Автор: Помазанова Елена Васильевна

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.

Библиографическое описание:

Помазанова Е. В. Индивидуальные траектории образования педагогических работников в системе среднего профессионального образования // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 83-85.



 

Ключевые слова: индивидуальные траектории образования, педагогические работники, педагогические технологии, педагогический опыт.

 

Средние специальные медицинские учебные заведения в корне отличаются от других учреждений СПО. Так, Ессентукский филиал ГБОУ ВПО СтГМУ обладает высоким педагогическим потенциалом, хотя около 70 % педагогических работников не имеют педагогического образования, и их главная роль — обучение медицинских сестер и фельдшеров для системы практического здравоохранения.

В настоящее время в связи с реализацией ФГОС СПО вопрос о уровне квалификации и профессионализме преподавателя СУЗ стоит наиболее остро. Современное общество диктует новые требования к качеству медицинского образования. Сегодня отмечается тот факт, что образовательная система, которая использовалась последние годы не удовлетворяет потребности нашего времени. Это диктует поиск новых систем обучения специалистов Министерства здравоохранения, отвечающих запросам работодателей.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» одной из важных компетенций образовательной организации является «использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения». Это ставит перед преподавателем, вне зависимости от его уровня и профиля образования, задачи по овладению новыми знаниями в области психологии и педагогики, современными технологиями и методиками обучения [1].

Перед средним профессиональным образованием новый федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает следующие задачи:

          рассматривать в целях реализации компетентностного обучения использование в учебном процессе активных и интерактивных форм занятий (симуляции, деловые и ролевые игры, разбор практических клинических ситуаций, психологические и иные тренинги, групповые дискуссии) в сочетании с внеаудиторной работой для развития и формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся;

          обеспечивать наиболее эффективную самостоятельную работу студентов;

          предоставлять обучающимся возможность участвовать в процессе формирования индивидуальной образовательной программы;

          формировать культурную и социальную среду, обеспечивать условия, необходимые для социализации и развития личности, сохранения здоровья студентов, способствовать развитию воспитательной составляющей в учебном процессе.

На основании выдвинутых задач можно сделать заключение, что результат работы Ессентукского филиала ГБОУ ВПО СтГМУ можно оценивать по следующим критериям качества:

          потенциал педагогического состава;

          потенциал студентов;

          средства образовательного процесса;

          образовательные технологии;

          профессиональные образовательные программы;

          управление образовательными системами и процессами.

Для решения вышеописанных задач большое значение имеет постоянное, систематическое развитие кадрового потенциала педагогических работников. Инновационную деятельность образовательного учреждения можно сложить из множества составляющих, но основой все же являются его педагогические работники. Педагогический потенциал и желание творчески работать для преподавателя является самым главным фактором развития образовательной среды и организации учебного процесса.

Взаимодействие с педагогическими работниками, трансляция их передового опыта и обучение их современным педагогическим технологиями является одним из важных направлений в деятельности учебной и методической службы в вопросе развития кадрового потенциала филиала.

Методическая служба филиала постоянно проводит мероприятия, которые направленны на повышение уровня качества преподавания:

  1. Обучение и повышение уровня квалификации педагогического состава.
  2. Привлечение педагогических работников в процесс выбора инновационных педагогических технологий.
  3. Создание индивидуальной траектории развития педагогического мастерства работника
  4. Организация процедуры аттестации педагогических работников.

В филиале сложилась система обучения и повышения квалификации педагогических работников, которая включает в себя:

          обучение на циклах и курсах повышения квалификации в ГБОУ ВПО СтГМУ;

          участие в работе педагогических и медицинских конференций, семинаров и форумов;

          участие педагогического состава в работе «Школы педагогического мастерства»;

          участие в интернет-сообществах педагогов и работников образования и здравоохранения;

          самостоятельное обучение на дистанционных курсах, семинарах, тренингах.

Для последующего профессионального роста педагогических работников в филиале реализуется принцип постоянного непрерывного обучения преподавателя посредством проведения конференций, педагогических курсов, онлайн-обучения.

Исходя из этого, можно определить следующие индивидуальные педагогические особенности обучения преподавателей филиала:

          получение теоретических и практических знаний, необходимых для реализации требований ФГОС СПО;

          ликвидация разрыва между современными требованиями к результатам обучения и личными возможностями человека на данный момент;

          повышение квалификации педагогического состава;

          обучение в соответствии с преподаваемыми ПМ, МДК (по специальности);

          использование инновационных образовательных технологий и методов, необходимых для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.

В Ессентукском филиале активно используется распространенная форма обучения педагогических работников — «Школа педагогического мастерства». На занятиях изучаются актуальные вопросы методики преподавания, общей педагогики, психологии. С учетом особенностей контингента педагогических работников, темы занятий Школы рассматривают основные вопросы организации учебного процесса в филиале и пути решения единой методической темы. В организации работы «Школы педагогического мастерства» привлекаются руководители структурных подразделений и наиболее опытные преподаватели. Эта работа расширяет возможности методической службы по реализации обучения преподавателей с медицинским образованием, что в свою очередь способствует их профессиональному росту и помогает транслировать передовой педагогический опыт ведущих преподавателей молодым специалистам.

Также можно считать успешным внедрение «Индивидуальной траектории развития преподавателя» как часть инновационного проекта по развитию кадрового потенциала с учетом современных требований к уровню профессиональной квалификации педагогического работника. Появление индивидуальной траектории развития педагогического мастерства преподавателя связано с потребностями педагогических работников в индивидуальных программах развития и изучения инновационных педагогических технологий, а также традиционных методов и приемов обучения и воспитания.

Особую потребность в индивидуальной траектории в филиале имеют:

          опытные педагогические работники с потребностью в изучении новых тенденций в преподавании;

          руководители научных кружков;

          начинающие молодые преподаватели;

          председатели ЦМК [2].

Немало важным аспектом в процессе повышения педагогического мастерства является существующая в филиале традиция наставничества. Молодые преподаватели работают под непосредственным руководством более опытных преподавателей, председателей ЦМК, которые оказывают им информационную и методическую помощь.

Работа с педагогическим составом в филиале осуществляется строго по индивидуальной траектории в форме:

  1. Индивидуальных консультаций.
  2. Консультаций по вопросам оформления различной учебно-методической документации.
  3. Помощи в подготовке и организации в проведении открытых уроков и мероприятий.
  4. Подбора необходимой учебно-методической литературы и образовательных интернет- ресурсов.
  5. Консультаций по вопросам организации научно-исследовательской работы студентов.

В своей работе преподаватели филиала используют современные достижения психологии, методологии и педагогики, материалы и опыт других образовательных учреждений СПО. Одной из самых значимых задач является вовлечение работников в процесс выбора инновационных педагогических технологий, которая осуществляется в следующих направлениях:

          работа по индивидуальной траектории с преподавателями, заинтересованными в использовании инновационных педагогических технологий;

          использование материалов практической психологии и ИКТ на занятиях «Школы педагогического мастерства» [2].

В процессе своей педагогической деятельности преподаватели привлекаются к выбору:

  1. Педагогических технологий к отдельным занятиям (занятия по МДК профессиональных модулей и учебным дисциплинам, мастер классы, открытые занятия, заседания кружков).
  2. Информационно-компьютерных технологий (интерактивная доска, презентации, видеоматериалы, электронные ресурсы, пособия и учебники, компьютерное тестирование).
  3. Различных способов мотивации.

Повышение педагогического мастерства проходит также через систему трансляции передового педагогического опыта работников. Система представляет собой систему мер по публикации учебно-методических материалов, а также применение преподавателями современных педагогических технологий в учебном процессе:

          обмен педагогическим опытом с преподавателями медицинских колледжей Ставропольского края;

          публикации в периодической печати («Среднее профессиональное образование», «Специалист», «Молодой ученый» и т. д.);

          обмен опытом и проведение занятий в «Школе педагогического мастерства»;

          публикации в Интернет-ресурсах для педагогических и медицинских работников (nsportal.ru, «Завуч info.ru», «Врачи РФ», «Доктор на работе»);

          проведение открытых занятий и внеучебных мероприятий;

          проведение мастер-классов, открытых занятий;

          обмен опытом между преподавателями цикловых методических комиссий.

Результаты своего профессионального роста педагогические работники филиала вносят в свое индивидуальное портфолио. Это позволяет развивать потенциал педагогических работников и способствует повышению престижности учебного заведения. Ведь одно из ценностей филиала — это его высококвалифицированные педагогические работники.

 

Литература:

 

  1.      Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»
  2.      Полоса С. В. Развитие кадрового потенциала колледжа как актуальное направление работы методической службы по инновационным проектам ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов