Библиографическое описание:

Мечик И. А., Чичканова Т. А. Курс «Искусство художественной иллюстрации для детей» в профессиональной подготовке бакалавров педагогики // Образование и воспитание. — 2015. — №5. — С. 68-70.



 

Статья раскрывает содержание, цель и задачи учебной дисциплины о художественном иллюстрировании детской книги как части профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций.

Ключевые слова: художественная иллюстрация, детская книга, художники-иллюстраторы, подготовка бакалавров педагогики.

 

Национальная программа поддержки и развития чтения (2007–2020 гг.), создание которой было инициировано Российским книжным союзом (РКС), констатирует возрастание роли «чтения в усложняющемся и быстро меняющемся обществе» при одновременном снижении культурного статуса чтения, стремлении «людей — в особенности младших поколений — свести к минимуму затраты интеллектуальных усилий при чтении», утрате привлекательности книжных фондов большинства публичных библиотек. Авторы документа считают необходимым «изменение учебных программ в школах и вузах с акцентом на активизацию чтения, на повышение уровня читательской компетентности» [1, с. 13, 14, 29].

Книга рассматривается как активное средство создания целостной картины мира у подрастающего поколения, приобщения его к словесному творчеству и его развитие у ребенка. Мнения современных исследователей по поводу долголетия книги в «бумажном», типографском варианте разделились. В противовес тем, кто считает победу «электроники» неизбежной («нарастание … представлений и мнений о том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается в сравнении с Интернетом и вообще сойдет на нет при полном развитии его возможностей» [1, с. 14–15]), О. В. Позднякова уверена в долговечности существования традиционной книги и соглашается с мнением У. Эко: книга «как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь» [4, с. 227].

Художественная иллюстрация является неотъемлемой частью книги и одним из активных элементов художественно-эстетического воспитания. Иллюстратор детской книги практически выполняет «функции воспитателя, учителя, собеседника и друга», от его таланта зависит эффективность актуализации и реализации двойного воспитательного потенциала — изобразительного искусства и художественной литературы; сила рисунка заключена в его роли посредника в развитии «воображения, памяти и диалога между искусством и личностью ребенка» [5, с. 97]. Изображение сопровождает, трактует текст, предлагая интерактивный диалог — с автором, художником, с историей и современностью через опыт читателя. «Картинки из детских книг запоминаются навсегда», уверена Е. Л. Мжельская, они помогают познавать ребенку мир, их сила — в «обаянии и искренности», в гармонии иллюстрации и содержания произведения [3, с. 121, 126].

Курс «Искусство художественной иллюстрации для детей» направлен на всестороннее использование возможностей детской книги в образовательно-воспитательной работе с дошкольниками [2, с. 3–4]. Он является необходимым звеном целостной системы подготовки будущего бакалавра к профессиональной деятельности. Иллюстрация определяет выбор, восприятие и оценку ребенком литературного произведения, что актуализирует дисциплину. Она непосредственно связана с курсами «Детская литература», «Теория и методика развития детского изобразительного творчества». Их взаимосвязь обеспечивает систему литературно-художественной, эстетической и методической подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Цель курса — дать знания студентам об иллюстраторах детской книги в аспекте истории иллюстрирования книг для детей, о методике использования иллюстраций в процессе работы с художественным текстом с учетом возрастных особенностей ребенка и закономерностей художественного восприятия. Задачи курса: дать знания о тенденциях иллюстрирования детской книги; раскрыть специфику иллюстрации в книгах для детей; знакомить с творчеством мастеров детской книжной графики в системе сложившихся тенденций иллюстрирования книг для детей; учить разбираться в идейно-художественном своеобразии творчества и особенностях стиля мастеров детской книжной графики; формировать навыки самостоятельного анализа и использования иллюстраций в работе с читателями-детьми.

В результате изучения курса студент будет знать основные понятия из области книжной графики; основные принципы анализа иллюстраций к художественному тексту; системы классификации иллюстраций; сможет вести диалог с детьми в ходе обсуждения художественного произведения с использованием иллюстраций к его тексту; организовывать приобщение детей разного возраста и изобразительному искусству, развивать их самостоятельное творчество; составлять беседу о художнике и вопросы для обсуждения иллюстраций к художественному тексту с целью углубления его восприятия.

Курс предполагает несколько разделов: «Теоретические основы книжной иллюстрации. Виды иллюстраций, их восприятие»; изучение периодов развития книжной иллюстрации до ХХ в., затем поэтапно: в 1920-х, 1930-х и 1940-х гг., в послевоенные годы, во второй половине ХХ в.; «Тенденции развития детской книжной графики конца ХХ — начала ХХI веков», «Иллюстрирование произведений разных жанров: детский фольклор, сказка, рассказ, поэтическое произведение», «Сравнительный анализ иллюстраций различных художников к одному произведению», «Сопоставление иллюстраций одного художника к разным произведениям», «Анализ иллюстраций художественной книги», «Разработка вопросов для обсуждения с детьми иллюстраций по их связи с литературным текстом и способом трактовки образов, ситуаций, описанных автором», «Анализ сообщений (бесед) о творчестве иллюстраторов детской книги».

В разделе «Теоретические основы книжной иллюстрации» изучается специфика и природа книжной иллюстрации, своеобразие ее языка, композиции произведения, трактовка сюжета, отражение особенностей стиля, позиция художника. Иллюстрация анализируется как самостоятельное произведение изобразительного искусства. Отдельное внимание уделяется художественному восприятию, постижению художественных образов. Определяется роль учителя в формировании внешней и внутренней установки на восприятие иллюстрации на каждом из возрастных этапов дошкольного детства.

Исторический «блок» курса последовательно раскрывает логику развития взглядов на значимость, цель иллюстрирования детских книг: учебные книги («Букварь», «Азбука»), издания Н. Новикова; гравюра ХIХ в., сюжетные цветные картинки-иллюстрации в альбомах, детских альманахах. В 1830-х гг. изучается «путь» от политипажа к творческой иллюстрации: В. Тимм, Р. Жуковский, Е. Ковригина, А. Агина. Отдельное внимание уделяется эпохе «красивой книги» и участию профессиональных художников в развитии детской книжной графики («Мир искусства», русские живописцы Е. Поленова, В. Васнецов, М. Нестеров, И. Репин, В. Суриков, И. Билибин и др.).

ХХ век — особый период развития книжной иллюстрации, это поиск современных тем и средств их выражения: революционная экспрессивность, агитационность Н. Купреянова; «пульс времени» А. Дейнеки; развитие в книге для детей анималистического жанра в иллюстрациях В. Ватагина; научная объективность работ А. Комарова; социально-психологический и сатирический характер образов В. Конашевича; лаконизм, элементы юмора в изображениях животных В. Лебедева; синтез вымысла и поэтической реальности в иллюстрациях к сказкам о животных Е. Чарушина; усиление мотивов сказочной фантастики в иллюстрациях Ю. Васнецова и т. д. С 1930-х гг. усилилась роль Детгиза в объединении московских иллюстраторов Д. Шмаринова, Б. Дехтерева, М. Родионова, Н. Радлова и др.

Детская книжная иллюстрация в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время занимает отдельное место в курсе. Здесь внимание акцентируется на политической зрелости и глубине иллюстраций, на раскрытии идейного содержания произведений (работы Кукрыниксов, Д. Шмаринова, А. Каневского, Ю. Васнецова, В. Лебедева и др.).

Со второй половины ХХ в. в области книжной графики сотрудничают представители старого и нового поколений, пополняя фонд иллюстраций многообразием индивидуальных стилей, жанров и тем: В. Алфеевский, Ю. Коровин, Ф. Лемкуль, В. Минаев, В. Таубер, Л. Токмаков, Н. Цейтлин. Иллюстраторы-сказочники соединяют в работах фантастику и реальность. Радостное ощущение русской старины предложили сказочники Н. Кочергин, Т. Маврина, В. Милашевский, В. Сутеев, В. Чижиков.

ХХ век богат на различные направления, в том числе лирико-романтическое активно проявилось в поэтизации действительности. Так, для М. Митурича характерны гармоничность, точность отношения черных пятен и белого фона, неожиданная трактовка образов и сюжета, драматизация, достоверность и экзотическая оригинальность, романтизация обыденного, использование условности цвета для усиления эмоциональной выразительности рисунка, поэтическое воспевание доброты и щедрости природы. Для А. Пахомова характерны анализ сложной жизни ребенка, утверждение его нравственной позиции, переход к раздумью, к созданию психологического подтекста образа. Метафорическая тенденция иллюстраций В. Пивоварова обозначила отход от прямолинейности «тональной манеры» иллюстрирования, способность очеловечивать вещный, животный мир, умение конкретизировать отвлеченные понятия и создавать нечто «невиданное». Декоративная тенденция иллюстрирования детских книг фиксирует уход от «сурового» стиля 1950-х гг., появление всеобщего интереса к истокам художественных культур народов России: Ю. Васнецов, А. Елисеев, М. Скобелев, В. Стацинский и др.

Для рубежа ХХ-ХХI вв. характерны новые тенденции детской книжной графики. Например, появление комиксов, «территория» которых — соединение литературы, визуального искусства и компьютерной графики (Япония, Америка, Франция, Бельгия). Иллюстрация предложила «рисованный рассказ» Ж. Эффеля, Х. Бидструпа, российскую карикатуру для детей (журналы «Чиж», «Еж», «Бегемот», «Крокодил» и др.). В настоящее время к тенденциям детской литературы относятся: массовая замена детских традиционных книг «книгоподобными продуктами» (книга как игрушка, обучающее игровое пособие); влияние компьютерных технологий («3D-книга» — при открытии обложки на страницах «оживают» пейзажи и герои, все двигается, звучит музыка; pop-up book и др.); проявление энциклопедичности (издания «Все обо всем», «Все о кораблях», «Все о кошках» и т. д.); переиздание книг сказочников-классиков с иллюстрированием в современном стиле; манерная стилизация и т. д.

Изученный материал курса «Искусство художественной иллюстрации для детей» закрепляется формами контроля: составление конспекта на заданную тему с учетом возрастных особенностей детей; презентация творческой биографии художника-иллюстратора; написание эссе об иллюстрациях детской книги конкретного автора, жанра (сказки, басни и т. д.).

Переходное состояние современной книги для детей в контексте современной культуры постмодернизма не только по форме, но и по содержанию, способу передачи вербальной и визуальной информации требует от будущих бакалавров педагогики углубленного изучения истории и современного состояния детской книги, динамики ее изобразительного ряда. Это необходимо для понимания логики восприятия книги новым поколением детей дошкольного возраста, когда они являются не только пассивной «воспринимающей стороной», но и активными «социальными акторами» — созидателями культурного пространства.

 

Литература:

 

  1.                Концепция Национальной программы поддержки и развития чтения. — М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. — 42 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mcbs.ru/files/File/Conception-text.pdf.
  2.                Мечик, И. А. Искусство художественной иллюстрации для детей: Программа дисциплины и методические материалы для студентов факультета начального образования [Текст] / И. А. Мечик, Т. А. Чичканова. — Самара: ПГСГА, 2012. — 54 с.
  3.                Мжельская, Е. Л. Культура изданий для детей [Текст] / Е. Л. Мжельская // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. — 2013. — № 1. — С. 120–126.
  4.                Позднякова, О. В. Оформительское решение современной детской книги [Текст] / О. В. Позднякова // Ярославский педагогический вестник. — 2014. — № 1. — Том 1 (Гуманитарные науки). — С. 227–230.
  5.                Ярмиева, Э. А. Художественно-эстетические особенности детской книжной иллюстрации[Текст] / Э. А. Ярмиева, Ю. С. Ременникова // Апробация. — 2014. — № 5. — С. 97–98.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов