следующих условий:

а)выбор средств и методов развития познавательной активности студентов опирается на результаты диагностики уровня проявления ее структурных компонентов, с учетом взаимного влияния и обусловленности процессов развития познавательной активности и формирования информационных компетенций;

б)активизация познавательной деятельности студентов осуществляется с использованием методов активного обучения, подбор которых обоснован изучением специфики формирования информационных компетенций у студентов вуза физической культуры;

в)эмоционально-интеллектуальное стимулирование позитивной мотивации к изучению информатики посредством применения в учебной работе программированных интерактивных методических материалов, проблемных заданий дифференцированной сложности и предоставления дозированной помощи в зависимости от индивидуальных возможностей обучаемого.

Уточнена педагогическая сущность понятия «познавательная активность», как сложное, многоуровневое динамически развивающееся интегративное личностное образование, определяющее качественные характеристики познавательной деятельности обучающихся. Разработана структурно-динамическая модель познавательной активности, отражающая двустороннюю взаимосвязь между процессами развития познавательной активности и формирования информационных компетенций. Выявлены, апробированы и теоретически обоснованы педагогические условия развития познавательной активности студентов в процессе формирования информационных компетенций: выбор средств и методов развития познавательной активности студентов с опорой на результаты диагностики уровня проявления ее структурных компонентов; подбор используемых методов активного обучения с учетом специфики формирования информационных компетенций у студентов вуза физической культуры; эмоционально-интеллектуальное стимулирование позитивной мотивации посредством применения программированных интерактивных методических материалов и проблемных заданий дифференцированной сложности, учитывающих индивидуальные возможности обучаемого. Спроектирована методика реализации выявленных педагогических условий в процессе обучения информатике студентов спортивных направлений подготовки. [3, c.1396]

Познавательная активность, как интегративное личностное образование, определяющее качественные характеристики познавательной деятельности, проявляется на трех уровнях: ситуационном, системном и творческом. Структурно-динамическая модель познавательной активности отражает качественное и количественное изменение основных ее компонентов: мотивационного, операционального, волевого, оценочного и ценностного в процессе развития ПА.

Методологическим основанием изучения проблемы развития познавательной активности является интеграция системного и компетентностного подходов. Познавательная активность как системное явление комплексно развивается при воздействии на отдельные ее компоненты. Одним из базисных компонентом познавательной активности является операциональный, развитие которого происходит за счет формирования информационных компетенций в образовательном процессе вуза.

Педагогические условия, комплексное системное применение которых способствует эффективному развитию познавательной активности студентов на основе информационных компетенций: выбор средств и методов развития познавательной активности студентов осуществляется на основе диагностики уровня проявления ее структурных компонентов, с учетом взаимного влияния и обусловленности процессов развития познавательной активности и формирования информационных компетенций; активизация познавательной деятельности студентов осуществляется с использованием методов активного обучения, подбор которых обоснован изучением специфики формирования информационных компетенций у студентов вуза физической культуры; эмоционально-интеллектуальное стимулирование позитивной мотивации к изучению информатики посредством применения в учебной работе программированных интерактивных методических материалов, проблемных заданий дифференцированной сложности и предоставления дозированной помощи в зависимости от индивидуальных возможностей обучаемого. [4,с.9]

Методика развития познавательной активности студентов на основе информационных компетенций включает совокупность средств, методов, приемов и форм обучения, применяемых при освоении программы дисциплины информатика, комплексное использование которых позволяет решить поставленную проблему. Ядром методики выступает применение элементов технологии программированного обучения, а также эмоционально-интеллектуальное стимулирование познавательного интереса и мотивации учебной деятельности.

 

Литература:

 

  1.                Диденко И. А. Оптимизация познавательной активности учащихся. — Ставрополь: Логос, 2010. — 24с.
  2.                Сластенин, В. А. Основные тенденции модернизации высшего образования //Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 1. — С. 43–49.
  3.                Ярычев Н. У., Цамаева А. А. Практико-ориентированная направленность подготовки будущего юриста в вузе //Фундаментальные исследования. — 2014. — № 11–6. — С. 1394–1397.
  4.                Бидова Б. Б. Молодежь в институциональном пространстве современного образовательного учреждения высшего образования [Текст] / Б. Б. Бидова // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3. — С. 8–11.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов