Библиографическое описание:

Рахманова Ю. К., Каргапольцева С. И. Международное сотрудничество Узбекистана в рамках учебного проекта «Узбекистан и мировое сообщество» // Образование и воспитание. — 2015. — №5. — С. 70-74.



 

Статья посвящена методу учебного проекта, применяемого на занятиях русского языка в нефилологических вузах.

Ключевые слова: сотрудничество, проект, наука, высшие учебные заведения, мышление, мировое сообщество, учебный процесс, методы обучения, презентация.

 

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется стремительно развивающимися инновационными процессами, которые всё более и более приобретают статус главного индикатора культурного сотрудничества между государствами. В связи с этим нынешний специалист должен обладать не только широкими знаниями и профессиональными навыками, но и владеть иностранными языками, быть готовым к налаживанию межкультурных связей, участию в международных проектах, форумах, симпозиумах, конференциях, к изучению зарубежного опыта в тех или иных отраслях науки, техники и культуры, к взаимодействию с деловыми партнёрами, к познанию всего того, что происходит в современном мире.

Подготовка специалистов такого уровня для национальных вузов является важной и ответственной задачей. Однако отсутствие опыта взаимного общения студентов на иностранном языке «связывает руки», тормозит мышление, мешает свободному высказыванию собственного мнения.

«Одна из задач, стоящих перед нами, — отмечает Президент Узбекистана И. Каримов, — научить излагать свои мысли» [1]. Поэтому сегодня необходимо думать о смещении акцента в обучении в сторону совершенствования навыков речевого общения на профессиональные темы и обучение студентов навыкам ведения публичных бесед и научных дискуссий.

В учебном процессе по русскому языку необходимо формировать и развивать творческое мышление студента, обучать умению анализировать жизнь. Будущий специалист должен отвечать требованиям светского демократического государства, условиям рынка труда и законам конкуренции.

Одним из эффективных методов обучения коммуникативной деятельности в рамках межкультурных связей и международного сотрудничества, является метод проекта, который направлен на выработку у будущего специалиста самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ результатов).

Учебное проектирование «обеспечит подготовку студентов к жизнедеятельности в профессиональном сообществе» [2], поможет развить творческие способности и логику мышления, объединить знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщить к конкретным жизненно важным проблемам, обучит находить выход из самых нестандартных ситуаций. И что самое важное — раскрепостит студента, даст возможность выйти за рамки традиционных учебных правил, тем самым стимулируя активное взаимное общение и обмен информацией.

По определению большого энциклопедического словаря метод (греч. methodos — путь к чему-либо) — это способ достижения цели, совокупность приёмов и операций теоретического и практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определённым образом [3, с.499], а проект (лат. — projectus — выступающий вперёд) — прототип, прообраз предлагаемого объекта [3, с. 699]. Следовательно, метод проектов в обучении нацелен на достижение результата с помощью выполнения некоторого набора действий. Поэтому он позволяет правильно направить свои способности и возможности, мотивировать потребность обучающихся в знаниях и развить наиболее активные формы обучения.

Предлагаемый нами учебный проект «Узбекистан и мировое сообщество» применяется при изучении темы «Без истории нет настоящего». В рамках учебной темы студенты читают и пересказывают тексты, выполняют задания и упражнения. Использование на занятии проекта «Узбекистан и мировое сообщество» в корне изменило характер обучения. Налицо всплеск эмоций и активизация умственных способностей.

Учебный проект «Узбекистан и мировое сообщество»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АННОТАЦИЯ

Учебная дисциплина:

Русский язык

Учебная тема:

Моя родина — Узбекистан

Участники:

студенты 1 курса

Образовательная цель:

Развить монологическую и диалогическую речь студентов

Ожидаемые результаты:

уметь рассказать о достижениях республики в форме диалога и монолога; научиться описывать достопримечательности и природу родного края; вести беседу на заданную тему (обычаи, традиции узбекского народа)

Для успешного выполнения проекта необходимые для студентов опорные знания и навыки.

Узнают:новую информацию о достижениях республики, о ее месте в мировом сообществе

Овладеют навыками устной речи

Классификация проекта по признакам разделения:

Тип проекта:

практически-направленный;

Тематико-содержательная область (отрасль):

монопроект — разработан в рамках одной дисциплины;

Классификация направлений проектной деятельности студентов:

скрытая, подражательная участникам проекта;

Количество участников:

четверо студентов;

Срок:

длительность выполнения — 1 неделя.

 

Порядок работы по проекту:

выполняется во внеурочное время. Презентуется на практическом занятии.

Оценка проекта:

в групповом проекте оценивается следующее:

- отдельные части проекта (по темам), за выполнение самими студентами (макс. 15 баллов);

- отчёт (макс. 7 баллов);

- презентация проекта (макс.8 баллов);

 

- процесс презентации и защита проекта: (макс. 3 балла)

Этапы проектного обучения:

Подготовительный этап:

введение в проект, организация студенческой деятельности — аудиторная работа

Этап выполнения проекта

- внеаудиторная работа

Заключительный этап:

презентация проекта, оценка проекта и деятельности студентов

Анализ проектной деятельности самими студентами

- аудиторная работа

Анализ организации проектного обучения

-внеаудиторная работа

 

Краткая характеристика образовательной модели:

В процессе проектного обучения используется следующее:

          Методы обучения: проектный метод, проведение инструкций, работа с текстом.

          Формы обучения:общая, групповая, общественная, индивидуальная.

          Средства обучения: проектное задание, методическая разработка, компьютерные технологии

Задание проекта

ВВЕДЕНИЕ

Очередная тема, изучаемая нами — «Узбекистан и мировое сообщество». Вначале познакомимся с новой лексикой:

родная земля

ona tuproq

родная природа

ona tabiat

любовь к родине

vatanga muhabbat

святое чувство

muqaddas his — tuyg’u

патриот

vatanparvar

достойный

arziguli

мир и спокойствие

tinchlik va hotirjamlik

умереть за родину

vatan uchun qurbon bo’lmoq

клятва верности

sodiqlikka qasam ichmoq

крылатая фраза

balandparvoz ibora

благодатная земля

sahovatli, unumdor yer

впитать с молоком матери

ona suti bilan singmoq

цивилизованный

madaniy

гостеприимство

mehmondo’stlik

старшее поколение

keksa avlod

этническая национальная культура

etnik milliy madaniyat

Затем прочитаем текст, озаглавим текст и выделим его основную мысль.

Моя Родина — Узбекистан. Эта фраза, ставшая крылатой, звучит одинаково для людей разных национальностей — узбека и киргиза, корейца и белоруса, русского и украинца — для всех, чья жизнь прошла и проходит здесь, на благодатной земле узбекской.

Мы — разные по национальности жители древнего Турона, но Родина у нас одна — независимый Узбекистан, народ которого строит цивилизованное демократическое государство. Кто родился в Узбекистане, сохраняя свою этническую культуру, тот впитал с детства узбекскую национальную культуру, основанную на трудолюбии, доброте, гостеприимстве, уважении к людям старшего поколения.

Родной край — это край нашего детства, край первых и наиболее сильных впечатлений, открытий и познаний.

Расскажите, что вы вкладываете в понятие «Родина».

Предлагаемая для решения в рамках проекта проблема: определить место Узбекистана в мировом сообществе

Проблемы в проблеме:

     состояние сельского хозяйства республики;

     состояние экономического потенциала республики;

     состояние топливно-энергетического потенциала;

     состояние духовного потенциала республики;

     место Узбекистана в мировом сообществе

Задания:

     изучение сельского хозяйства республики;

     изучение экономического потенциала республики;

     изучение топливно-энергетического потенциала;

     изучение духовного потенциала

     определение места республики в мировом сообществе

 

Цель проекта (для чего создан):

уметь рассказать о достижениях республики, политической, экономической, культурной связи с другими странами

Итоговый результат проекта (продукт):

умение вести монологическую и диалогическую речь на заданную тему

Пользователи продуктом проекта:

студенты

Границы проекта:

Сроки выполнения:

Количество участников:

 

1 неделя (презентуется во время практического занятия)

четверо студентов

Структура и содержание проекта:

     информация, раскрывающая тему проекта

     список использованных источников

Задачи участников проектной группы:

     уметь выразить и обосновать тему, её актуальность, цели и задачи проекта

     выбрать источник информации, собрать её, привести в систему, оформить в виде таблицы, графиков, обзора, написать выводы, составить список использованных источников

     оформить проект

     подготовить отчет

     подготовить проект к презентации

Форма презентации проекта:

устная

Структура оформления отчёта:

     тема проекта

     цель и результаты проекта

     участники, виды деятельности участников (в виде таблицы)

     обоснование актуальности проекта

     обоснование и выражение решения проблемы

     порядок заданий

     результаты решения заданий проекта

     список использованных источников

 

Методические разработки для студентов

 

Инструкция для поэтапного выполнения проектной деятельности

1 этап. Подготовка

 

     1.1. Определите цели, задания, проблемы, результаты, виды деятельности участников проекта

     1.2. Определите источники информации

2 этап. Планирование деятельности проекта

     2.1. Разработайте путь к достижению цели

     2.2. Составьте план работы

     2.3. Распределите обязанности по разработке, оформлению, подготовке презентации и отчета по проекту среди участников

     2.4. Определите сроки и виды готовой продукции

3 этап. Внедрение

А. Выполнение проекта

Б. Подготовка отчета

В. Подготовка проекта к презентации

3.1. Подготовьте проект к презентации пользуясь инструкцией по подготовке презентации в Microsoft Power Point

3.2. Определите обязанности участников группы в презентации

4 этап

Открытая презентация, защита и оценка проекта

Защита и оценка деятельности проекта

В групповом проекте оценивается следующее:

Проект (макс. 15 баллов);

Отчёт (макс.8 баллов);

Презентация проекта (макс. 7 баллов);

Презентация проекта и процесс защиты (макс.3 балла).

 

Данная методика направлена на свободное самовыражение и самореализацию студента. Она способна создать ту благоприятную среду, которой так не хватало для естественного и живого обучения и воспитания. При этом задача педагога, учитывая интересы обучающегося, помочь добиться успехов в выбранном ими направлении.

 

Литература:

 

  1.      Каримов И. А. «Узбекистан на пороге достижения независимости». Т., 2011.
  2.      Ходиев Б. Ю., Голиш Л. В., Хашимова Д. П. Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности. Т., 2010. — с. 85.
  3.      Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / главный научный редактор и составитель Солодовников С. Ю. — Минск: УП «Минская фабрика цветной печати», 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов