Библиографическое описание:

Зерщикова И. В., Соколова Г. В. Воспитание культуры поведения дошкольников // Образование и воспитание. — 2015. — №4. — С. 31-32.

 

С первых лет жизни ребенка необходимо формировать у него воспитанность и культуру поведения. Особого внимания требует воспитание культуры поведения в быту.

Ребенок вынужден усвоить ряд правил, необходимых для жизни в обществе. Эти правила вполне доступны ребенку и постепенно усваиваются им в процессе общения с другими людьми в повседневной жизни ребенка и становятся со временем привычками поведения и навыками. Недаром говорят: «Посеешь привычку — пожнешь характер».

Для успешного решения этой задачи значительная роль отводится педагогу. Приветливый тон, сдержанность, оптимистичный настрой, дружеские, товарищеские отношения с детьми, простота и теплота в общении, готовность прийти на помощь — всеми этими качествами должен быть наделен человек, воспитывающий подрастающее поколение.

Понаблюдав за поведением детей в группе, становится ясно, с кем и над чем конкретно надо работать. Большинство детей здороваются и прощаются лишь по напоминанию взрослых, приходят по утрам в плохом настроении и со слезами, неприветливы и недружелюбны, не любят убирать за собой игрушки, не называют помощника воспитателя по имени-отчеству.

Безусловно, эти задачи могут быть решены только при помощи и поддержки семьи. Ведь воздействие семьи длительно и постоянно. Поэтому необходимо предусмотреть и работу с родителями, провести собрание на тему «Значение культуры поведения в развитии личности ребенка». Многие родители считают, что дети еще маленькие, вырастут — поумнеют. А ведь воспитание детей осуществляется до пяти лет, а после пяти — перевоспитание.

Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад, и встречи в течение дня с медсестрой, с заведующим, муз. руководителем, поваром и т. д. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие — только после напоминания, третьи — не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай приветливости рассматривать как факт появления невежливости. Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысла этого правила. Необходимо использовать в работе личный пример. Здороваться первой, спросить о чем-либо, поговорить с ребёнком, обращаться к игровым приемам. В результате у многих ребят вырабатывается привычка подойти, поздороваться, поделиться с воспитателем новостями.

Большого труда стоит научить ребенка приходить в садик без слез и капризов. В этом случае использование убеждений, примеров и помощи родителей недостаточно. Самым эффективным методом оказывается выбор кукольного персонажа, который копирует детей. Затем необходимо всей группой обсудить его поведение и показать, как надо приходить в детский сад.

Чтобы научить детей убирать игрушки на место, можно провести экскурсию по группе, рассмотреть, где лежат игры, какой порядок в гараже, как сложены мозаика и конструктор. Но и после этого дети оставляют игрушки там, где играли. Можно разыграть детей, спрятав куклы и машины. Конечно, у детей возникнет вопрос: «Где игрушки?». Ответить шутливым тоном: «Вы их не убирали на место, и они убежали от вас».

Самым трудным в работе педагога является воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Из-за чего начинаются конфликты? Обычно из-за игрушек, нежелания уступить место, принять в игру сверстника.

При воспитании культуры поведения у детей обязательно нужно контролировать выполнение ребенком правил поведения, сопровождая его оценкой, положительной либо отрицательной. Отрицательная оценка, в любом случае, должна быть тактичной. Например, «не понимаю, как ты, такой хороший мальчик, мой помощник, мог обидеть девочку!». Когда ребенок сознательно совершил проступок — наказание неизбежно. Например, «я не могу разрешить тебе играть с ребятами, так как ты грубо разговариваешь с ними. Поиграй один возле меня». Недопустимы наказания, оскорбляющие достоинство ребенка: категорически запрещено бить ребенка, обзывать, лишать еды, прогулки. Практика показывает, что наказаниями ничего не добьешься. Наказывая, мы растим детей неискренними, так как в присутствии взрослого они не дерутся, не грубят (знают, что понесут наказание), а когда рядом нет воспитателя, сразу начинаются конфликты. Можно обойтись без наказания великой силой слова и силой примера. Хороший пример — серьезный помощник в воспитании. Ребенок по собственной воле подражает человеку, которого любит. Уважает, считает справедливым, на которого хочет быть похожим. Надо воспитывать собственной воспитанностью.

Правилабытовой культурыдолжны прививаться ребенку одни из первых: во время еды, опрятность, бережное отношение к вещам. Донесите до ребенка, что каждая вещь является результатом человеческого труда, что ее нужно использовать по назначению, убирать на место. При обнаружении поломки, необходимо попытаться починить вещь совместно с ребенком.Положительное отношениек трудутоже является составляющей воспитания культуры поведения детей. Здорово, когда ребенок с удовольствием выполняет поручения взрослого, проявляет интерес к труду взрослых, помогает им: вытирает пыль, убирает со стола, собирает игрушки.

Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель объясняет детям: «Все, что имеется в детском саду — игрушки, посуда, мебель — твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно». Там, где эта мысль внушается постоянно, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами. Формирование бережного отношения к общественному имуществу тесно связано с воспитанием коллективистских черт. Только тогда, когда в сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.

Уже в раннем возрасте выполнение режима создаёт известные предпосылки для понимания того, что необходимо выполнять действия, связанные с режимом, в известной последовательности и в нужном темпе. Вот почему, если говорить о правилах поведения, необходимо прежде всего приучать ребёнка выполнять требования режима (во время садиться за стол для еды), привить ему навыки самообслуживания (самостоятельно есть, мыть руки перед едой, самому снимать одежду перед сном, аккуратно вешать её на стул возле кровати). При этом не только развиваются важные практические навыки, но и меняется характер взаимоотношений детей со взрослыми.

Ребёнок раньше освободившийся от ежеминутной опеки взрослых, чувствует себя увереннее, он смелее вступает в общение с другими детьми, выражает желание помочь сверстнику в том, чему сам только что научился. Все действия детей с высоким уровнем самостоятельности отличаются большей упорядоченностью, организованностью.

Заложенные в детстве основы культуры поведения с помощью умелого использования педагогом направлений в работе и методов по формированию культуры поведения дошкольников во многом определяют формирование будущей личности ребёнка.

 

Литература:

 

  1.                И. Н. Бархатова «Воспитание культуры поведения. Средний возраст»- Просвещение, 1989 г.
  2.                М. М. Лейшина «Воспитание культуры поведения у дошкольников» — Москва, 2007 г.
  3.                Л. И. Каплан «Посеешь привычку — пожнешь характер» -Просвещение, 1976 г.
  4.                С. В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» - Просвещение, 1986г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов