Библиографическое описание:

Зимукова Т. И., Купцова А. В., Пименова З. Н., Четкасова А. В., Елауркина С. Ю. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с общим недоразвитием речи // Образование и воспитание. — 2015. — №4. — С. 45-48.

 

В настоящее время в обществе вызывает к себе интерес проблема взаимосвязи разума и чувств, эмоционального и рационального в человеке. В этой связи очень актуальной становится проблема формирования эмоционального интеллекта, особенно у детей дошкольного возраста, т. к. именно дошкольный возраст является базовым в формировании подавляющего большинства эмоций.

Эмоциональный интеллект — это способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Сформированный на достаточном уровне эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в жизни ребенка и его дальнейшей карьере как профессионала и члена общества. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявился и сработал, мы должны его развивать, помочь ребенку адаптироваться в современном непростом обществе. [4] Сократовский наказ «познай самого себя» подразумевает краеугольный камень эмоционального интеллекта: отвечает на вопрос как осознать, распознать и справиться с возникшими отрицательными эмоциями; сохранить понимание происходящего даже посреди бушующего моря эмоций — как своих, так и эмоций других людей («пойми себя, и ты поймешь другого»). [2,с.9]

Особое значение формирование эмоционального интеллекта имеет для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для детей этой категории характерны следующие общие особенности: недостаточность словарного запаса; аграмматичное построение фразы; недостатки в выражении эмоционально-смыслового высказывания; проявления гипомимии, проявляющиеся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний. Дети с ОНР испытывают трудности в употреблении синонимов и антонимов; конкретные слова-определения заменяют более широкими и общеупотребительными словами (веселая, добрая, ласковая — «хорошая»); могут заменять названия признаков названиями действий и наоборот (испуганная — испугалась). [3]

Дети с речевыми нарушениями пользуются в основном общеизвестными, наиболее распространенными словами и выражениями. Эмоционально-экспрессивная лексика используется ими достаточно выборочно и фрагментарно, они с трудом дифференцируют и описывают эмоциональные состояния, как свои, как и эмоциональные состояния героев литературных произведений, картин. Детям с речевыми нарушениями трудно не только мимическими средствами передать страх, удивление, гнев, нои эмоционально адекватновыразить свое высказывание. Их речь интонационно монотонная и лексически не выразительная. [1]

Связная речь у детей с ОНР также развита недостаточно. Они с трудом составляют рассказ об игрушке, предмете, из личногоопыта. Их рассказы отличаются непоследовательностью, неточностью, зачастую просто перечисляя события или действия. Эмоциональное оценивание действий, поступков героевв рассказах детей минимизированы иливовсе отсутствуют. Между тем, вербализация чувственных эмоциональных состояний призвана помогать детям осуществлять межличностное общение, служить средством коммуникации. [5]

Работа по формированию основ эмоциональногоинтеллекта у дошкольников с ОНР начинается с актуализацииих лексического запаса. Вербализация основных эмоциональных состояний в сочетании с работой по развитию просодической стороны речи у детей создает базовую основу для дальнейшей работы по развитию грамматики, связной речи, а в целом формирует у них коммуникативно-речевую компетентность. Эта работа включает в себя несколько этапов:

        уточнение и формирование эмоциональной лексики — работа по словообразованию и словоизменению (образование слов с уменьшительно-ласкательным значением и значением увеличения; образование синонимови антонимов; превосходной степени прилагательных и т.д.);

        включение изученных слов в словосочетания и предложения;

        развитие паралингвистических средств общения — эмоциональная идентификация, изучение и уточнение эмоциональных состояний, умение их передавать, развитие эмпатийности, способности понимать свои чувства и чувства других людей;

        формирование интонационной стороны речи;

        развитие связной монологической и, особенно, диалогической форм речи.

Системная работа, направленная на преодоление «обесчувствования» дошкольников, способствует формированию иобогащению у них чувственной сферы, делает ребенка отзывчивым к чувствам других. Вербализация эмоций тесно связана с восприятием ипониманием эмоциональных сигналов — и собственных, иокружающих. [1] Таким образом, расширение словаря эмоций идет как через усвоение языковых знаков эмоций, так и путем осознания собственного эмоциональногоопыта. В процессе коррекционно-развивающей деятельности происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются еговзгляды на мир иотношения с окружающими. Возрастает потребность сознавать и контролировать свои эмоции, чтов конечном итоге ведет к становлению эмоциональной сферы, формированию эмоциональных новообразований (от комплекса оживления как зачатка основы эмоциональной регуляции до произвольной, осмысленной коррекции эмоционального поведения) и представляет собой, к началу младшего школьноговозраста, процесс развития основных элементов эмоциональногоинтеллекта.

Непосредственнообразовательная деятельность дошкольников 6–7 лет с ОНР по формированию основ эмоциональногоинтеллекта. «Что подарить другу?»

Интеграция образовательных областей: «социализация», «познание», «коммуникация», «художественное творчество».

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная.

Цель: развивать у детей старшего дошкольноговозраста коммуникативно-речевые умения и навыки.

Задачи:

        воспитывать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания, желание помочь и порадовать своего знакомогоили близкого человека.

        развивать речевые умения и навыки, мышление, интонационную сторону речи, речевой слух, эмоциональную сферу, познавательный интерес; чувство толерантности, воображение.

        расширять и уточнять знания детей о хлебо-булочных изделиях, предметах русского народного промысла, в том числе русской народной игрушке; формировать умения и навыки грамматически верного оформления своего высказывания.

Организация среды для проведения НОД: презентация РР, картинки с изображением посуды с народной росписью, хлебо-булочных изделий, овощей и фруктов, игрушек, кукла-Петрушка, колпачок петрушки.

  1. Организационный момент. Мотивация.

Л. Здравствуйте, дорогие, милые,ребята, давайте поприветствуем друг друга, скажем друг другу д­обрые, приятные слова.

Д. —- Витя, я люблю с тобой вместе играть.

— Катя, я рада, что ты моя подруга.

— Антон, мне нравится вместе с тобой ходить на прогулку. И т. д.

  1. Целеполагание (совместная деятельность логопеда и детей)

Л. — Молодцы, ребята, я вижу, чтовы можете порадовать, сказать что-то приятное своим друзьям. Я хочу вам рассказать о своем друге — это мой знакомый мальчик Сокиру. (Слайд 2). Он живет в Японии. Это очень далеко. Посмотрите на экран, здесь карта. (Слайд 3). Вот наш посёлок, а вот Япония. Если бы мы с вами летели туда на самолете, то нам пришлось бы лететь целый день. У Сокиру скоро день рождения. Мне хотелось бы его порадовать. А как вы думаете, как или чем можно порадовать человека, который находи­тся от нас очень далеко, например, в другом городе или даже в другой стране?

Дети высказывают предположения:

(Ему можно позвонить по телефону и поздравить, послать письмо или открытку, посылку с подарком)

Л. — Правильно, ребята. Давайте пошлем ему посылку, а в посылку положим подарок. Но мне х­о­телось бы, чтобы это был необычный подарок. Вы поможете мне его выбрать? (Да!)

Л. — А где можно выбрать, приобрести подарок? (Сделать самому, купить в магазине)

Л. — Да, а еще на ярмарке. Кто из вас знает, что такое ярмарка?

Д. — Это большой базар, который проводится осенью, когда убран урожай и люди продают излишки урожая и покупают себе товары ремесленниковы и подарки.

Л. –И мы отправимся на ярмарку.

Основная часть.

1. Л. — Сколько здесь разных т­оваров! Посмотрите, вот первый лоток. Здесь продают овощи и фрукты. Может мне приобрести что-то из овощей или фруктов? Каждый из вас сейчас станет продав­цом на нашей ярмарке. Прорекламируйте самые лучшие свойства или качества вашего товара так, чтобы мне захотелось его купить. (Слайд 4).


Д.— Купите огромнейший арбуз!

— Купите сочнейший апельсин!

— Купите вкуснейшую морковь.

— Купите ароматнейший ананас!

— Купите сладчайшее яблоко!

— Купите кислейший лимон!

— Купите краснейший помидор!

Л. — Спасибо, ребята, как вы думаете, можно овощи или фрукты положить в посылку? Почему?

2. Л. –Перейдем к следующему лотку. Чтовы здесь видите? (дети перечисляют).

— Как это все можно назвать одним словом? (Хлебо-булочные изделия.) (Слайды 5–10).

Л. — Сравним эти хлебо-булочные изделия по их свойствам (проводится игра с мячом: л­огопед бросает детям мяч и называет свойство, ребенок возвращает мяч и договаривает предложение):

Хлеб мягкий, а булочка еще…

Батон ароматный, а каравай еще…

Ватрушка сладкая, а пирожные еще…

Печенье вкусное, а торт еще…

Пирог аппетитный, а пицца еще…

Пирожки мягкие, а блины еще…


Л. — Ребята, скаж­ите, а м­ожно что-то из хлебо-булочных изделий послать в посылке? Почему? (Дет­и  высказывают свое мнение). Ну что ж, тогда переходим к следующему пр илавку.

3. Л. — Посмотрите, ребята, сколько здесь красивой посуды. Это посуда непростая, необычная, она украшена русской народной росписью. Назовите русские народные промыслы, которые занимаются росписью посуды. Вот этот красивый металлический поднос украшен какой росписью? (Слайд 11.).(Жостовской)

Л. — А это нарядная, вся золотая посуда. Это что за роспись?(Хохлома, хохломская.)

Л. — А это тоже деревянная посуда. Но роспись уже другая, на некрашеном дереве. Это что за роспись?(Городецкая.)

Л. — Посуда очень нарядная, как будто украшена морозными бело-голубыми узорами. Это…(Гжель.)

Л. — Ребята, мне очень нравится вся посуда. А вам? Назовите посуду, которая нам нравится ласково (проводится игра с мячом).

Д. — Черный поднос — черненький подносик.

— Пузатый чайн­ик — пузатенький чайничек.

— Круглая миска — кругленькая мисочка.

— Маленькая ложка — Малюсенькая ложечка.

— Белое блюдце — беленькое блюдечко.

— Красивая доска — красивенькая дощечка.

— Веселая солонка — веселенькая солоночка.

Л. — Молодцы, ребята! Конечно, какая-нибудь посуда с русской народной росписью подошла бы нашему Сокиру в подарок, но посуду чаще дарят взрослым, может быть для маленького мальчика нам поискать на ярмарке что-то другое? Посмотрим, может где-нибудь есть лоток с игрушками?

4. Физминутка.

Логопед вместе с детьми идет передвигается по группе. Навстречу им выходит Петрушка.

Петрушка. — Привет, ребята, вы меня узнали? Я веселая игрушка, а зовут меня…

Л. — Петрушка, может ты нам поможешь? Покажи нам, где на ярмарке продают игрушки.

П. — Хорошо. Но сначала поиграйте со мной в мою любимую игру. Я сам веселый, озорной и люблю, когда меня окружают веселые люди. Сейчас я буду вас превращать в Петрушек. А вы не скучайте, меня удивляйте и сами удивляйтесь.

Петрушка по очереди надевает на детей колпачок с бубенчикамии говорит слова, выделяя интонационно одноиз слов. Дети удивляются иинтонационно выделяют это же слово.

П. — ТЫ теперь Петрушка, веселая игрушка!

Р. — Я теперь Петрушка, веселая игрушка? Я теперь Петрушка, веселая игрушка!

П. — Ты ТЕПЕРЬ Петрушка, веселая игрушка!

Р. — Я ТЕПЕРЬ Петрушка, веселая игрушка? Я ТЕПЕРЬ Петрушка, веселая игрушка!

П. — Ты теперь ПЕТРУШКА, веселая игрушка.

Р. — Я теперь ПЕТРУШКА, веселая игрушка? Я теперь ПЕТРУШКА, веселая игрушка! И т. д.

5. Л. — Спас­ибо, Петрушка, ребятам очень понравилась твоя игра. Проводи нас туда, где продаются игрушки.

П. — А что вы ищите на нашей ярмарке?

Дети объясняют, что им нужен подарок на день рождения для японского мальчика. Только это должен быть необычный подарок.

П. — А я знаю, что вам нужно. Я вам помогу, но сначала решите мои задачи.

Л. — Ребята, согласны решить задачи Петрушки? Садитесь за столы и слушаем.

1 задача — из игрушек, представленных на прилавке, выберите только те, в названии которых 1-й звук твердый. (Слайд 13.) (нужные картинки увеличиваются, ненужные исчезают).(шар, машинка, матрешка, кукла, паровозик, пазлы, лошадка, кубики)

2 задача — выберите слова, в названии которых столько же слогов, скольков слове «игрушки» (Слайд 14.)(нужные картинки увеличиваются, ненужные исчезают).

3 задача — выберите слова, в которых ударный слог — второй, (которые подходят к предложенной схеме). (Слайд 15.) (нужные картинки увеличиваются)

4 задача — выберите слово, к которому составлена схема: (Слайд 16.) нужные картинки увеличиваются, ненужные исчезают).

Подведение итогов.

П. — А вот и подарок, который мы с ­ вами выбрали для Сокиру. (Слайд 17). Но это не случайный выбор. У этой русской игрушки японские корни — когда-то давно русские купцы привезли из Японии фигурку добродушного и веселого старичка — мудреца Фукуруму. Эта игрушка так понравилась русским мастерам, что они сделали похожую игрушку и дали ей русское имя — Матрена. К тому же Матрешка интересна тем, что в ней прячется еще несколько куколок поменьше. А значит, Акиро сможет поделиться ими со своими друзьямии, ему не придется играть в одиночестве.

Л. — Спасибо, Петрушка, тебе за помощь. Ребята, помогите мне положить матрешку в посылочный ящик и когда мы с вами пойдем на прогулку, то дойдем до почты и отправим нашу посылку. А нам с вами пора возвращаться с ярмарки в детский сад.

 

Литература:

 

  1. Афанасенко Н.В, Васильева А. А. Проект «Волшебный мир общения» [Электронный ресурс] — Режим доступа http://festival.1september.ru (artiles/533747)
  2. Ашмерова, И. В. Роль предметно-развивающей среды в формировании эмоционального интеллекта дошкольников./ /Материалы XLI научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и сотрудников СахГУ: сборник научных статей/ отв.ред. А. А. Восилевский. — Южно-Сахалинск: издательство СахГУ, 2012. — с.8–12.
  3. Козлова Е. В., Ворстер А. В. Социально-эмоциональное развитие старших дошкольников./ Мир науки. Культуры. Образования. // Международный научный журнал. — 2009.-№ 7(19–2).- с.178–181.
  4. Нгуен, М. А. Развитие эмоциональногоинтеллекта у ребенка в семье: [Электронный ресурс] — Режим доступа http://zr-vrn.ru/?p=109
  5. Обогащение эмоциональной лексики у детей с ОНР старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] — Режим доступа http://otherreferats.allbest.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов