Инновационная театральная деятельность как фактор успешного развития социально-коммуникативных навыков у детей-воспитанников детских домов и коррекционных учреждений | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицинские и педагогические инновации

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (5) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 25.11.2015

Статья просмотрена: 806 раз

Библиографическое описание:

Иваненко, Н. Н. Инновационная театральная деятельность как фактор успешного развития социально-коммуникативных навыков у детей-воспитанников детских домов и коррекционных учреждений / Н. Н. Иваненко, Н. В. Гордиенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 5 (5). — С. 78-79. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/18/324/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

Театр по своей природе непрерывно связан с игрой ребёнка, поэтому представляется одним из самых результативных способов развития, познания окружающего мира, учит общению.

Театральная деятельность развивает творческий потенциал, эмоциональную память, внимание, воображение, фантазию,чувство ритма, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учит взаимодействовать друг с другом, способствует творческому развитию. Исследователи, занимающиеся вопросом театрализовано-игровой деятельности полноценно развивающихся ребят и детей с проблемами в развитии, указывают на значимость её как для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы, так и для развития творчества (П. П. Блонский, П. Ф. Каптерёв, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, Л. С. Фурмина, Е. А. Медведева).

В настоящее время наблюдается усиление интереса к проблеме развития коммуникативных умений и навыков в связи с тем, что коммуникация является важным условием развития личности ребенка, формируется поэтапно и обусловливается многими факторами.

Коммуникация — один из важнейших факторов психического исоциального развитияребенка. От нее во многом зависит уровень социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и не речевыми) [3, c. 201].Именно поэтому театр в жизни ребенка, и непосредственное участие его в представлениях имеет важную развивающую роль для подрастающей личности.

Особая категория детей, а именно дети-воспитанники детских домов и коррекционных учреждений, испытывают трудности в общении со взрослыми и сверстниками, что связано с недоразвитием форм и средств общения. Дефицит коммуникативных связей детей со взрослыми вне семьи, преобладание в общении с нимиаффективных компонентов ведут к недоразвитию ситуативно-делового общения, а также его внеситуативных форм. Бедны и способы общения детей — речь, экспрессивно-мимические средства. Очевидно то, что у данного типа детей затрудняется процесс коммуникации с окружающими, и результаты этого неэффективного общения во многом определяют их дальнейшее психологическое развитие [4, c. 22] [] [].

Большинство сирот и детей с отклонениями в развитии получают образование в отрыве от своих сверстников и впоследствии имеют гораздо меньше шансов преуспеть в жизни. Коммуникативная сфера ребёнка с ограниченными возможностями здоровья требует особого внимания.

Сегодня дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья относятся к наиболее не защищенной категории населения. Статистика показывает, что они составляют десятую часть населения планеты. Сохраняющаяся тенденция роста данного рода детей определяет особую значимость вопроса обеспечения успешной интеграции этих детей в общество, их развития и жизнедеятельности. Вся коррекционно-развивающая работа с детьми данного типадолжна осуществляться в том числе и посредством игр. Игровая форма занятий создает в процессе взаимодействия с детьми благоприятную эмоциональную атмосферу. В процессе игры необходимо способствовать установлению непринуждённых, дружеских отношений, при этом принимая каждого участника таким, какой он есть.

Общение — фактор, который определяет успешное развитие, а дефицит его, порождает отставание и отклонение в психическом развитии [4 [[]]] [.

Включение театра в социально-педагогическую деятельность развивает его коммуникативные и творческие способности и обеспечивает успешную социальную адаптацию ребёнка. Степень развития коммуникативных способностей зависит от раскрытия творческого потенциала ребенка в театральной деятельности и от степени взаимодействия детей в творческом процессе.

ИнновационнаянаядеятельноИнновационность системы обучения театральной деятельности детей с отклонениями в развитии и детей-сирот состоит в том, что она строится на признании того, что она является самым действенным средством коррекции психофизического развития данного типа детей. В силу своих возможностей эта деятельность позволяет оптимально освоить мир социальных связей и отношений. В театральной деятельности можно выверяется симпатия и антипатия детей. Она раскрывает физические, органические, творческие и интеллектуальные способности. Дети делают любое мероприятие более интересным, придают ему эмоциональную окраску. В работе над образом воспитанник учится понимать внутреннюю составляющюю человека, мотивы его действий, учиться «слышать и слушать», понимать другого человека, помогает увидеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать.

Занятия в театральной студии развивают эмоциональную память, внимание, творческое воображение, чувство ритма, фантазию ребёнка, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учат владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом.

Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, дети особой категории быстрее адаптируются в окружающей среде. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к взаимодействию со своими сверстниками и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется она гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности.

Степень развития социально-коммуникативных навыков зависит от раскрытия творческого потенциала в театральной деятельности. Постановка спектакля с детьми – увлекательное и полезное занятие [2]. Совместная творческая деятельность вовлекает в свой процесс всех: от недостаточно активных детей, до открытых и творческих личностей; она помогает им преодолеть внутренние страхи, зажатость и застенчивость.

Театр может быть уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность — путь ребёнка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.

 

Литература:

 

  1. Арт-терапия и арт-педагогика в спец. Образовательном учреждении / учебник для студентов сред. и высш. пед. учебных заведений. — М., 2010.
  2. Артемова Л. В. Театрализованная деятельность. — М: Просвещение, 2009–141 с.
  3. Бараева Л. Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития:Учебно-метод. пособие. — СПб.: Изд-во «Союз», 2009. — 416с.
  4. Гордиенко Н. В., Психологическое сопровождение профилактики профессиональной деформации личности педагога.- Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Российская академия образования. Ставрополь, 2008.-223 с.
Основные термины (генерируются автоматически): театральная деятельность, ребенок, окружающий мир, психическое развитие, средство общения, творческий потенциал, тип детей, чувство гармонии, чувство ритма, эмоциональная память.

Похожие статьи

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития... театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра...

Особенности развития эмоциональной сферы ребенка...

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие, дошкольное детство... Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии...

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

театрализованная деятельность, ребенок, творческая способность детей, театральный кружок, театральное искусство, III, театральная деятельность, ребенок стали, дошкольный возраст

Похожие статьи. Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка.

Роль театрально-игровой деятельности в формировании...

ребенок, эмоциональная культура, театрально-игровая деятельность, театрализованная деятельность, развитие, окружающий мир, эмоциональная культура ребенка, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная...

Методические рекомендации по развитию чувства темпо-ритма...

Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма... Ключевые слова: старший дошкольный возраст, физическое воспитание, темп, ритм, чувство ритма

Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе рисования и аппликации.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка.

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях...

развитие у детей чувство ритма, тембра и динамического слуха; – побуждение их к самостоятельным действиям. Как и любая другая, музыкально — дидактическая игра должна включать игровые действия, которые должны помочь ребенку в интересной форме услышать...

Музыка как язык общения детей с особенностями

ребенок, игра, развитие, музыкальная деятельность, мелкая моторика, логопедическая ритмика, окружающий мир, пение, коррекционная работа, занятие.

Театральная деятельность как средство развития творческих...

Библиографическое описание: Шилоносова М. В. Театральная деятельность как средство развития творческих способностей [Текст]

Как научить детей постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому? Я предлагаю эффективный путь...

Похожие статьи

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития... театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра...

Особенности развития эмоциональной сферы ребенка...

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие, дошкольное детство... Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии...

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

театрализованная деятельность, ребенок, творческая способность детей, театральный кружок, театральное искусство, III, театральная деятельность, ребенок стали, дошкольный возраст

Похожие статьи. Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка.

Роль театрально-игровой деятельности в формировании...

ребенок, эмоциональная культура, театрально-игровая деятельность, театрализованная деятельность, развитие, окружающий мир, эмоциональная культура ребенка, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная...

Методические рекомендации по развитию чувства темпо-ритма...

Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма... Ключевые слова: старший дошкольный возраст, физическое воспитание, темп, ритм, чувство ритма

Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе рисования и аппликации.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка.

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях...

развитие у детей чувство ритма, тембра и динамического слуха; – побуждение их к самостоятельным действиям. Как и любая другая, музыкально — дидактическая игра должна включать игровые действия, которые должны помочь ребенку в интересной форме услышать...

Музыка как язык общения детей с особенностями

ребенок, игра, развитие, музыкальная деятельность, мелкая моторика, логопедическая ритмика, окружающий мир, пение, коррекционная работа, занятие.

Театральная деятельность как средство развития творческих...

Библиографическое описание: Шилоносова М. В. Театральная деятельность как средство развития творческих способностей [Текст]

Как научить детей постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому? Я предлагаю эффективный путь...

Задать вопрос