Библиографическое описание:

Ичетовкина Н. М. Идеи К. Д. Ушинского в исследовании феномена классного наставничества в отечественной дореволюционной гимназии // Образование и воспитание. — 2015. — №5. — С. 12-14.



 

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870 гг.) — основоположник русской педагогики, переводчик, публицист, детский писатель За свою непродолжительную научную и педагогическую деятельность он оставил наследие, обратившись к которому мы можем найти ответы на многие вопросы, касающиеся современной системы образования и воспитания. В настоящей статье анализируются модели воспитательной деятельности классного наставника отечественной гимназии, нашедшие отражение в трудах ученого.

Ключевые слова: К. Д. Ушинский, классный наставник, отечественная гимназия, воспитание, модели воспитательной деятельности.

 

К. Д. Ушинский уделял значительное внимание вопросам гимназического образования и воспитания, значению личностных качеств гимназических педагогов, воспитателей и наставников, содержанию воспитательной работы. Эти вопросы были раскрыты и обоснованы ученым в трудах «Три элемента школы», «Письма о воспитании наследника русского престола», «Воспоминания об обучении в Новгород-Северской гимназии». В последнем ученый пишет: «воспитание, которое мы получили... в уездной гимназии маленького городка Малороссии Новгорода-Северского, было в учебном отношении не только не ниже, но даже выше того, которое в то время получалось во многих других гимназиях. Этому много способствовала страстная любовь к науке и несколько даже педантическое уважение к ней…», «в Новгород-Северской гимназии было действительно много хорошего посреди немалого количества дурного. Несмотря на плохие, тощие учебники, но благодаря добросовестному отношению к делу со стороны учителей и общей постановке учебного дела многие воспитанники выходили из гимназии со светлыми мечтами служить науке и народу» [1, с. 75].

При этом с уверенностью можно сказать, что К. Д. Ушинский опередил свое время. Он видел крайнюю необходимость отечественной гимназии в постановке целенаправленной, планомерной, содержательной воспитательной работы, в профессиональных педагогах-воспитателях, наставниках подрастающего поколения. Эта идея была воплощена Министерством народного просвещения лишь в пореформенный период (1860–1870-е гг.). Институт классного наставничества оформился в Российской империи после издания Уставов гимназий 1864 г. и 1871 г. В документах был обозначен круг лиц, занимавшихся воспитанием гимназистов (воспитатель, классный наставник, помощник классного наставника, надзиратель), определены цели и содержание их деятельности. Согласно Уставу 1871 г., классный наставник — педагог-воспитатель, одновременно выполняющий часть учебной нагрузки в вверенном ему классе, являющийся «ближайшим помощником директора и инспектора в наблюдении за успехами и нравственностью учеников», а также «вступающий в контакт с родителями и родственниками воспитанников и с прочими преподавателями своего класса для равномерного распределения занятий по дням недели». Классный наставник, таким образом, являлся одной из центральных фигур в деле воспитания гимназистов.

К. Д. Ушинский уделял большое внимание личностным качествам педагога. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Без личного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание невозможно…» — пишет ученый [2, с. 38].

В исследовании феномена классного наставничества в воспитательной системе отечественной гимназии во второй половине ХIХ — начале ХХ в. нами выделены три модели воспитательной деятельности классного наставника. На наш взгляд, все они находят свое отражение во взглядах К. Д. Ушинского. Представим характеристику каждой из них.

Согласно первой — практико-ориентированной — модели, основной целью воспитательной деятельности классного наставника являлось воспитание дисциплинированных, активных, мыслящих людей, служащих на благо Отечества. Наряду с этим, воспитатели призваны осуществлять практическое наставление гимназистов в вопросах дисциплины, учебной деятельности, культуры и норм поведения, соблюдения гигиенических норм, выполнению трудовых обязательств. Для достижения данной цели классным наставником реализовывались следующие направления воспитания:

                    воспитание дисциплинированности («культуры поведения») как качества личности, проявляющегося в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, соблюдении правил взаимоотношений с педагогами, наставниками и товарищами; таким образом воспитанник готовится к социально-значимой деятельности, которая невозможна без соблюдения дисциплины;

                    трудовое воспитание — нацелено на формирование у воспитанников положительного отношения к труду, воспитание трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности;

                    воспитание навыков учебной деятельности происходит через развитие познавательного интереса и применение полученных знаний на практике, выработку самостоятельности и самоконтроля.

Реализация направлений воспитания обеспечивалась с помощью методов: приучение к труду, дисциплинарное требование, личный пример, наставления, предостережения, напоминания, увещание, совет, самостоятельная работа. Результатом воспитательной деятельности классного наставника с этой точки зрения должно стать уважение старших, дисциплинированность, овладение воспитанниками навыками учебной и трудовой деятельности.

Вторая модель воспитательной деятельности педагога названа нами нравственно-ориентированной, в рамках которой педагог-воспитатель дореволюционных гимназий — это наставник нравственности и патриотических чувств, стремящийся раскрыть индивидуальность и уникальность каждого воспитанника. В основе воспитательной деятельности классных наставников в гимназии лежали такие прогрессивные педагогические принципы как учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, стремление к достижению высокого уровня нравственно-религиозной, эстетической воспитанности. С этой точки зрения, классный наставник должен осуществлять следующие направления воспитания:

                    нравственное воспитание — предусматривает формирование нравственных качеств личности (доброта, честность, справедливость). По мнению К. Д. Ушинского, «нравственное влияние составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его интересов» [3];

                    гражданское воспитание — воспитание внутренней свободы и уважения к государственной власти, чувств собственного достоинства, патриотизма. В патриотизме — «глубоком чувстве, которое последним гибнет даже в злодее» — заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам, привития бережного отношения к истории Отечества, его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, воспитание готовности к защите своей страны. По мнению ученого, глубокое чувство патриотизма воспитывается в ребенке через родной язык, народное творчество, историю, художественную литературу;

                    эстетическое воспитание — процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и пониманию прекрасного, предполагающий выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, стремление и умение вносить элементы прекрасного в разные сферы жизни.

Средствами эстетического воспитания, по К. Д. Ушинскому, становятся окружающая природа и эстетика труда, уклад школьной жизни, нравственность отношений между учителем и учащимися (в игре, учении), родной язык (устное народное творчество и художественная литература), различные виды искусства (пение, музыка, живопись). К. Д. Ушинский настаивает на том, что большая роль в эстетическом воспитании детей принадлежит педагогу. Интересно, что автор вносил предложение о необходимости художественного образования учителей и воспитателей.

В рамках нравственно-ориентированной модели К. Д. Ушинским названы такие методы и формы воспитательной работы как нравственная беседа, нравственное чувствование, личный пример, организация культурного досуга. Результатом деятельности наставников являлось формирование нравственно-здоровой личности.

Как было отмечено выше, ученым-педагогом уделялось пристальное внимание личности самого воспитателя, классного наставника, что позволило нам выделить профессионально-ориентированную модель воспитательной деятельности. Ее основная идея — в процессе воспитательной деятельности педагога, классного наставника происходит развитие его педагогического профессионализма, мастерства, таланта. Классный наставник личным примером — совокупностью нравственных, интеллектуальных, профессиональных качеств, внешнего вида — также осуществляет воспитание гимназистов. Классный наставник — это педагог-воспитатель, стремящийся к совершенствованию своих профессиональных и личностных качеств, педагогических умений и навыков, самонаблюдению, самоанализу, совершающий постоянный педагогический поиск. При этом воспитательная деятельность объединялась ученым с «искусством», «творчеством», реализацией педагогического таланта, демонстрацией личного примера воспитанникам.

Таким образом, модели воспитательной деятельности классных наставников в отечественной дореволюционной гимназии могут быть уточнены и дополнены в результате анализа педагогического наследия Константина Дмитриевича Ушинского. Главная их идея заключается в том, что «только личность (учителя, воспитателя, классного наставника) может действовать на развитие и определение личности (ученика, гимназиста, человека), только характером можно образовать характер…».

Успешная реализация функций классного руководителя в современных условиях предполагает осмысление и обобщение исторического опыта в решении проблем классного руководства в теории и практике отечественной педагогики. Анализ исторического опыта позволяет выявить теоретические представления о деятельности классного наставника в воспитательной системе дореволюционной гимназии, выделить целевые ориентиры, основные функции и направления его деятельности, сформулировать конструктивные идеи.

 

Литература:

 

1.                  Ушинский К. Д. Воспоминания об обучении в Новгород-Северской гимназии. — М.: Директ-Медиа, 2012.

2.                  Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола // Собр. пед. соч. в 6 т. — Т.1. — М.: Педагогика, 1988.

3.                  Ушинский К. Д. Три элемента школы // Журнал для воспитания. — 1857. № 5. — С.67.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов