Библиографическое описание:

Иваненко Н. Н., Гордиенко Н. В. Инновационная театральная деятельность как фактор успешного развития социально-коммуникативных навыков у детей-воспитанников детских домов и коррекционных учреждений // Образование и воспитание. — 2015. — №5. — С. 78-79.



 

Театр по своей природе непрерывно связан с игрой ребёнка, поэтому представляется одним из самых результативных способов развития, познания окружающего мира, учит общению.

Театральная деятельность развивает творческий потенциал, эмоциональную память, внимание, воображение, фантазию,чувство ритма, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учит взаимодействовать друг с другом, способствует творческому развитию. Исследователи, занимающиеся вопросом театрализовано-игровой деятельности полноценно развивающихся ребят и детей с проблемами в развитии, указывают на значимость её как для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы, так и для развития творчества (П. П. Блонский, П. Ф. Каптерёв, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, Л. С. Фурмина, Е. А. Медведева).

В настоящее время наблюдается усиление интереса к проблеме развития коммуникативных умений и навыков в связи с тем, что коммуникация является важным условием развития личности ребенка, формируется поэтапно и обусловливается многими факторами.

Коммуникация — один из важнейших факторов психического исоциального развитияребенка. От нее во многом зависит уровень социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и не речевыми) [3, c. 201].Именно поэтому театр в жизни ребенка, и непосредственное участие его в представлениях имеет важную развивающую роль для подрастающей личности.

Особая категория детей, а именно дети-воспитанники детских домов и коррекционных учреждений, испытывают трудности в общении со взрослыми и сверстниками, что связано с недоразвитием форм и средств общения. Дефицит коммуникативных связей детей со взрослыми вне семьи, преобладание в общении с нимиаффективных компонентов ведут к недоразвитию ситуативно-делового общения, а также его внеситуативных форм. Бедны и способы общения детей — речь, экспрессивно-мимические средства. Очевидно то, что у данного типа детей затрудняется процесс коммуникации с окружающими, и результаты этого неэффективного общения во многом определяют их дальнейшее психологическое развитие [4, c. 22] [] [].

Большинство сирот и детей с отклонениями в развитии получают образование в отрыве от своих сверстников и впоследствии имеют гораздо меньше шансов преуспеть в жизни. Коммуникативная сфера ребёнка с ограниченными возможностями здоровья требует особого внимания.

Сегодня дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья относятся к наиболее не защищенной категории населения. Статистика показывает, что они составляют десятую часть населения планеты. Сохраняющаяся тенденция роста данного рода детей определяет особую значимость вопроса обеспечения успешной интеграции этих детей в общество, их развития и жизнедеятельности. Вся коррекционно-развивающая работа с детьми данного типадолжна осуществляться в том числе и посредством игр. Игровая форма занятий создает в процессе взаимодействия с детьми благоприятную эмоциональную атмосферу. В процессе игры необходимо способствовать установлению непринуждённых, дружеских отношений, при этом принимая каждого участника таким, какой он есть.

Общение — фактор, который определяет успешное развитие, а дефицит его, порождает отставание и отклонение в психическом развитии [4 [[]]] [.

Включение театра в социально-педагогическую деятельность развивает его коммуникативные и творческие способности и обеспечивает успешную социальную адаптацию ребёнка. Степень развития коммуникативных способностей зависит от раскрытия творческого потенциала ребенка в театральной деятельности и от степени взаимодействия детей в творческом процессе.

ИнновационнаянаядеятельноИнновационность системы обучения театральной деятельности детей с отклонениями в развитии и детей-сирот состоит в том, что она строится на признании того, что она является самым действенным средством коррекции психофизического развития данного типа детей. В силу своих возможностей эта деятельность позволяет оптимально освоить мир социальных связей и отношений. В театральной деятельности можно выверяется симпатия и антипатия детей. Она раскрывает физические, органические, творческие и интеллектуальные способности. Дети делают любое мероприятие более интересным, придают ему эмоциональную окраску. В работе над образом воспитанник учится понимать внутреннюю составляющюю человека, мотивы его действий, учиться «слышать и слушать», понимать другого человека, помогает увидеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать.

Занятия в театральной студии развивают эмоциональную память, внимание, творческое воображение, чувство ритма, фантазию ребёнка, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учат владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом.

Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, дети особой категории быстрее адаптируются в окружающей среде. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к взаимодействию со своими сверстниками и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется она гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности.

Степень развития социально-коммуникативных навыков зависит от раскрытия творческого потенциала в театральной деятельности. Постановка спектакля с детьми – увлекательное и полезное занятие [2]. Совместная творческая деятельность вовлекает в свой процесс всех: от недостаточно активных детей, до открытых и творческих личностей; она помогает им преодолеть внутренние страхи, зажатость и застенчивость.

Театр может быть уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность — путь ребёнка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.

 

Литература:

 

  1. Арт-терапия и арт-педагогика в спец. Образовательном учреждении / учебник для студентов сред. и высш. пед. учебных заведений. — М., 2010.
  2. Артемова Л. В. Театрализованная деятельность. — М: Просвещение, 2009–141 с.
  3. Бараева Л. Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития:Учебно-метод. пособие. — СПб.: Изд-во «Союз», 2009. — 416с.
  4. Гордиенко Н. В., Психологическое сопровождение профилактики профессиональной деформации личности педагога.- Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Российская академия образования. Ставрополь, 2008.-223 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов