Автор: Абраменкова Нина Федоровна

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.

Библиографическое описание:

Абраменкова Н. Ф. Развитие творческих способностей детей через изобразительную деятельность // Образование и воспитание. — 2015. — №4. — С. 1-3.

 

Современному обществу нужен человек уверенный себе, способный ориентироваться в постоянно изменяющемся мире, обладающий гибкостью и независимостью мышления, верой в свои силы и идею, мужеством пробовать и ошибаться пока решение не найдено. Именно эти качества являются определяющими показателями творческих способностей, или креативности, и необходимым условием адаптации к окружающему миру и комфортному существованию в нем.

Федеральный государственный стандарт (ФГОС ДО) предполагает быстрый переход к проектированию современного образовательного пространства на основе принципов фундаментальности и культуросообразности. Выявление и раскрытие потенциала каждого ребёнка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста, обеспечение ресурсов для самореализации детей, подготовка их к достижению жизненных успехов, приучение к самоконтролю и саморегуляции, передача детям опыта предшествующих поколений, «вооружение» культурными инструментами, позволяющими ориентироваться и самоопределяться в культуре, пользоваться ею, воспроизводить и преобразовывать, подготовка к успешному осуществлению функций, соответствующих тем ролям, которые человек играет в обществе, как гражданин государства, член семьи, профессиональной группы и полноценный участник образовательного процесса — все эти уникальные возможности для реализации новой образовательной модели представлены в такой образовательной области как «Художественно-эстетическое развитие».

Художественная деятельность, в частности изобразительная деятельность, выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех ступенях дошкольного детства. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания и образования детей. Известный педагог Т. С. Комарова отмечает, что изобразительная деятельность очень интересна для ребенка дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и продуктивной деятельности в частности. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительными средствами. Основной побудитель эстетической активности — стремление ребёнка к деятельному познанию окружающего и его активному отражению. Поэтому основу эстетического отношения дошкольника составляю «три кита» — эмоциональность, интерес, активность, соответствующие возрастному периоду. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условия эффективно развивается и дает ребенку возможность достигать больших высот в своем развитии. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, впечатлительность. У него развита интуиция, яркость, конкретность образов, фантазия, творческое воображение и нестандартность мышления. Умелое использование потенциальных возможностей ребенка в ходе его развития может обеспечить высокий творческий потенциал.

Известные отечественные ученные, такие как Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и другие разработали теорию, согласно которой специфика развития дошкольника связана с присвоением элементов человеческой культуры, а это значит, что решающим в развитии ребенка оказывается обучение. Именно обучение «ведет» за собой развитие, однако одновременно важно учитывать «зону ближайшего развития». А В. Запорожец ввел понятие «амплификация развития» это означает, что необходимо расширить зону ближайшего развития ребенка, т. е. насытить процесс образования различными видами деятельности и формами активности, составляющие основу детства. Эффект образовательной работы зависит не только раздельно от программы, но и от личности педагога, который должен сделать самую обычную ситуацию эмоционально насыщенной, привлекательной интересной для ребенка. Большое влияние на результат образовательной работы оказывает демократический стиль общения педагога с детьми при котором ребенок рассматривается как полноправный участник образовательного процесса, а взрослы как лицо заинтересованное в сотрудничестве с ним. Ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи. Вопрос развития творческого потенциала всегда привлекает внимание ученых и практиков и представляет собой море возможностей для его решения. С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным для развития ребенка является процесс, (а не результат) творческой работы, а также изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств его развития. По мнению Л. С. Выгодского, творчество существует не только там, где создаются великие произведения, но и везде, где присутствует создание чего-то нового. Следовательно необходима организация такой системы работы, которая должна учитывать особенности и проблемы одаренных детей и обеспечивать их эффективное развитие. Для этого необходимо проведение диагностики и мониторингов, позволяющих выявить и определить степень одаренности ребенка, прослеживать динамику его развития.

Использование диагностики художественно-творческих способностей детей по тесту креативности по П.Торансу «дорисовывание абстрактных линий» и по методике Дьяченко и Венгера из книги «Угадай, как нас зовут» и книги «Домашняя школа», позволяют выявить уровни развития художественно творческих способностей детей:

        быстрота и беглость- способность показывать максимальное количество идей (не их качества, а их количества);

        гибкость, многообразие идей, легкое ассоциирование;

        оригинальность — способность порождать нестандартные идеи;

        характер рисунка, разработанность — умение придавать законченный вид;

        устное описание.

Диагностика позволила выявить творческие способности детей, которые на начало года составили 72,2 %. К концу года итог диагностики был 91,7 %. Креативных уровень развития художественно-творческих способностей характеризуется следующим: детские работы оригинальны, необычны, используются все шесть цветов при изображении, разрисовываются все контуры, среди которых нет повторов, из одного контура рисуется два-три предмета, изображаются люди, животные, неодушевленные предметы, рисунки детализированы, тщательно прорисованы, ровно заштрихованы относительно творческого характера, присутствует сюжет. Следует эмоциональное объяснение каждого изображаемого предмета, импровизация в движениях, словах, мимике. Креативный уровень развития художественно-творческих способностей детей увеличился в четыре раза по сравнению с началом года.

Изучая особенности изобразительной деятельности дошкольников отечественные и зарубежные ученые (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Г. Гарднер, В. Ловенфилл и другие) выделяют два типа рисовальщиков — «визуализаторов» и коммуникаторов. Первый тип — это дети, которые с упоением рисуют. Их занимает качество рисунка. Они интересуются формой, строением предметов, тщательно прорисовывают детали, элементы. Второй тип — это дети для которых важен не сам рисунок. Он лишь часть сюжета, игры, которые развертываются в его воображении. Таких детей не интересует качество работы, они дополняют рисунок речью, детским содержанием. Конечные результаты — рисунок — у них будет разным. Дети у которых рисунок — сама цель, обязательно добьются лучшего результата. Зато те, для которых рисование игра или опора для развертывания сюжета, по мнению доктора психологических наук Л. Ф. Обуховой «отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений». Американские ученые В. Ловенфилл и В. Лонберт-Бриттен считают проявление у ребенка самоидентификации в творческой работе боле значимым, чем качество самого рисунка. Зная два выделенных типа рисовальщиков, известный детский психолог Л. Ф. Обухова предлагает различные подходы к руководству рисованием этих детей: «Зная, эти особенности развития изобразительной деятельности, взрослый может целенаправленно руководить и творческими проявлениями детей. Одних он может направлять на плоскость рисунка и показывать другим, как изображение связано с игрой, сказкой, драматизацией». А это уже иной подход к обучению в рисовании. Во-первых, это личностно ориентированное общение с ребенком. Во-вторых, представляется возможность изменить содержание обучения, перейти к воспитанию личностного способа отношения ребенка к своей деятельности, учить детей тому, в чем ребенок нуждается сейчас.

Таким образом, обучение должно быть построено на детском содержании (интересным, эмоционально значимым для каждого ребенка); фронтальные подходы должны сочетаться с большой индивидуальной работой педагога; руководство детской деятельностью должно быть основано на взаимосотрудничестве (понимании признания детей и задач самого ребенка, способности стать на его позицию и вместе с ним добиться нужного результата).

Методологически важным в связи с этим является то, что в процессе взаимодействия с педагогом ребёнок должен располагать необходимыми степенями свободы как в проявлении уже имеющихся у него духовно-практических оснований, так ив постижении новых возможностей развития.

Образовательный процесс в таком понимании служит всеобщей формой не только развития, но и саморазвития личности, смысл и значение которого состоят не в ускорении развития, а в его обогащении, в максимальном использовании всех возможностей детства.

Одним из моментом важным для развития творческих способностей детей является интеграция видов изобразительной деятельности, что дает возможность находить свои варианты и способы изображения. Взаимосвязь видов изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования) — один из путей реализации интегрированного подхода к художественному воспитанию, условия обеспечивающие сочетание занятий разного вида. Интеграция видов творчества тесно связана с игрой. Игра является основой деятельности дошкольника и именно она дает возможность сочетать на занятиях виды изобразительной деятельности, например, интеграция рисования с аппликацией (вырезать силуэт рыбки, разрисовать его, украсить вырезанными разноцветными чешуйками — кружочками и представить, что рыбка ожила), обилие изобразительных материалов на одном занятии дает возможность создать «живой» образ. Опыт показывает, что одно из важных условий успешного развития детского художественного творчества — разнообразность и вариативность проведения с детьми работы по изобразительной деятельности. Основными показателями, подтверждающими полезность и значимость является результаты проводимой диагностики по выявлению творческих способностей детей и конечно результаты различных конкурсов.

 

Литература:

 

  1.                Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, 2006 г.
  2.                Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества- М.: Т. Г. Казакова Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006 г.
  3.                Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». М.: Мнемозина, 1995 г.
  4.                Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. Учеб.заведений/ Под ред. Н. С. Лейтеса, 2-е изд., перераб. И доп. М.: ACADEMIA, 2000 г.
  5.                Лыкова И. А. Планета детства на орбите ФГТ. Образовательная область «Художественное творчество», М.: Цветной мир, 2011 г.
  6.                Дошкольное воспитание № 9, 2014 г.
  7.                Дошкольное воспитание № 5, 2007 г.
  8.                Дошкольное воспитание № 3, 2013 г.
  9.                Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов