Библиографическое описание:

Майданкина И. В. Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2015. — №5. — С. 23-27.

 

«Школа не должна вносить резкого перелома жизнь.

Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.

Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»

(В. А. Сухомлинский).

Эти слова очень актуальны и в наше время. Завершение дошкольного периода и поступление в школу — это переломный и ответственный этап в жизни ребенка, когда ему необходимо постепенно становиться самостоятельным и ответственным.

В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и новая информация, и новая форма обучения. Поэтому готовить дошкольника к грядущим переменам в привычных для него условиях нужно постепенно, шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям.

Сегодня ФГТ (ами) определено, что ребенок в результате освоения Программы дошкольного обучения и воспитания может приобрести только интегративное качество, как Универсальные предпосылки учебной деятельности умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

К моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылкиУУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Коммуникативные универсальные учебные действия рассматриваются у дошкольников как элемент коммуникации:

        взаимодействие — общение, обмен информацией, получение знаний;

        кооперация — умение договариваться, находить общее решение, убеждать, уступать, брать на себя инициативу;

        условие интериоризации- способность речевого отображения (описания, объяснения) учеником (воспитанником) в содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности — прежде всего в форме громкой социализированной речи;

        Морально-этические качества — способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов.

Личностные универсальные учебные действия эторазвитие учебных и познавательных мотивов:

        создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;

        формирование мотивации и рефлексивного отношения учащегося или воспитанника к обучению;

        организация форм совместной деятельности, учебного сотрудничества;

        развитие рефлексивной самооценки, как основы развития субъектности в учебной или познавательной деятельности (сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно-конкретной дифференцированной самооценки; предоставление ребенку возможности осуществлять большое количество равнодоступных выборов при обучении, различающихся аспектом оценивания, способом действия, характером взаимодействия и созданием условий для сравнения оценок, полученных сегодня и в недавнем прошлом).

        обеспечение успешности в обучении за счёт доступности научных понятий;

        положительная обратная связь и положительное подкрепление усилий обучаемого ребёнка через адекватную систему оценивания педагогом системы его знаний;

        стимулирование активности и познавательной инициативы ребенка, отсутствие жесткого контроля в обучении;

        формирование адекватных реакций учеников на неуспех и построение усилий в преодолении трудностей.

Регулятивные универсальные учебные действия- это умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, сомооценка); формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

        способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

        умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

        сохранять цель;

        действовать по образцу и заданному правилу;

        видеть указанную ошибку и исправлять ее;

        контролировать свою деятельности;

        понимает оценку взрослого и сверстника;

        умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

        целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

        готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия овладения);

        формирование основ оптимистического восприятия мира.

Познавательные универсальные учебные действия этовладение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями согласно возрастным требованиям.

Можно сделать вывод, что предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят своё развитие на начальной ступени образования ещё в дошкольном возрасте.

Какая же основная форма обучения, где формируются предпосылки УУД у детей старшего дошкольного возраста? Это НОД — непосредственная образовательная деятельность. Для формирования УУД в старшем дошкольном возрасте, педагоги используют нетрадиционные методы, приёмы и технологии для активизации познавательной деятельности.

  1. ИКТ и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний. Для ученика ЦОР являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, а также могут выполнять роль тренажеров.. Интерактивные игры
  2. Мультимедийные продукты сегодня частично берут на себя функции учебников и учебных пособий, где педагог выступает в роли консультанта по возникающим вопросам, а ребёнку гораздо интереснее воспринимать информацию в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. (интерактивные доски)

3.      Интеллектуальные игры разминки (вопросы, стихи на активизацию внимания и развитие логики). Н-р, разминка «Мальчики и девочки» (задаются вопросы на тему «Кто что должен делать? "

4.      Игры на внимание " Кто что делает?", «Что перепутал художник».

 

5.      Метод мнемотехники для разучивания стихов, составления описательных рассказов.

http://migha.ru/imgs/v-usloviyah-adaptivnoj-obrazovatelenoj-sredi/85541.png

 

  1. Метод коллажа. Коллаж — это учебное пособие, задача которого связать все картинки единой тематике между собой. Коллаж — это лист бумаги, на котором наклеиваются или рисуются различные картинки, предметы, геометрические фигуры, цифры, буквы и т. д. Все изображённые символы ребёнок должен связать в единый рассказ. В данной методике можно изготовить эстетическое учебное пособие в виде фотоальбома или мультимедийнной презентации.

 

Вот такой рассказ дети могут составить используя коллаж об Африке. Африка, самый жаркий материк. Там много пустынь. Самая большая пустыня Сахара. Ее называют «королевой пустынь». А верблюды — это «корабли пустыни». Еще в пустыни бывают Оазисы. На материке Африка есть джунгли. Там живут обезьяны. Еще на материке Африка живут бегемоты, носороги, крокодилы, слоны и самое высокое животное жираф.

  1. Блоки Дьенеша направлены на развитие логики, мышления. данные блоки можно изготовить самостоятельно, заменив деревянные блоки картонными геометрическими фиругами.

http://robinzoniya.ru/upload/iblock/369/3694af28b0640838043b3100efc07717.jpg

 

  1. Метод ТРИЗ и РТВ.

ТРИЗ — педагогика — это теория решения изобретательских задач.

РТВ развитие творческого воображения.

* Игра «Теремок»

Цель: Тренируем аналитическое мышление, учимся выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит:Окружающие бытовые предметы, или игрушки, или карточки с изображением предметов. В домик пускают жить те предметы, если игрок ответит на вопрос (чем похожи, чем отличаются, какая польза, что можешь делать?)

 

«Волшебная ромашка»

Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. Раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

http://innovaciivdou.at.ua/_si/0/81269325.jpg

 

«Тучка»

Цель игры: упражнять детей в точном описании нужного объекта природного и рукотворного мира по его признакам, свойствам и качеству; местонахождению, происхождению, обитанию, характерным особенностям поведения, по повадкам, поступкам, по роду деятельности и т. д.

Игровое действие: группа детей сидит за столом, ведущий (один из детей) говорит:

«Тучка в небе загрустила

И ребяток попросила:

«Поиграйте вы со мной,

очень скучно мне одной»

Дети: «Тучка, тучка, не зевай, с кем захочешь поиграй, расскажи нам, с каким предметом ты хочешь поиграть, какой он?»

Например, тучка (примерное описание объектов при помощи капелек — имён-признаков)

Мой объект холодный, на солнышке тает, на домах лежит, может лепиться.

Мой объект жидкий, из него делают масло, сметану, кефир.

Мой объект живет в Африке, у него длинная шея, пятнистый окрас, на голове рожки, ест листву.

 

Учимся определять и находить УУД или о чем может рассказать мультфильм

Название мультика

Какие УУД можем «найти»

Что полезного» транслирует " мультик

Белый Бим черное ухо

личностные универсальные (сотрудничество в поиске нужной информации, отслеживание действий партнера), коммуникативные универсальные (умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку, развитая рефлексия)

Преданность, дружба, забота, развитие и проявление эмпатии

Лунтик

личностные универсальные (положительные нравственные качества, адекватная оценка дру-гих, навыки конструктивного взаимодействия), коммуникативные универсальные (сотруд-ничать с другими людьми в поиске необходимой информации, умение вступать в диалог, делать нравственный выбор)

Дружба, забота о других,

развитие и проявление

эмпатии

Как обезьянки обедали

личностные универсальные (приспособление к изменяющейся ситуации, ответственность за поведение и действие других и себя, умение внести коррективы в план и способ действия в случае необходимости), познавательные универсальные (использование передовых тех-нологий, осознание и применение того, что усвоено и подлежит усвоению, решение пробле-мы в ходе групповой деятельности), коммуникативные универсальные (интегри-рование в группу сверстников)

Необходимость планиро-вания действий, развитие регулятивной функции у детей, важность применения разных приемов воспитания

 

 

Рекомендации по развитию универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  1. Помните, что каждый ребенок это индивидуальная личность, со своими взглядами и убеждения, увлечениями. Постарайтесь найти в нем его индивидуальные личные особенности.
  2. В жизни ребенка взрослый это тот человек, который помогает ему понять и изучить реальный мир, сделать свои открытия. Помогите ему найти и раскрыть в себе сильные и позитивные личные качества и умения.
  3. Организуя учебно-познавательную деятельность учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ребёнка. Используйте рекомендации педагога-психолога.
  4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует и развивает личность будущего гражданина общества, а учитель, который учит своему предмету.

Познавательные УУД:

  1. Если вы хотите, чтобы дети усвоили изучаемый материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) — пример — значение материала (применение на практике)).
  2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, новые технологии в обучении, чтобы обеспечить прочное усвоение системы знаний
  3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает заученный текст, а тот, кто умеет применять полученные знания на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
  4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте разнообразными способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативные УУД:

  1. Научите ребенка высказывать свои мысли, не боясь ошибиться. Во время его ответа на вопрос, если ребёнок затрудняется продолжить свой рассказ, задавайте ему наводящие вопросы.
  2. Не бойтесь «не стандартах уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения нового материала.

 

Литература:

 

1.              Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобороны науки № 655 от 23 ноября 2009г.)

2.              Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г.. «Современные педагогические технологии в ДОУ». Санкт- Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011

3.              Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно- ориентированного образования/Е. В. Бондаревская. — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с

  1. Т. С. Комарова, И. И. Комарова, А. В. Туликов «Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании». М.: Издательство Мозаика-Синтез. 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов