Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при подготовке к защите исследовательской работы | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (37) февраль 2022 г.

Дата публикации: 12.12.2021

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Рыбакова, И. Н. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при подготовке к защите исследовательской работы / И. Н. Рыбакова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/6930/ (дата обращения: 17.05.2024).



В статье описывается опыт автора по подготовке обучающихся к защите исследовательской работы или публичному выступлению с описанием трех основных этапов (докоммуникативного, коммуникативного и послекоммуникативного).

Ключевые слова : обучающийся, исследовательская работа, защита, публичное выступление.

Защита исследовательской работы — это очень важный момент всей организованной исследовательской деятельности обучающегося. Она связана с публичным выступлением, что всегда гораздо сложнее, чем проведение самого исследования. Другими словами, помимо составления текста выступления, презентационных материалов, необходимо правильно подготовить выступающего, независимо от того, какой раз он представляет работу публично. Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Психолого-педагогическое сопровождение подготовки к защите в опыте моей десятилетней проектно-исследовательской деятельности с обучающимися включает три этапа.

Первый этап — докоммуникативный, или теоретическая подготовка к защите исследовательской работы. На данном этапе мы составляем презентационные материалы, которые должны удовлетворять трем основным критериям:

— критерий правильности текстовой части выступления, т. е. ее соответствия языковым нормам;

— критерий смысловой адекватности, т. е. соответствия содержания выступления реальности, непротиворечивость суждений и умозаключений;

— критерий эффективности, т. е. соответствия достигнутых результатов исследования поставленной цели.

Понимание обучающимся грамотности, непротиворечивости, логичности и последовательности выступления позволяет ему чувствовать себя увереннее и в подготовке, и в последующей защите.

Также на данном этапе проходит вычитывание текса выступления, расстановка интонационных акцентов, пауз, проговаривание терминов, сложных слов, обсуждение возможной и уместной синонимии понятий, выставление логических маркеров.

Второй этап — коммуникативный, включающий репетиции и непосредственное взаимодействие с аудиторией во время защиты.

Залог успешного выступления, особенно начинающего этот путь обучающегося, заключается в множественных репетициях, как индивидуальных, предполагающих повторение приготовленного текста с целью его качественного усвоения, так и групповых, когда выступающий работает вместе с такими же выступающими, представляет работу сам и слушает других. Это позволяет развивать рефлексию.

В рамках групповых и индивидуальных репетиций целесообразно использовать:

— теоретическое осмысление правил публичного выступления и защиты исследовательской работы;

— элементы психолого-педагогических тренингов, позволяющие научиться справляться с волнением, преодолевать стрессовые ситуации, вызванные процессом защиты, развивать уверенность, регулятивные и коммуникативные учебные действия;

— упражнения на развитие речи, по ораторскому искусству, т. е. работа над интонацией, красотой голоса, выразительностью мимики и жеста, а также работа над их уместностью во время выступления, владение телом.

Существует большое количество советов по подготовке к выступлению, на мой взгляд самыми ясными и простыми являются советы Анатолия Федоровича Кони [2], написанные изначально для лекторов, но, если немного упростить, то они подходят и обучающимся:

— говорить следует громко, ясно, отчетливо (дикция), немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность, сила;

— следует повышать и понижать тон его в связи со смыслом и значением данной фразы, тон подчеркивает;

— следует помнить о значении пауз между отдельными частями устной речи.

— жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно;

— слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают;

— полезно всматриваться в отдельные группы слушателей (особенно в маленьких аудиториях): слушатели смотрят на выступающего, и им приятно, что он посмотрит на них;

— у выступающего не должно быть одной какой-то точки, к которой привлекается во все время речи его взор.

Из всего им сказанного, пожалуй, не соглашусь с последним, зачастую обучающиеся, которые впервые защищают работу, даже после множественных репетиций не могут распределять внимание между текстом выступления, на котором они сосредоточены и аудиторией, это навык появляется не сразу, а по опыту, так и не у всех появляется в рамках школьных выступлений. Поэтому, я советую новичкам найти точку в аудитории, на которую можно смотреть для концентрации.

Далее, советую до начала выступления найти «приятные глаза». Это могут быть глаза одного из членов жюри, руководителя, родителя, одноклассника, которые внимательно и одобрительно смотрят.

В целом, умение выделить визуала в аудитории, или среди членов жюри — это тоже важный момент, которому обязательно учу детей.

Очень часто в жюри присутствуют аудиалы и кинестетики, и неподготовленный к этому выступающий может не справиться с волнением и непониманием, почему его не слушают, почему некоторые повернулись чуть в сторону, а некоторые постоянно листают работу или другие бумаги. Выступающему обязательно надо объяснить, что так они лучше воспринимают речь, а не выражают незаинтересованность в его исследовании. Поэтому не надо повышать тон или пытаться поймать их взгляд. Нужно найти того, кто будет смотреть на тебя и ему рассказывать работу.

Помимо перечисленного необходимо обращать внимание на правильность дыхания, верность интонации, отсутствие монотонности и наличие вариаций в произношении.

Не менее важна в защите и личность самого выступающего, ведь первым законом речевого общения есть требование: «будь самим собой», «будь в хорошем настроении, с хорошим мнением о себе, с правильным взглядом на слушателей».

Готовя обучающихся к защите работы, публичному выступлению, необходимо помнить, что подсознательные и бессознательные личные психологические факторы, комплексы очень мешают, например, желание быть признанным, принятым и максимально высоко оценённым, рождает различные страхи, новые комплексы и не позволяют выступающему расслабиться, вызывая забывчивость отработанного текста или невозможность сосредоточиться при ответах на вопросы по теме выступления.

Поэтому при подготовке так важно напоминать обучающимся, что они должны думать только о том, что хотят донести до слушателя, чем хотят поделиться. Категорически запрещается думать о результате, особенно если по итогам выступлений присуждают места. Обучающийся должен четко усвоить свою роль — роль выступающего, он не должен думать о том, как он выглядит на фоне остальных, об оценке жюри, о соперниках, которые также пришли поделиться результатами своего труда. До окончания собственного выступления концентрироваться необходимо только на цели, с которой обучающийся пришел в данную аудиторию, а именно — поделиться результатами исследования. Умение сосредотачиваться исключительно на тексте выступления ведет к эмоциональной уверенности, расслабленности и, как показывает практика, лучшему результату.

Также необходимо научить правильно отвечать на вопросы. На групповых репетициях обучающиеся учатся задавать вопросы и отвечать на них, при этом отрабатывая и основные правила дискуссии после выступления. Важно научить благодарить за вопрос, чтоб это было уместно, правильно переспросить, если нет уверенности, что правильно понял вопрос. Обучающиеся часто теряются, услышав вопрос, и не всегда это оттого, что они не знают ответ, часто после окончания выступления они расслабляются и не могут заново сосредоточиться. Множественность репетиций позволит не потерять концентрацию до окончания защиты.

Обучающимся необходимо объяснить, что переспрашивать, или даже признаваться, что на какой-то вопрос они пока не могут ответить, это не повод для расстройства, зачастую жюри задают вопросы, чтоб проверить широту рассмотрения темы, но это может выходить за рамки проведенного исследования, поэтому логичнее будет ответить, что это не являлось предметом исследования, поблагодарить и пообещать рассмотреть данную позицию при развитии проекта или исследования.

При попытке ответить на вопрос, если обучающийся понимает, что, возможно, не ответил на вопрос, или потерял нить рассуждений, то можно переспросить, «ответил ли я на вопрос», тогда жюри помогут вернуться к сути вопроса для продолжения рассуждений. Так же не стоит перебивать членов жюри, если они сами предлагают ответ на поставленный вопрос или начинают его обсуждение. Подождать окончания и поблагодарить за развернутое рассуждение на тему.

При групповых репетициях выступлений и ответов на вопросы, когда обучающийся уже достаточно подготовлен, можно попробовать потренировать его, дав задание группе шуметь, шелестеть или делать вид, что им не интересно, чтобы выступающий научился справляться и с возникающими негативными эмоциями, и с волнением. Но, данные упражнения проводятся только при полной уверенности в психологической готовности выступающего к таким экспериментам. В своей практике использую их только на второй или третий год работы с обучающимся, когда есть опыт выступлений.

Третий этап — после коммуникативный, когда осуществляется обязательная рефлексия итогов выступления, удачных моментов и возможных сбоев, недоработок, эмоций, которые были во время выступления, ответов на вопросы и непосредственно после выступления. Если обучающийся готов обсуждать выступления других участников, то можно осторожно обратить внимание на достоинства и недостатки их выступлений. Не рекомендуется обсуждать другие работы, лучше сосредоточиться на презентации.

Одним из простых способов личностной и коммуникативной рефлексии является упражнение «все у меня в руках!», когда обучающемуся предлагается на листе нарисовать свою руку, затем внутри ладони подписывает свои высказывания по заданным параметрам, например, «большой палец — оценка проработанности выступления», «указательный — вопрос жюри, который заставил над чем-то задуматься, или ты не смог ответить», «средний — собственные ощущения в момент защиты», «безымянный — «психологическая атмосфера в аудитории», «мизинец — вывод на будущее выступление». После заполнения ответы целесообразно обсудить.

Интересны также упражнения типа «нарисуй дерево», «дорожный знак», «закончи предложение», «звезда сбывшихся ожиданий» и так далее [1].

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение является необходимым компонентом подготовки к защите исследовательской работы на трех этапах: до, во время и после защиты. Психолого-педагогическое сопровождение реализует социально-психологическое проектирование будущей защиты, экспертизу и мониторинг личностного, интеллектуального и коммуникативного развития обучающихся после каждого публичного выступления, рефлексию деятельности и состояний, с целью сохранения психологического здоровья обучающихся, развития их универсальных учебных действий.

Литература:

  1. Кожуховская, Л. С., Позняк, И. В. Рефлексивные техники, методы и приемы/ [Текст]. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://xn--d1acapjdkcc1av9bydm.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/03/Refleksivnye-tehniki-metody-i-priemy.pdf
  2. Сушкова А. А., Шевченко А. А. Ораторское мастерство А. Ф. Кони // БМИК. 2017. № 6. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/oratorskoe-masterstvo-a-f-koni
Задать вопрос