Библиографическое описание:

Федюшина В. В., Ковалева В. М., Медведева Ю. С. Дидактические игры на уроках русского языка // Образование и воспитание. — 2015. — №5. — С. 38-41.



 

Известно, что интерес к учебной деятельности у обучающихся резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры, которые оживляют занятия, вносят элементы состязательности, позволяющей проявить себя, продемонстрировать свои умения, превзойти других. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. Игры — упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор.

Возникший интерес вскоре обеспечивает более прочное усвоение теоретических знаний обучающихся. Повышается культура их общения.Первостепенное значение уделяется организации занятий: класс, состоящий обычно из 25 человек, разбивается на 4 подгруппы-команды, в каждой из которых назначается или выбирается лидер (капитан, руководитель). К мысли о важности психологической подготовки мы пришли, когда заметили: некоторые ученики отказывались от публичного выступления, потому что были не уверены в себе. Нужно помочь им преодолеть страх перед аудиторией, поверить в себя. Каждую конкретную игру предваряет дополнительная подготовка, в ходе которой обучающиеся знакомятся с теорией жанра: рассказа, дискуссии, публичной речи и т. д. Завершается занятие тщательным анализом речи учеников-участников игры. Его проводят учитель и «эксперты»: по логике и композиции, по логике и психологии, по точности и ясности речи, по ее выразительности. Роли специалистов (их выполняют обучающиеся одной из подгрупп) распределяются заранее, чтобы все могли хорошо подготовиться к работе. Эксперты, внимательно слушающие речь участников игры с точки зрения своей «специальности», записывают в тетрадь наблюдения, которыми делятся по окончании игрового действия. Затем учитель дополняет, уточняет анализ экспертов, оценивает выступления рассказчиков, работу специалистов. Сначала мы проводили только две игры. Постепенно сформировалась система, включающая: конкурс на лучший рассказ, беседу специалистов за круглымстолом в телестудии, дискуссию, предвыборную борьбу, выборы депутата (мэра, президента и т. п.), интеллектуальный поединок, интеллектуальный бокс, рыцарский поединок, воспитательную беседу, турнир ораторов. Расскажем вкратце о каждом из них.

Конкурс на лучший устный рассказ

Цель: выработка умения публично рассказывать смешные и поучительные истории. Роли: ведущий, рассказчики, эксперты, слушатели. Сценарий. На проведение конкурса выделяется три занятия. Первое и второй — I тур, третье — II тур. На первом занятии в роли рассказчиков выступают представители первой и второй команды, а в роли жюри — третьей и четвертой. На втором — рассказы представляют участники третьей и четвертой команды, а «судят» — первой и второй. Учеников первой команды оценивает третья, второй — четвертая, третьей — вторая, четвертой — первая команда. Каждой команде для выступления выделяется время. Ученики по очереди выходят «на эстраду» и рассказывают подготовленную заранее историю. Соблюдение регламента (3 -4 минуты) приучает кратко выражать свои мысли (это и элемент подготовки к написанию сжатого изложения). Во втором туре борьбу продолжают четыре ученика, победившие в предварительной борьбе. Члены жюри — все остальные обучающиеся группы — на отдельных листочках рецензируют выступления рассказчиков и называют фамилию лучшего. Побеждает набравший наибольшее количество голосов. Беседа за круглым столом в телестудии

Цель: выработка умения правильно вести беседу, соблюдая нормы этики, законы логики, используя психологические приемы, с помощью которых можно склонить оппонентов к своей точке зрения. Роли: ведущий, участники беседы — «специалисты» в какой-либо области (5–6 человек), телезрители, эксперты по культуре речи. Сценарий. Участники беседы (обучающиеся одной из команд) садятся за стол лицом к «телезрителям». Ведущий во вступительном слове называет тему обсуждения, представляет гостей телестудии, предоставляет им слово. Продолжительность монолога одного участника не должна превышать двух минут. Ведущий, не высказывая своего мнения, сталкивает разные точки зрения, уточняет формулировки выступающих, порой заостряет их. Взаимодействие с телезрителями осуществляется при помощи записок и «телефона» — вопросов с места. Беседа длится около получаса.

Дискуссия

Цель: выработка умения правильно вести полемику, соблюдая нормы этики, литературного языка, законы логики. Роли: ведущий, докладчик, содокладчик-оппонент, специалист по острым вопросам, участники дискуссии, эксперты по культуре речи. Дискуссию подготавливают ученики одной команды, однако участвуют в ней все присутствующие в классе. Сценарий. Ведущий во вступительном слове называет тему дискуссии, предоставляет слово докладчику, чье выступление длится 5–7 минут. Содокладчик-оппонент пытается опровергнуть тезис докладчика, выдвигает и обосновывает антитезис в течение 5–7 минут. Затем докладчик и содокладчик отвечают на заданные присутствующими вопросы, могут вступить в дискуссию и ученики, сидящие в классе.

Предвыборная борьба, выборы депутата (мэра, президента)

Цель: выработка умения влиять на аудиторию, убеждать слушателей в преимуществе своей программы по сравнению с программами своих конкурентов. Роли: ведущий, кандидаты в депутаты (мэры, президенты), избиратели, журналисты, эксперты по культуре речи. Сценарий. Игра проводится в два тура. Сначала в роли кандидатов выступают все присутствующие ученики. Определяется победитель первой команды, затем второй и т. д. Кандидаты (участники одной команды) располагаются в президиуме. Каждый из них по очереди выступает перед «избирателями» (не более 5 минут), излагая наиболее важный, с его точки зрения, пункт своей программы. После того как выступит последний кандидат, проводится тайное голосование. Избиратели на листке пишут фамилию кандидата, которому они отдают предпочтение. Побеждает тот, кто набирает наибольшее количество голосов. Затем в качестве кандидатов выступают представители второй команды и т. д. Во втором туре, который длится 20–25 минут, продолжают борьбу четыре победителя первого тура. Проводятся «теледебаты». Кандидаты сидят напротив телезрителей и журналистов, которые задают вопросы. Наиболее достойный из кандидатов определяется голосованием.

Интеллектуальный поединок

Цель: выработка умения аргументировать свою точку зрения, тактично и доказательно опровергать тезис и доводы оппонента, убеждать аудиторию в своей правоте. Роли: два полемиста, секундант, зрители-судьи, эксперты. Сценарий. Поединок длится 6 минут. В общей сложности каждый полемист говорит 3 минуты (если выделить времени больше, то спор становится скучным). Участники поединка заранее определяют тему спора и свои позиции, которые должны быть противоположными. Секундант предоставляет слово первому полемисту, и тот выдвигает тезис и аргументирует его. Монолог длится не более одной минуты. По истечении этого времени секундант дает сигнал, и слово предоставляется другому полемисту, который также говорит в течение минуты... Когда поединок заканчивается, секундант обращается к аудитории с вопросами: «Кто разделяет точку зрения первого полемиста? Кто — второго?» Побеждает тот, чью позицию разделяет большинство зрителей.

Интеллектуальный бокс

Эта игра — разновидность интеллектуального поединка — обычно проводится среди юношей. Роли: боксеры-интеллектуалы, рефери, судьи (пять), болельщики, эксперты по культуре речи. Сценарий. На ринг (т. е. к доске) приглашаются боксеры-интеллектуалы, заранее определившие тему для полемики и свои позиции, которые должны быть противоположными. Рефери представляет их болельщикам, и начинается бой. Игра проводится в три раунда, каждый из которых длится 2 минуты. Боксеры по очереди в течение одной минуты развивают свою точку зрения и опровергают тезис противника. Когда поединок заканчивается, каждый из пяти судей на листке записывает фамилию боксера, которому он отдает предпочтение. Побеждает тот, кто набирает большее количество голосов.

Рыцарский поединок. Своеобразие еще одной разновидности интеллектуального поединка состоит в том, что в роли рыцарей выступают только юноши, а в роли судей — лишь девушки («прекрасные дамы»).

Воспитательная беседа. Цель: выработка умения правильно, вести воспитательную беседу, соблюдай нормы этики, используя психологические приемы, которые помогают воздействовать на личность ребенка.Роли: учитель, провинившийся ученик, эксперты по культуре речи. Сценарий. Учитель приглашает в учительскую ученика, который совершил проступок (разбил окно, исписал крышку стола, обидел девочку, подрался и т. п.). Разговор происходит наедине. Учитель, соблюдая нормы этики, а также литературного языка, используя психологические приемы, которые помогают ему установить контакт с учеником, стремится благотворно повлиять на ребенка, на его нравственный мир. Провинившийся, если может, пытается оправдаться.

Турнир ораторов. Цель: выработка умения выступать публично с речами публицистического характера. Роли: ведущий, ораторы, жюри (эксперты по культуре речи), слушатели. Сценарий. Турнир проводится так же, как и конкурс на лучший рассказ, только вместо рассказа выступающие произносят речь публицистического характера. Второй тур можно усложнить: тему для выступления оратора учитель предлагает за десять минут до выступления. Эти дидактические игры оживляют уроки, ученики проявляют себя, демонстрируют свои умения, повышается культура их общения.Считаем, что в настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры. Именно на этих предметах мы получим практически грамотных, умеющих отстаивать свою точку и преодолевать границы между культурами людей. Таким образом, дидактическая игра — это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые могут распознавать практические задачи, формулировать их, переводить проблемы в область задач, соотносить их с контекстом полученных знаний, анализировать и оценивать результаты, а также развить умение объективно оценивать свои силы и возможности, играющие важную роль в стимулировании интеллектуального роста школьника; некоторые задания могут носить профориентационный характер.

 

Литература:

 

  1.                Архипова, Е. В. Русский язык и развитие речи. — Санкт-Петербург: издательский дом «Литература», 2005 год. — 68 с.
  2.                Бабанский, Ю.К., Сластенин, В.А., Сорокин, И.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов. Просвещение, Москва, 1998. С. 140–148.
  3.                Смирнов, С.А., Котова, И.Б., Шиянов, Е.И. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учебных заведений. Издательский центр «Академия», М: Академия, 1999. — 95 с.
  4.                Шмаков, С. А. Игры для учащихся. Феномен культуры. — М: новая школа 1994. С. 54–79.
  5.                 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов