Развитие личности дошкольника средствами искусства | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (37) февраль 2022 г.

Дата публикации: 01.02.2022

Статья просмотрена: 274 раза

Библиографическое описание:

Бабенкова, Г. Н. Развитие личности дошкольника средствами искусства / Г. Н. Бабенкова, С. А. Бабенкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/7023/ (дата обращения: 17.05.2024).



В статье рассматриваются закономерности психического развития дошкольника, проблемы психологии детского творчества. В центре внимания авторов — огромное воспитательное значение искусства для ребёнка дошкольного возраста и пути решения задач педагогики по воспитанию гармонично развитой личности через сферу искусства.

Ключевые слова: дошкольный возраст, развитие, личность, искусство, синтез искусств, творчество, воспитание.

Есть удивительная, волшебная страна. Называется она «детство». Все возможно в этой стране: чудесные превращения, самые фантастические путешествия и необыкновенные встречи. И каждый здесь может стать непобедимым, преодолеть любые преграды, справиться с бедой и страхом, ведь жители этой страны — дети, которые через воображение и творчество способны создавать настоящие чудеса. Способность к творчеству и наибольшая восприимчивость, присущие в большей степени детям, с возрастом могут быть утрачены, если не поддерживать и не создавать условия для развития внутренней свободы ребенка.

В период дошкольного детства личность ребёнка проходит довольно серьезный путь развития: происходит дальнейшее познание себя ребёнком, самооценка становится более содержательной, мотивы поведения более осознанными.

Мотивы и желания ребёнка В. А. Сухомлинский сравнивал с побегами на плодовом дереве: «Если дать волю всему, что зеленеет, плодовое дерево одичает, обильная поросль «волчков» забьёт плодоносные ветви. Если старшие стремятся удовлетворить любое желание ребёнка, вырастет капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний — тончайшее, филигранная работа «садовода» — воспитателя…»

Необходимо сказать о роли эмоций и чувств в развитии дошкольников. Развитию внимания, запоминания, продумывания информации способствуют занятия и беседы с детьми в увлекательной, эмоционально — окрашенной форме. Успех в деятельности (игре, рисовании, музыкальной и театрализованной деятельности, конструировании т. п.), пережитый ребёнком, способствует развитию желания заниматься далее, усложнять и совершенствовать умения. Для успешного развития ребёнка необходимо бодрое, жизнерадостное настроение, созданное при содействии взрослых с помощью ласки, внимания, заботы, поддержки.

Чувство прекрасного, чувство юмора, гармонии, чувство ритма, цвета и др. — те эстетические чувства, без которых невозможно гармоничное развитие личности дошкольника. Состояние эмоциональной сферы ребёнка очень важно, т. к. через чувства формируются черты личности, его поведение и характер.

Воспитать личность ребёнка — помочь стать ему разносторонне развитым, преуспевающим, эмоционально благополучным и, конечно же, счастливым — задача семьи и педагогов, которым необходимо помнить, что залог будущих успехов ребёнка — раннее развитие способности к творчеству. Только творчески развитому человеку присущи умения ставить цели и осуществлять замыслы, создавать, не разрушая, жить в единстве с природой и обществом. [5,с.26]

Л. С. Выготский характеризует творчество как «деятельность человека, которая создает нечто новое, все — равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». [1,с.3]

Мозг человека не только сохраняет и воспроизводит прежний опыт, но и комбинирует, творчески создает новые положения. Комбинирующая способность мозга дает возможность творческой деятельности, основой которой является воображение или фантазия.

Высшие проявления творчества — удел гениев, создающих великие произведения, но творчество каждого человека в окружающей нас жизни там, где он воображает, комбинирует, изменяет и создает что — то новое существует везде. Большая часть, созданная человечеством, состоит из многих частиц индивидуального творчества. Человек, благодаря творческой деятельности является «существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» (Л. С. Выготский). [1,с.5]

Проявление творчества можно наблюдать в играх детей уже в раннем детстве. Л. С. Выготский отмечает постепенное развитие творческой деятельности от простых форм к более сложным и связывает деятельность воображения с действительностью. Для создания основ творческой деятельности ребёнка необходимо расширение его опыта. В игровой деятельности определяется уровень воображения ребёнка в дошкольном возрасте.

«Игра ребёнка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка» (Л. С. Выготский). [1,с.7] Исследования Д. Б. Эльконина, Н. Я. Михайленко и др. показывают, что игра дошкольников способствует развитию творческого воображения, тем более при умелом руководстве взрослых. Благодаря игровой деятельности, у детей возникает потребность в созидании, что является одним из определений сущности личности человека. Так, развитие личности происходит в дошкольном возрасте через творчество в игре. [3,с.290] Л. С. Выготский пишет: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития». [1,с.32]

Огромное влияние оказывают на это развитие литература, музыка, фольклор, изобразительное и театрально искусство. Сила воздействия искусства на подсознание ребёнка очень велика. Колоссальный социальный опыт, заложенный в разных видах искусства, определяет огромное воспитательное значение искусства для ребёнка дошкольного возраста.

Знакомство ребёнка с произведением искусства помогает ему войти в удивительный, таинственный мир, отправиться в прошлое, а после — в будущее, ощутить запахи, услышать звуки, наполняющие творение мастера и получить возможность создать свою композицию по поводу данного произведения.

Воспринимать художественное произведение ребёнок может в соответствии с его жизненным опытом настолько, насколько это необходимо ему сейчас. Процесс творчества — это деятельность на стыке отражаемого явления и опыта ребёнка. Ребёнок не иллюстрирует чужой опыт, а говорит о своих переживаниях. «Художественное сопереживание взаимодействует с актуализируемым сходным житейским чувством, включая его элементы в свой состав, выступая при этом как новое чувство — художественное сопереживание самому себе» — писал Б. Н. Берхин. [2,с.44]

Ввести дошкольного ребёнка в мир искусства самым доступным и естественным для него способом поможет игра, ведь в игре и искусстве есть общее — сосуществование реальности и вымысла, а также волшебство перевоплощения. Очень важен эмоциональный фактор: и искусство и игра доставляют удовольствие. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребёнка средствами искусства с опорой на игровую деятельность, преобладающую у дошкольников.

Важную роль в развитии детей дошкольного возраста играет изобразительное искусство. Наличие изобразительных способностей благоприятно сказывается на детском творчестве. Ребенок от рождения получает задатки к изображению, но развитие изобразительных способностей происходит через упражнения, занятия, игры. Рисунки ребенка в возрасте от 1 года до 2,5–3 лет — это штрихи, линии, точки, лишь напоминающие изображения предметов. В 2,5–3 года дети проявляют интерес к книжкам с яркими картинками, различным народным игрушкам. С трехлетнего возраста у ребенка появляются навыки изображения различных предметов, умение ставить цели и достигать их.

К четырем годам ребенка начинают интересовать произведения живописи, графики, скульптуры. С трех — четырех лет у детей наблюдается интерес к жанру натюрморта, восприятию которого способствует знакомство в жизни с предметами, изображенными художниками. Младшие дети испытывают радость от встречи со знакомыми предметами и их изображением.

Желание творить — внутренняя потребность ребенка, но необходимо создать условия для свободы творчества, предоставить различные изобразительные материалы, возможность для наблюдения явлений природы, восприятия музыки, спектаклей, картин, способствующих зарождению и воплощению замысла.

В четырех-пятилетнем возрасте посещение музеев, выставочного зала оставят яркие впечатления у ребенка о встрече с искусством. Экспозиции декоративно-прикладного искусства помогут ребенку понять красоту природных материалов, возможности их воплощения в образы, декоративные произведения.

Восприятие пейзажной живописи наиболее доступно детям с пятилетнего возраста. Важное развивающее значение картин усиливается чередованием с наблюдениями за явлениями живой природы (золотая осень, ромашковый луг, первый снег и др.). У ребенка возникает желание выразить свои впечатления доступными средствами, которые он смог отыскать в произведении художника. [6,с.8]

Дети пяти-шести лет воспринимают произведения в жанре натюрморта как единый образ, созданный мастерством художника. Дети старшего дошкольного возраста могут участвовать в составлении композиции натюрморта, самостоятельно подбирая предметы, затем сделать набросок карандашом, а далее исполнить его в цвете.

Знакомство с графикой происходит через иллюстрации при чтении детских книг, сказок, где ребенок может рассмотреть образы героев сказок, рассказов, сказочные пейзажи, волшебные дворцы, а потом закрепить опыт при посещении представлений в цирке, в кукольном и детском драматическом театре.

Одним из самых прекрасных и сильных средств для внутреннего развития ребенка является музыка. В ней заключается мощная сила воздействия на человека. Ребенок при встрече с музыкой переживает ее как событие в своей жизни и приобретает положительный жизненный опыт. Музыка помогает выражать свои чувства. Приобщать детей к музыке нужно с раннего детства, учить слушать, слышать и понимать музыку. «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учат слышать музыку, непрерывно совершенствуя умения вслушиваться и вдумываться в нее», — говорит известный педагог Д. Б. Кабалевский.

Во время слушания музыки от ребенка требуется особое внимание, напряжение душевных сил, она волнует и увлекает, пробуждает мысли и чувства. Музыка невидима, абстрактна, но как — будто стремится стать видимой. Она целиком захватывает ребенка, передавая свою энергетику, целиком активизируя внутреннее состояние.

Дошкольный возраст является очень важным этапом формирования многих ценных качеств личности, и очень важно не упустить период раннего и младшего дошкольного возраста, когда происходит интенсивное развитие восприятия. Музыка здесь играет одну из главных ролей, так как способствует развитию вкусов, интересов, эмоций. Известно, что уже в период внутриутробного развития музыка оказывает положительное влияние на развитие плода, а в первые месяцы жизни ребенка появляются предпосылки к формированию музыкальных способностей благодаря сильному воздействию музыки на эмоциональную сферу. Ребенок раннего возраста может выделить музыкальный звук из шума и других звуков и реагирует оживлением, вслушивается, улыбается, реагирует движением на звучание музыки.

У детей более старшего дошкольного возраста складываются музыкальные интересы и предпочтения, формируется способность узнавать знакомое произведение, определять его характер, понимать выразительность и образность. Первое проявление художественного вкуса характерно для дошкольников 6–7 лет, тогда же формируется оценочное суждение о музыке и ее исполнении.

Музыкальное воспитание способствует развитию у детей разносторонних способностей, памяти, воображения, является сильнейшим средством формирования эмоциональной культуры, нравственности, интеллекта.

Сосредоточенное внимание, работа сознания необходимы при прослушивании музыкального произведения для последовательного восприятия образов в процессе их развития. Запоминая отдельные эпизоды, образы, мотивы, ребенок воссоздает содержание и воспринимает звуки как музыку. Слушание музыки будит воображение и фантазию ребенка. Музыкальный опыт обогащает внутренний мир ребенка. Постепенно ребенок учится оценивать красоту музыкального произведения, воспринимать звучание музыки, как художественную последовательность звуков, выразительность тембров, гармонии. Развитие мышления в музыкальной практике способствует расширению кругозора и совершенствованию разносторонней умственной деятельности. Музыка является очень важным помощником в мире эмоций и чувств. Она способствует развитию эмоционального музыкально — образного мышления. Это совершенствует духовный облик ребенка, обогащая его жизнь, способствует развитию умения глубоко чувствовать и понимать ее явления. [7,с.29]

В музыкальном развитии дошкольника одно из ведущих мест отводится пению.

Песня обладает большим воздействием на нравственное и эстетическое развитие ребенка благодаря словесному содержанию. В песнях отражается опыт и история предыдущих поколений, настоящая жизнь людей или отдельной личности, эмоции и стремления. Песня будит фантазию, преображает мысли и чувства детей, приобщает к социуму и общественно-значимым событиям.

Одной из форм самовыражения и естественной потребностью детей является музыкальнее творчество. В процесс творчества вовлекается воображение, фантазия, эмоции и интеллект. Именно в творчестве возникает возможность выявления внутренней жизни души ребенка.

Раскрытию внутренних качеств личности, реализации ее творческого потенциала способствует синтез искусств. Идея интеграции находит свое воплощение в таком виде искусства, как театр. Он как- будто собирает в себе виды искусства и синтезирует их. Различные средства выразительности, характерные для разных видов искусства: музыки, танца, живописи, актерского мастерства — здесь соединяются воедино. Театрализованная деятельность способствует развитию творческих способностей ребенка и формированию целостной творческой личности. [8,с.155] Театральное искусство самое демократичное и доступное для детей дошкольного возраста. Способности к перевоплощению, самостоятельному нахождению средств выразительности для передачи образа, его характера, жестов и интонаций определенное выявляются у детей уже к пяти годам. Дети семи лет способны понимать причины поведения персонажей, давать оценку их поступкам. Театрализованная деятельность становится в этом возрасте более самостоятельной, творчески активной.

Театральное искусство более всего приближенно к ролевой игре, которая является ведущей деятельностью дошкольников. Художественное отражение жизни через образы характерно для игры (игровой образ) и для театра (сценический образ). Игровая форма роднит сценическое действие и игру ролевую.

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства имеет важное значение для комплексного развития личности ребенка, воздействия на его эмоциональный мир.

Занятия по театрализованной деятельности помогают формировать способности к самостоятельному мышлению через развитие детского творчества и способствуют общему психологическому и нравственно — эстетическому развитию. Приобщение к театральному искусству происходит не только при непосредственном участии ребенка к театрализованной деятельности, но и во время посещения театра, детских спектаклей и театрализованных представлений.

Всестороннее развитие личности ребенка, в том числе ее духовного потенциала, наиболее осуществимо через сферу искусства. Синтез искусств способствует раскрытию внутренних качеств личности человека в очень большой степени. [9,с.4] Необходимо ввести ребенка в мир искусства как можно раньше, ведь детство именно тот период, когда ребенок открыт всему новому и прекрасному, обладает эмпатией, любознательностью, искренностью. Музыка, литература, живопись, театр, хореография — те виды искусства, которые помогут решить важнейшие задачи педагогики по воспитанию гармонично развитой личности.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 1991.
  2. Берхин Б. Н. Общие проблемы психологии искусства. М. : Знание, 1991.
  3. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М. : Гуманитарный издательский центр Владос, 1999.
  4. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М. : Просвещение, 1984.
  5. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. СПб. : издательство Буковского, 2011.
  6. Аюева И. Воспитай личность. //Дошкольное воспитание. 2002 № 2.
  7. Голдобина, Е. Г. Музыка и развитие личности ребенка / Е. Г. Голдобина, Т. А. Азарова. // Образование и воспитание. 2015. № 4.
  8. Павленко, С. В. Развитие творческих способностей у детей средствами театрализованной деятельности / С. В. Павленко. // Молодой ученый. 2019. № 37
  9. Мун Л. Н. Синтез искусств как систематизирующий фактор художественного образования: Автореф. дис. … док. пед.наук. Москва. 2009
Задать вопрос