Составляющие междисциплинарного подхода к постановке учебных задач | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (37) февраль 2022 г.

Дата публикации: 29.01.2022

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Дуброва, И. А. Составляющие междисциплинарного подхода к постановке учебных задач / И. А. Дуброва. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/7035/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье автор пытается объяснить, что такое междисциплинарность, из каких сфер она состоит и каким образом можно использовать ее не только при постановке учебных задач, но и в целом при проведении занятия.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, межпредметные связи, интеграция, конвергенция.

Междисциплинарность выражает интегративный характер современного этапа научного познания.

На различных этапах истории науки ее изменения существенно определяются сложным взаимодействием процессов дифференциации (распадения однородной, «единой и целостной» системы на ряд относительно автономных областей) и интеграции (объединения ранее самостоятельных предметных сфер, возникновение «синтетических» дисциплин: биофизики, психолингвистики и т. д.).

В различных исторических условиях ту или иную конкретную стадию функционирования познания может определять временное доминирование какого-то одного из этих процессов. Однако это не означает полного вытеснения противоположной тенденции. По существу, обе эти линии взаимно предполагают и дополняют друг друга.

В данный момент мы находимся на этапе, когда интегративный характер учебной деятельности выходит на первый план. Кроме того, следует помнить, что мы живем в эпоху конвергентности. И поэтому мы задаемся вопросу: «Что есть истина?». (Что первично? Что вторично? Какая из этих лестниц более верна?). Рассмотрим рисунок 1.

Рис. 1

Таким образом, междисциплинарный подход можно разделить на три взаимосвязанных, взаимопроникающих области: межпредметные связи, интеграция, конвергенция.

Междисциплинарный характер современного познания во многом обусловлен тем, что наука из «дисциплинарной» сферы деятельности превращается в «проблемно ориентированную». Например, над задачами, связанными с проблемой «искусственного интеллекта», работают математики, инженеры, психологи, философы, лингвисты и др. [1]

Это позволяет глубже и шире ставить соответствующие проблемы и находить оригинальные и перспективные их решения.

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.

Не буду останавливаться на всех, а позволю себе обобщить и представить вашему вниманию следующую формулировку: «Межпредметные связи — есть педагогическая категория для обозначения множества взаимодействий и пересечений между темами и разделами различных дисциплин и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве».

Существует огромное количество типов и видов межпредметных связей в зависимости от того, с какой целью вы собираетесь использовать их на своем занятии. Иными словами, междпредметные связи — наиболее разработанная в педагогической теории и практике методическая область. Например, это рассмотрение одного явления с точек зрения разных наук: функционирование гормонов в теле человека с точки зрения и биологии, и химии.

Покажу на примере (таблица 1), как можно использовать межпредметные связи математики с предметами естественно-научного цикла

Таблица 1

ВОДА

физика

химия

биология

Агрегатное состояние воды

Вода-растворитель

Вода в составе клеток, тканей и т. д.

математика

Рассчитать время замерзания воды в стакане

Рассчитать % содержания соли в растворе

Рассчитать скорость фотосинтеза

«Интеграция» — математическое понятие, возникло в XVII веке в математике для обозначения операции интегрирования и понимается как математическое действие, процесс суммирования. Появление интеграции тесно связано с понятием дифференциации.

В XVIII–XIX веках эти термины вышли далеко за рамки математики и приобрели статус общенаучных, но двойственность их математической трактовки продолжает сохраняться и в других областях.

В гносеологическом плане дифференциация и интеграция обусловлены наличием общих законов познавательной деятельности, общенаучных приемов и методов познания и ассоциируются с такими парами понятий, как анализ и синтез, часть и целое, элемент и система, простое и сложное, разъединение и объединение [2]. Если дифференциация позволяет овладевать знаниями о системах, явлениях и процессах вглубь, получать точную и детальную информацию об отдельных их элементах, то интеграция позволяет овладевать знаниями не только вширь, — она способствует формированию целостного образа объекта, явления, процесса, окружающего мира, подводит к выявлению и раскрытию их новых качеств/

Таким образом, интеграция — это процесс и результат взаимодействия отдельных дифференцированных элементов, приводящий к взаимосвязанному устойчивому их функционированию как целостной системы на основе системы фундаментальных закономерностей природы и обусловленная отображением природных связей.

В российское образование входит новый термин «конвергентное образование» . Учителям биологии термин «конвергенция» хорошо знаком — в контексте биологии конвергенция означает схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора.

На самом деле, термин «конвергенция» (процесс сближения, схождения) — многозначный и широко употребляется в различных естественных и гуманитарных науках — физике, геологии, лингвистике, изобразительном искусстве, математике, экономике и др.

В 2001 году в рамках крупной конференции под эгидой Национального научного фонда и Министерства торговли США был констатирован синергетический прорыв в четырех областях знаний: нанотехнологии, биотехнологии, информационных технологиях и когнитивных технологиях и объявлено о новом направлении в науке, которое было определено как прогрессивная конвергенция.

Конвергенция в образовании это процесс и результат построения целостных учебных дисциплин, созданных путем синтеза научных знаний и технологических достижений на основе системы фундаментальных закономерностей развития естественных наук и NBIC-технологий и обусловленных дидактическим отображением взаимопроникновения наук и технологий в ходе прогрессивного развития человечества.

В основе конвергентного образования лежит развитие технологического мышления школьников с опорой на формирование исследовательских навыков для создания конкретного, полезного для человека, продукта.

В России о конвергентном образовании широко заговорили после реализации в московских школах «Курчатовского проекта», который был

основан в 2012 году по инициативе Департамента образования города Москвы и НИЦ «Курчатовский институт». Целью проекта было обеспечение доступа учащихся школ города Москвы к современному высокотехнологичному учебному оборудованию, необходимому для осуществления проектной и исследовательской деятельности на высоком уровне [3].

Согласно Михаилу Валентиновичу Ковальчуку, конвергентный подход в области науки и технологий — это методология преодоления междисциплинарных границ научного и технологического знания, направленная на разработку способов и технологий создания «природоподобных объектов». Он выделяет три уровня реализации конвергентного подхода:

  1. Развитие современных интерфейсов человек/машина.
  2. Преобразование человеческого организма с использование наноустройств.
  3. Инкорпорирование человека в глобальные информационные сети.

Конвергентно-ориентированный подход в образовании школьника — это

– начало нового непростого пути;

– дополнительная серьезная работа, связанная с подготовкой подрастающего поколения к жизни в мире будущего;

– большие добровольные моральные обязательства перед всеми, кто живет сегодня, завтра и через многие поколения.

«Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль». ( Антуан де Сент-Экзюпери).

Литература:

  1. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  2. Кедров Б. М. Диалектический путь теоретического синтеза современного естественнонаучного знания // Синтез современного научного знания. — М., 1973.
  3. Курчатовский проект конвергентного образования [Электронный ресурс]// URL: https://habrahabr.ru/company/softline/blog/256703/
Задать вопрос