Автор: Сусова Ольга Николаевна

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.

Библиографическое описание:

Сусова О. Н. Роль «Либеро» в современном волейболе // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 107-109.

 

Победа в волейболе — игре высоко эмоциональной, напряженной, изобилующей острыми комбинациями, — определяется единоборством двух противников, в котором решающую роль играет борьба тактических замыслов. Тактика является тем важнейшим фактором, который при примерно равных показателях в физической, технической и морально-волевой подготовке двух команд обеспечивает победу одной из них.

Успех может принести только гибкая тактика, позволяющая правильно и хорошо приспосабливаться к особенностям каждого конкретного противника. К сожалению, большинство команд играет тактически однообразно, применяя одни и те же тактические варианты против любого противника. Такой тактический шаблон тормозит дальнейший рост мастерства.

Каждая команда, особенно высшего разряда, должна уметь играть в разнообразных тактических планах, иначе она не сумеет добиться больших побед в соревнованиях, несмотря на отдельные успехи.

В учебно-тренировочном процессе тактической подготовки команд нужно уделять самое серьезное внимание; каждый игрок в отдельности и вся команда в целом должны на учебно-тренировочных занятиях в совершенстве овладеть разнообразными вариантами тактических действий и уверенно выполнять их в напряженных условиях соревнования.

Анализируя тенденции и весьма важные изменения в современном волейболе, следует особо подчеркнуть следующие моменты. Современный волейбол выгодно отличается от той игры, в которую играли на заре ее развития. Это атлетичный, сложнокомбинационный вид спорта, быстро прогрессирующий в области техники и тактики. Команды, приверженные к рационализму и совершенствованию тактики игры, имеют реальные перспективы.

Сегодня действия игроков и их специализация, и каждый игрок своего амплуа может быть полезным команде только в определенной игровой ситуации.

Игроки амплуа «либеро» появились в 1998 году, когда МУВ (Международная Федерация волейбола) внесла революционные изменения в правила, в том числе ввела новшество относительно нового игрока— либеро, выполняющего исключительно защитные функции.

Введение нового амплуа было обусловлено, вероятно, тем, чтобы дать возможность игрокам невысокого роста участвовать в соревнованиях высшего ранга, улучшить эффективность защитных действий, введя на площадку узкоспециализированного волейболиста, тем самым повысив зрелищность игры.

Именно с введением либеро в волейболе усилилась специализация. Если раньше игроки были универсальны, то благодаря именно введению либеро, усилилось разделение игроков на центральных, диагональных, доигровщиков и либеро.

На плечах игроков данного амплуа лежит официальная обязанность по приему подач, подбору сбросов, отскоков от блока, иными словами быть оплотом обороны команды, а также негласная обязанность быть этаким заводилой, игроком, который может подсказать, взбодрить команду.

Таким образом, либеро, прежде всего, это игрок:

                     с уверенным приемом подачи. При нынешних силовых подачах, когда мяч летит со скоростью около 200 км/ч, очень важно разгрузи ть в приеме диагонального и одного из доигровщиков, если они находятся по расстановке на задней линии. И не просто оставить мяч в игре после подачи, а довести мяч до своего связующего. Не зря элементом статистики на официальных играх является — точный прием подачи связующему так, чтобы последний имел возможность отдать передачу в любую зону различным темпом.

                     со взрывной реакцией, навыками приема мощных атакующих ударов, умением быстро двигаться, доставать мяч в падении обеими руками (соответственно, с умением падать на обе руки) как с подбиванием, так и с подстиланием кисти под падающий мяч.

                     с хорошим умением читать игру, предугадывать развитие атаки соперника и направление атакующего удара. Поскольку современный волейбол отличает чрезвычайно быстрые передачи, мощные атакующие удары, большая высота съема мяча при атаке, часто успех защитного действия зависит от правильно выбранного расположения ни площадке, иначе банально не хватает времени среагировать или дотянуться до мяча.

                     должен уметь отдавать передачи для атакующего удара, например, в том случае, если связующий не успевает к мячу или сам принял мяч. Однако следует помнить, что либеро имеет право отдавать передачу сверху, находясь на задней линии.

                     неформальный лидер, отвечающий за командный настрой и атмосферу, энергичный и вместе с тем хладнокровный, с умением мгновенно концентрироваться на приеме.

                     Как правило, стартовая расстановка команд при игре с либеро следующая — связующий начинает с 1-й зоны, с тем, чтобы иметь на первой линии 3 нападающих. Либеро после записи в протоколе расстановки меняет до подачи центрального блокирующего на задней линии (обозначения: «Д» — диагональный, «Ц» — центральный, «К» — крайний нападающий (доигровщик), «С» — связующий, темный круг — либеро (рис. 1).

 


C:\Users\35DE~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.jpeg

 

Далее после подачи на площадке либеро располагается в 5-й зоне (то есть меняются с доигровщиком зонами) для того, чтобы перекрыть наиболее частое направление атак — «из 4 по 4» или «в ход», из 3-й зоны вправо и из 2-й зоны в линию (рис. 2), а также в связи с тем, что 1-я зона, как правило, «резервируется» для связующего или диагонального, а 6-ю зону, должны закрывать блоком игроки передней линии. Ну и на первой линии меняются зонами диагональный и крайний нападающий.

Затем в соответствии с тем, в какую зону отдана передача соперником на атакующий удар, задняя линия, как правило, занимает следующие оборонительные порядки.

После того, как пройдет две смены подающего, либеро должен будет смениться на центрального блокирующего. Игроки меняются в зоне замены до свистка на подачу. Таким образом, по расстановке в 4-м номере центральный и на подаче другой центральный. Либеро на скамейке запасных, потому как между сменой либеро кого-либо из игроков должен пройти хотя бы один розыгрыш.

В нашем случае, если центральный, находящийся по расстановке в 1-м номере, не подал или соперник с его подачи снялся (забил очко), либеро меняет его на задней линии. Если же с подачи центрального очко набрала его команда, либеро может заменить на задней линии доигровщика, находящегося по расстановке в 6-м номере. Только нужно иметь ввиду, что заменить потом центрального на доигровщика будем невозможно, сначала либеро должен будет смениться на доигровщика, а затем, спустя розыгрыш выйти вместо центрального. Ну и дальше по кругу—либеро двигается по расстановки до 5-й зоны.

Очень важно, чтобы либеро постоянно был «заигран», т. е. отдыхал максимум один розыгрыш, в крайнем случае, одну расстановку. Специфика действий либеро такова, что он постоянно должен находиться «в игре», в частых перемещениях, подвижно. Если выпускать его вместо всего одного игрока, то во время перерыва игровой тонус снижается, реакция замедляется, и, как результат, могут ухудшаться показатели игры.

Со стороны остальных игроков очень важно отношение к либеро. благодарить его после подъема трудного мяча или грамотной предыдущей данной подстраховки, за отличную доводку подачи и т. д., так как защитные действия очков не приносят, однако, волейбол, говорят, начинается с приема, и именно либеро в основном обеспечивает это начало.

Вместе с тем, выполняя свои специализированные функции, игрок вынужден обладать большой технико-тактической многосторонностью и вариативностью.

 

Литература:

 

  1.                Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров; под общ. ред. Н. Н. Маликова. — 3-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  2.                Габриелян К. Г., Ермолаев Б. В. 500 тестов по дисциплине «Физическая культура». — М.: Физкультура и Спорт, 2006.
  3.                Дубровский В. И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов/ В. И. Дубровский. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998.
  4.                Евсеев Ю. И. Физическая культура: Учеб. пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  5.                Физическая культура студента: Учеб. для студ. вузов / ред. В. И. Ильинича. — М.: Гардарики, 1999.
  6.                Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — 2-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 304 с.
  7.                Климов Е. А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск: Принтер, 1993.
  8.                Манжелей И. В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов