Библиографическое описание:

Горшкова Т. В. «Сделать себя нравственнее — значит сделать таким мир вокруг себя»: духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 76-79.



Статья раскрывает понятие «Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ во внеурочной деятельности в рамках ФГОС через программу: «Сделать себя нравственнее — значит сделать таким мир вокруг себя»

В статье рассматриваются методы и приёмы для формирования нравственных качеств детей с ОВЗ и овладения принятыми в обществе правилами, моральных устоев, а также формирования коллективных взаимоотношений.

В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья.

И. Ф. Свадковский

Вопросы духовно-нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность — вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.

Духовный и нравственный кризис, переживаемый нашим обществом, особенно остро затрагивает молодежную среду. Именно поэтому вопрос о духовном здоровье молодых людей ставится, сегодня во главу угла. Без решения этого вопроса невозможно совершенствование образования, прогресса науки, развитие культуры. Воспитание нравственности должно стать столь же важной задачей, как передача знаний.

Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

Педагог и родители подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в воспитании детей. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни воспитанника был наполнен множеством примеров нравственного поведения.

Сегодня нет человека, который, оставался бы равнодушным к проблемам воспитания и развития детей, нравственного становления. Наиболее актуальна и сложна эта работа с детьми с особыми образовательными потребностями. В школе формирование нравственных чувств начинается в младших классах и продолжается на протяжении всего обучения.

В ГБУ «КРОЦ» для детей с ограниченными возможностями здоровья была реализована программа нравственно-патриотического воспитания детей: «Сделать себя нравственнее — значит сделать таким мир вокруг себя»Программа ориентирована на формирование нравственных ценностей у детей с ОВЗ, укрепление детско-родительских отношений. В рамках программы, направленной на формирования основ духовно-нравственной личности, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитанники приобщались к традициям русской культуры, расширялись их представления о стране, крае, народе, обычаях и культуре. Для реализации программы мы использовали такие группы методов:

  1. Наглядные (использование экспонатов: национальных костюмов, домашней утвари, изделий декоративно-прикладного искусства и пр.).
  2. Словесные (использование малых фольклорных жанров, беседы, помогающие пополнить словарный запас детей новыми понятиями, развивают внимание,логическое мышление)
  3. Практические (приёмы, упражнения, самостоятельная работа детей).
  4. Игровые (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, сюрпризные моменты).

Программные мероприятия реализовывались поэтапно. На подготовительном этапе проведено диагностическое обследование детей, направленное на изучение уровня представлений и знаний о природе, родном городе, стране. На основе полученных данных определены уровни познавательной и практической деятельности воспитанников. В ходе основного этапа программных мероприятий проводилось обогащение и систематизация знаний о родном крае. Именно ознакомление с окружающим и посильная для ребёнка с ОВЗ трудовая деятельность являются связующим звеном в данном направлении. Поставленные задачи основного этапа решались во всех видах детской деятельности: на различных занятиях, в играх, в быту. Мероприятия основного этапа включали обширную деятельность в сфере патриотического воспитания, что подразумевало использование народного опыта непосредственно в жизни детей, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями. Деятельность в сфере патриотического воспитания реализовывалась по четырём взаимосвязанным направлениям.

I направление. Малая Родина— там, где я родился.

Использование краеведческого материала в воспитательном процессе сыграло большую роль в формировании исторического сознания детей. Материалы по истории города и округа, позволили ознакомить воспитанников с социально — экономическим и культурным становлением края. В школе имеется специально организованное помещение — музей по ознакомлению детей с традициями и бытом народов России и других стран.

В мини-музее собраны подлинные экспонаты крестьянского быта конца 19 начала 20 века. Дети систематически посещали мини-музей «Русская изба»», где они могли, слушать сказки, устраивать посиделки и развлечения, просто беседовать.

В беседах мы словно «окунаем» воспитанников в истоки нашей культуры. Интеллектуально — эмоциональные связи в поведении детей наиболее ярко проявляются в момент принятия той или иной роли, выполнения игровых, ролевых действий, развития сюжета. При этом мы старались добиться, чтобы эмоционально-положительный настрой перерастал в целостные отношения к нашей культуре. Здесь проявляется любовь не только к народному творчеству, а просматривается связь поколений — старшего, которое сберегает народные традиции, и молодого, которое приобщается к ним, и несет с собой в будущее.

Такие мини-музеи способствуют воспитанию патриотических чувств, чувств уважения к людям разных национальностей и расширению кругозора.

В школьном музее «Слава» для воспитанников проведены тематические занятия, посвящённые годам Великой Отечественной войны. Как показала практика, наиболее запоминающимися и эффективными стали те формы и методы музейной педагогики, где широко применялась наглядность и стимулировалась познавательная активность воспитанников.

Знакомство с историей малой родины вызывало у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребёнка отобразить в рисунке полученные знания и впечатления. Поэтому краеведческая работа продолжалась на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие чувство любви к родному городу, родной природе, позволили создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях. Итогом тематических занятий «Малая Родина — там, где я родился» по изобразительной деятельности стали выставки совместных семейных рисунков. Доброй традицией школы стало проведение патриотических праздников, посвящённых социально значимым датам «День защитника Отечества», «9 Мая — День Победы», «День защиты детей» и др. Художественная литература таит в себе громадную силу воспитательного воздействия. Мы знакомили детей с книгами краеведческой направленности. Книги помогали пробудить у детей любознательность, способность оценить красоту родного края, моральные принципы людей, которые живут рядом или жили когда-то на этой земле. Работа по ознакомлению с родным краем проводилась в книжном уголке, где оформлялись тематические книжные выставки познавательного характера, располагался иллюстративно — дидактический материал: иллюстрации о природе родного края и страны, фотоальбомы об истории города, предметы народно — прикладного искусства. Наглядный материал книжного уголка вызывал живой отклик со стороны наших воспитанников, способствовал побуждению к речевой активности, обмену мыслями и впечатлениями. В работе с детьми мы применяли метод наблюдения и метод сбора краеведческого материала о родном городе. Таким образом, глубина содержания краеведческого материала, практическая деятельность, тесно связанная с историей, природой родного края, помогали формированию чувства патриотизма.

II направление. Мои близкие люди

Важным условием реализации мероприятий этого направления являлась тесная взаимосвязь с родителями. Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей. С многонациональной культурой округа воспитанники знакомились с позиции родной культуры, и первыми учителями здесь выступали родители. Родители вместе с детьми с большим интересом составляли генеалогическое древо семьи, с удовольствием рассказывали о семейных традициях, делились опытом приготовления национальных блюд. Взаимодействие с родителями способствовало формированию бережного отношения детей к семейным традициям, сохранению и укреплению семейных связей.

III направление. Моя страна

На протяжении нескольких лет проводятся традиционные встречи с настоятелем храма Благовещения Пресвятой Богородицы Протоиерей Михаилом Глазовым. Цели совместной работы: повышение уровня духовно-нравственной культуры подрастающего поколения художественно-эстетическими средствами; приобщение юного поколения к православной и мировой культуре.

Большое значение для детей с ОВЗ имеют встречи с настоятелем церкви. На подобных встречах раскрывается сущность православного воспитания и православной культуры, повышается духовно-нравственный потенциал. Происходит знакомство с традиционным семейным укладом, традициями воспитания детей.

В духовном воспитании ребенка — одно из главных задач, является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Общее дело объединяет. Поэтому особо важным, в нашем дошкольном учреждении, стала благотворительная акция «Посылка детям Украины». С особой любовью, дети вместе с родителями собирали школьные принадлежности. Эта добрая традиция, исполненная милосердием, является фундаментом для формирования личности человека, как взрослого, так и ребенка.

В реализации направления «Моя страна» мы старались максимально полно использовать потенциальные возможности игровой и познавательной деятельности. Ведь именно игра и познание в жизни ребёнка с ограниченными возможностями имеют большое воспитательное и образовательное значение.

В народной традиции цикличные обряды и праздники — большая и яркая игра с глубоким содержанием. Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Воспитанники отправлялись в увлекательное путешествие по истории праздника, принимали активное участие в рождественском мероприятии «Рождество в наших сердцах»

Ознакомившись с историей и традициями праздника, в том числе традицией проведения Рождественских Святок, дети открыли для себя его глубокий духовно — нравственный смысл, узнали о русской духовной поэзии, разучили рождественские колядки. В школе была организована выставка рисунков «Рождество моими глазами»

Участие в народных праздниках «Коляда», «Масленица» оказало глубокое воздействие на эмоциональную сферу наших воспитанников, помогло им лучше ориентироваться во временных понятиях, способствовало обучению ребёнка в рамках игры навыкам установления социальных контактов.

IV. Экологическое направление

Экологическое воспитание детей рассматривалось нами, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Мы понимаем, чтобы научить детей с ОВЗ видеть красоту и уметь воспринимать её как эстетическую категорию, надо развивать их эмоциональную сферу. Ведь чувства воспитанников недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер. В работе по экологическому воспитанию использовали наиболее эффективный в работе с детьми по экологииметод проектов. Проведённый проект «Этот загадочный и фантастический мир» позволил интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В работе по экологическому воспитанию использовали следующие формы работы:

 занятия;

 практическая деятельность в природе;

 проведение экологических викторин, праздников;

 выставки детских работ;

 поделки из бросового и природного материалов;

 организация конкурсов;

 викторины;

 папки-передвижки;

 конкурсы, выставки.

Заключительный этап проекта провели в виде театрализованного действа под названием «Этот загадочный и фантастический мир»

Реализация мероприятий экологического направления были направлены на воспитание чуткости, доброты, отзывчивости, развитие творческих способностей.

В череду осенних развлечений мы включили празднование Покрова Пресвятой Богородицы, который тесно связываем с «Праздником семьи», ведь Покров — это и народные свадебные традиции. Здесь важно донести до воспитанников как надо себя вести благочестиво в детстве, ведь недаром русский народ говорит: «Добрая слава лежит, а худая впереди бежит».

Для подведения итогов реализации программы на заключительном этапе проведены повторные диагностические обследования, которые показали, что у 70 % воспитанников наблюдается положительная динамика. У детей сложились товарищеские отношения, они научились быстро договариваться, стали реже ссориться и чаще проявлять отзывчивость, помогать друг другу и окружающим людям. Родители заметили, что дети стали более самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляют инициативу, творческие способности, появились практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир.

Таким образом, проведённый комплекс программных мероприятий, направленный на формирование нравственных ценностей у детей с ограниченными возможностями здоровья, способствовал приобщению воспитанников к культуре своего народа, воспитанию национального самосознания, укреплению детско-родительских отношений.

Литература:

  1. Бажович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.,2010.
  2. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж. Воспитание школьников. — № 7- 2010.
  3. Воспитание гражданина — патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. — № 1–2010.
  4. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т. В. Гусева / Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№ 4–2011.
  5. Громова Т. В. Младший школьный возраст: системный эффект нравственного воспитания // Воспитание и дополнительное образование. — 2010. — N 1. — С. 22–26
  6. Глинские чтения. Духовно-нравственное воспитание в системе образования российской Федерации /М.: Самшит-издат, 2012.
  7. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях // Начальное образование. — 2010. — N 2. — С. 3–8
  8. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности /-Е. В. Чердынцева./ Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№ 6–2011.
  9. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№ 1–2012.
  10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов