Формирование метапредметных компетенций в процессе патриотического воспитания | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (35) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 24.09.2021

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Тараканников, О. С. Формирование метапредметных компетенций в процессе патриотического воспитания / О. С. Тараканников, Н. А. Капотова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 4 (35). — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/205/6595/ (дата обращения: 17.05.2024).



Современная система образования имеет ярко-выраженную личностно-ориентированную направленность. В настоящий момент истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие обучающихся в образовательном процессе. Предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой единую задачу современного образования.

Метапредметные результаты — это способы деятельности, применимые не только в рамках образовательного процесса, но и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Содержание метапредметных компетентностей включает в себя умение обучающимися самостоятельно формулировать цели и задачи, планировать пути их достижения и осуществлять контроль своей деятельности, в случае необходимости корректировать свои действия, умение работать в коллективе и самостоятельно, владение основами самоконтроля, самооценки; умение осуществлять познавательные действия (находить аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы и т. д.); умение использовать информационно-коммуникационные технологии; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Внеурочная деятельность, являясь неразрывной частью образовательного процесса, направлена на становление личностных характеристик выпускника, достижение личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Внеурочная деятельность более эффективно, чем урочная, позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные потребности обучающихся, организовать деятельность, направленную на развитие конкретного суворовца, достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы.

В рамках реализации внеурочной деятельности применяет программу воспитания обучающихся как составную часть содержательного раздела «Основной образовательной программы основного общего образования». Программа воспитания является актуальной и отвечает требованиям ФГОС, поскольку личность выпускника — активная, социализированная, умеющая адаптироваться к изменяющимся общественным условиям.

Целью воспитания обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, на героических традициях российской армии и флота, Вооруженных сил Российской Федерации, а также подготовку к военной или иной государственной службе.

Одним из направлений программы воспитания обучающихся является патриотическое воспитание.

Сущность воинского воспитания представляет собой организованное и систематическое формирование таких духовных качеств как воинская честь и достоинство, организованность, сознательная дисциплина, осознание причастности к делу защиты Отечества, следование воинским ритуалам и традициям, «суворовское товарищество», ношение установленной формы одежды, получение начальных знаний и навыков по предметам военной подготовки.

Патриотическое воспитание направлено не только на сохранение опыта и традиций нашего Отечества, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям, но и на развитие коммуникативных, личностных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Осуществляется это через развитие у воспитанников сообразительности, быстроты мышления, лидерских качеств, стремление добиваться поставленных целей; разъяснение единоначалия и субординации во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; выработку выносливости, ловкости, самообладания, упорства и настойчивости; сплочение суворовских коллективов, одобрение патриотических, благородных поступков, раскрытие творческих способностей суворовцев.

В рамках патриотического воспитания проводятся следующие мероприятия: уроки мужества, патриотический проект «Подвигу народа жить», акция «Письмо ветерану», гражданская акция «Бессмертный полк», всероссийская акция «Георгиевская ленточка», информационные проекты «Знаменательные даты России» и «Дни воинской славы», гражданско-патриотический месячник, который предусматривает организацию мероприятий, посвященных Дню вывода Советских войск из Афганистана и Дню защитника Отечества; военизированные игры.

Вышеперечисленные мероприятия предполагают непосредственное, активное участие воспитанников, способствующее раскрытию их творческого потенциала, развитию эмоционально-волевых, лидерских качеств, коммуникативных навыков, сплочению суворовских коллективов.

Внеурочная работа — это хорошая возможность для организации межличностных отношений во взводах; между обучающимися и воспитателями с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Кроме того, в рамках внеурочной деятельности обучающимся предоставляется возможность развить в себе качества, позволяющие решать образовательные задачи, научиться самостоятельно добывать знания, наметить траекторию личностного роста и многое другое. В училище созданы все условия для реализации Федерального государственного образовательного стандарта: кадровые, материально-технические, учебно-методические, нормативно-правовые, психолого-педагогические, информационно-методические.

Патриотическое воспитание позволяет педагогическим работникам привить воспитанникам любовь к своей Родине, гордость за Отечество, за славные подвиги предков, а также за возможность обучаться в суворовском училище, носить суворовские погоны.

Внеурочная деятельность должна быть миром творчества, проявления и раскрытия каждым воспитанником своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь обучающийся делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это дает возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования, способствует активному формированию метапредметных компетенций в процессе осуществления патриотического воспитания.

Метапредметные результаты — соединяют все источники познания универсальных учебных действий, давая возможность каждому суворовцу отреагировать на собственные действия, осознать процесс выполнения и проанализировать итог.

Литература:

  1. Возняк И. В. и др. Система психологического сопровождения в условиях введения в ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учёт и отчётность/ сост. Волгоград: Учитель. 2015. — 235 с.
  2. Микрюков, В. Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1–11 классы — М.: ВАКО, 2009. — 192 с.
  3. Пашкович, И. А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий [Текст] — Волгоград: Учитель, 2006. — 169 с.
Задать вопрос