Педагогика Марии Монтессори в музыкальном развитии детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.

Дата публикации: 20.09.2015

Статья просмотрена: 4836 раз

Библиографическое описание:

Федоровская, О. Н. Педагогика Марии Монтессори в музыкальном развитии детей дошкольного возраста / О. Н. Федоровская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 4 (4). — С. 35-39. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/13/279/ (дата обращения: 29.03.2024).

 

Методическая система Марии Монтессори (1870–1952) подразумевает массовое дошкольное музыкальное воспитание, основанное на сенситивных периодах развития ребенка. Процесс музыкального воспитания дошкольника делится на три этапа: первый — развитие внимания к звукам, окружающим ребенка; второй выявление и закрепление ритмического восприятия музыки; третий формирование мелодического и гармонического слуха.

Ключевые слова: М. Монтессори, сенситивные периоды развития, самообучающие материалы, сенсорная культура, музыкальное развитие.

 

Methodical system of Maria Montessori (1870–1952) involves massive preschool music education, based on the sensitive periods of child development. The process of Music for Children is divided into three stages: the first — the development of attention to the sounds around the child; second — identifying and fixing rhythmic music perception; third — the formation of melodic and harmonic hearing.

Keywords: Montessori, sensitive periods of development, self-learning materials, sensory culture, musical development.

 

Введение

Для современной педагогической науки характерна тенденция к разработке новейших технологий обучения и воспитания на основе изучения и использования классического наследия выдающихся педагогов. В этом направлении неоценимую услугу может предоставить педагогический опыт известного ученого М. Монтессори.

Растущий интерес к научным идеям и распространение опыта М. Монтессори в образовательной области способствовали изучению ее методической системы. Исследованием педагогического наследия М. Монтессори занималось значительное количество как отечественных, так и зарубежных ученых.

Различные аспекты воспитательной системы известного итальянского педагога, психолога, философа, врача М. Монтессори, ее педагогическая деятельность анализируется в широком спектре научных публикаций отечественных ученых, педагогов и психологов (Т.Афанасьева, М.Богуславский, С.Володин, Д.Сороков, М.Сорокова, С.Сумнительная, К.Сумнительный, М.Якимова) и представителей зарубежной научной школы (Г.Кольберг-Шредер, Р.Крамер, П.Лилард, Е.Стендинг, Д.Фишер, Е.Хейнсток, Т.Хелбруг).

Педагогические идеи М. Монтессори во всем мире то вызвали заинтересованность, то критиковались, но они, без сомнения, значительно повлияли на современное зарубежное и отечественное образование.

Целью статьи является анализ особенностей использования педагогических идей М.Монтессори в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.

Основная часть

Мария Монтессори (1870–1952) — итальянский педагог и врач, первая в Италии женщина-ученый, которая реализовала идеи раннего развития и свободного воспитания, создала собственную педагогическую систему. Ее гуманистические взгляды на обучение и воспитание детей зародились в начале XX века, а в конце его уже были известны во всем мире. Вместе с другими педагогами XIX-ХХ вв., Э. Кей, Г. Шаррельман, М. Монтессори является ярким представителем «свободного воспитания». Педагоги выдвигали идею самообучения и самовоспитания, подчеркивая, что детям нужно предоставить возможность спокойно и постепенно воспитываться. В основе обучения и воспитания должны быть интересы ребенка, самостоятельность, что способствует развитию его творческих сил. Ведущая роль в обучении отводилась получению детьми собственного опыта.

Опираясь на идеи разных педагогов, которые пропагандировали свободное воспитание, М. Монтессори продолжала развивать их дальше. Эти идеи в значительной степени повлияли на развитие ее собственной педагогической теории и практики, способствовали борьбе против муштры и догматизма в обучении.

Ребенок является активным существом и по своей природе способен к развитию и обучению, считала М. Монтессори. Для того, чтобы это развитие происходило, следует создать окружение для самовоспитания. Педагог изучала сущность ребенка, а школа, по ее мнению, должна быть лабораторией, в которой изучается психическая деятельность детей [7].

По М. Монтессори процесс конструирования знаний можно наблюдать во всех сферах развития ребенка. Он обусловливается желанием к истинному познанию. По этому поводу итальянский педагог утверждала: «Познание создает в ребенке сложную систему идей, построенную самим ребенком в течение целого ряда сложных психических процессов. Познание является внутренним формированием ребенка и свидетельствует о его психическом росте» [8].

М. Монтессори отказалась видеть сущность воспитания в формовочном воздействии на ребенка, противопоставив ему проблему организации среды, которая наиболее соответствовала бы детским потребностям, способностям и интересам.

Основной идеей свободного воспитания, по М. Монтессори, является «самострой» личности ребенка на основе выявления законов ее развития. Это позволило педагогу создать собственную систему воспитания и обучения, которая бы давала возможность работать индивидуально с каждым ребенком, наблюдать, изучать его. Для достижения поставленной цели педагог разработала специальные дидактические материалы, что помогали детям самостоятельно развиваться, воспитываться, учиться.

Большим новаторством системы педагога стало определение ею сенситивных периодов как периодов наибольшей чувствительности ребенка к возникновению определенных способностей, умений, способов поведения и характеризующихся универсальностью (т. е. возникающих у всех детей независимо от расы, национальности, социального происхождения, культурных различий и т. д.) и индивидуальностью (время возникновения, длительность и динамика протекания колеблются у разных детей).

Важно, что большинство функций начинают формироваться с самого рождения и в раннем возрасте: развитие речи (0–6 лет), сенсорное развитие (0–5,5 лет), восприятие маленьких предметов (1,5–2,5 года), движений и действий (1–4 года) и др., а потому нуждаются в интенсивной стимуляции [5].

В развитии ребенка Монтессори выделила три возрастных периода (периодизация основывается на исследованиях биологов (А.Гезелл) и психологов (В. Штерн, Ш.Бюлер, Е.Джонс). Период раннего возраста относится к первой фазе (0–6 лет) и отмечается ориентацией малыша на формирование чувственного образа окружающего мира, а поэтому задача развития ребенка («духовного эмбриона» по Монтессори) заключается в создании эмоционально окрашенной картины мира.

До 3-х лет «всасывающий» ум малыша впитывает способы эмоционального реагирования взрослых на события и отображает их в реакциях, а потому наиболее благоприятной средой, соответствующей детскому развитию в этот период, является родительское окружение и дом.

Уже около 3-х лет у ребенка («строителя самого себя») начинается максимальное развитие всех сфер, чему способствуют обогащенная среда, материалы для развития и методы содействия. «Подготовленная среда» дает возможность каждому ребенку развиваться в индивидуальном темпе, отвечает потребностям возрастного периода и содержит разнообразие предметов, которые побуждают детей их исследовать.

Одним из требований педагога является эстетическое убранство помещения для занятий: светлые стены приятных цветов, художественность вещей, посуды, мебели — «Красота здесь не в украшениях и роскоши, а в гармонии линий и цветов, в простоте»... [4].

Интересны попытки Монтессори возродить в садах старинные народные искусства, а в мебели и пособиях — форму и цвет старинных предметов, рисунки тканей, характерных декоративных мотивов, — все это должно воспитывать ребенка через приобщение к культурному наследию его народа [2].

Учитывая особенности психического и физического развития детей, педагог разработала систему воспитания, в которой большое внимание предоставила сенсомоторному развитию, поскольку оно является основой для развития мышления; ввела понятие «сенсорная культура». По мнению педагога, восприятие с помощью органов чувств составляет основу умственной, а со временем — и нравственной жизни, а также является необходимым условием раннего развития ребенка. Она писала: «Воспитание чувств может быть фундаментом, на котором ребенок сможет построить ясный и сильный дух» [6].

Главная задача педагога — предоставление ребенку средств для саморазвития, которыми у Монтессори являются автодидактические или самообучающие материалы — ими орудует ребенок сначала по примеру педагога, а потом — самостоятельно, выполняя разнообразные действия. Каждая часть материалов имеет свою направленность — обучение письму, развитию чувств и др. Отдельная группа предназначена для сенсорного развития — формирования представлений о свойствах предметов окружающего мира (форме, цвете, размере, положении в пространстве, вкусе, запахе, звуках). Процесс различения, группирования и определения внешних признаков предметов, на основе установленного умом порядка, формирует мышление и вместе с этим определенную степень культуры [2].

Развитие ребенка происходит в индивидуальной работе, что предусматривает: самостоятельный выбор ребенком учебного объекта из дидактического материала; возможность работать самостоятельно, в паре, небольшой группе или с педагогом; самостоятельное определение продолжительности занятия с объектом; возможность свободного передвижения в комнате, за ее пределами, обучение или наблюдение за детьми в разных комнатах благодаря правилу «открытых дверей» [1].

Музыкальное развитие ребенка в рамках системы имеет ступенчатый характер [2]. Первый опыт общения с музыкой приобретается в подготовительных упражнениях — на «слушание тишины», воспроизведении шумов и звуков, манипуляций с шумовыми коробочками.

Воспитывать чувство слуха педагог предлагала в «абсолютной тишине». Для этого необходимо, по мнению М. Монтессори, проводить уроки тишины, в ходе которых «душа ребенка приобретает свою собственную награду и духовное наслаждение» [2]. Для этого упражнения не использовалось никакого особенного материала.

В ходе «упражнений в тишине» воспитатель предлагает ребенку удобно сесть и не двигаться. Он говорит примерно следующее: «Все мы абсолютно безмолвны; рот закрыт; мы не двигаемся; руки остаются в покое». Воспитатель ждет, пока все, в том числе и он сам, расслабятся. Предпосылка состоит в том, что ребенок, приобретая в других упражнениях навыки, полезные для повседневной жизни, уже отчасти научился владеть собой. Через несколько минут учитель зовет к себе детей по одному, называя каждого ребенка по имени тихим голосом. Ребенок встает и как можно тише идет к учителю. Далее в тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя. Педагог заметила, что дети становятся более послушными, нежными, доброжелательными.

Для распознания звуков М. Монтессори использовала серию свистков Пиццоли; музыкальные инструменты: металлофон на две октавы с молоточком, набор колокольчиков, барабан, фортепиано. Для распознавания оттенков шума — шумовые коробочки, наполненные более или менее мелким сыпучим веществом (от песка до гальки и камней разных размеров), можно использовать рис, манную крупу, мелкую фасоль, кусочки древесины. Когда воспитатель трясет коробочку, ребенок прислушивается к шуму. Затем он должна подобрать другую коробочку с таким же шумом.

Работа продолжается, пока все коробочки не будут составлены попарно. Такие упражнения развивают восприятие и дифференциацию различных шумов, а также способствуют развитию мелкой моторики, слуховой памяти и готовят ребенка к восприятию музыки.

Ритмическое чувство формируется маршировкой под музыку различных темпов, громкости, в выполнении простых движений — ходьбы, бега, к которым добавляются более сложные элементы рук, ног, корпуса, танцевальные движения. В книге «Мой метод» выдающийся педагог писала: «Музыкальное воспитание требует осторожного методического подхода. Ребенка нужно захватить, очаровать любым способом» [3].

С 3-х лет развивают мелодический и гармонический слух с использованием специальных колокольчиков. Колокольчики Марии Монтессори — это сенсорный материал, который естественным путем раскрывает музыкальный слух ребенка, заложенный природой в каждом человеке независимо от того, назначено ему быть музыкантом или нет. Колокольчики притягивают внимание малышей.

В дальнейшем в упражнениях дети учатся различать музыкальные звуки, знакомятся со звукорядом, читают ноты с помощью специальных нотных досок. Кроме колокольчиков используются еще и барабан и упрощенные лира и арфа, игра на которых вместе с пением педагога поможет «вступить в общение...с душой ребенка» [2], при этом следует соотносить ритмическую сложность песен с возрастными возможностями — поскольку песню должны подхватывать дети. Использование духовых инструментов — труб, по мнению Монтессори, вызывает непосредственные ритмичные мускульные движения и приближает детей к простым танцевальным движениям.

По высказанной Монтессори негативной позиции об игре педагога на фортепиано во время обучения, заметим, что Монтессори делает акцент на отсутствии при этом контакта с воспитанниками, общения на уровне глаз [2], что успешно преодолевается в современных условиях музыкального воспитания, когда педагог в процессе игры принимает полуобращенную к детям позу и находится в кругу общения с ними.

Монтессори считала, что познавательному интересу к музыке будет способствовать ознакомление детей с внутренним механизмом специального миниатюрного пианино, которое используется также и для самостоятельного практикования ребенка (придумать последовательность звуков, сыграть, спеть ее).

Выводы

По мнению М. Монтессори, каждый ребенок, с его возможностями, потребностями, системой отношений, проходит свой индивидуальный путь развития. Поэтому воспитание должно опираться на данные наблюдений за конкретным ребенком и законы естественного развития.

Как психолог, Монтессори разработала возрастную периодизацию развития ребенка, ввела в научный оборот и дала определение понятиям: «абсорбирующий разум», «сензитивные периоды», «поляризация внимания», «нормализация»; считала, что эти процессы в развитии ребенка необходимо учитывать в воспитании. Важное значение она придавала активизации деятельности ребенка, указывала на роль труда, в ходе которого происходит развитие внимания и волевых процессов.

Педагог замечала, что ребенок неосознанно «впитывает в себя» то, что необходимо для формирования его личности: язык, движения, поведение, отношения между людьми, культуру. Этот процесс она назвала «абсорбирующим разумом».

Самостоятельная и свободная деятельность невозможна без умения сосредотачиваться длительное время в процессе выполнения любой деятельности. Ребенок должен внимательно наблюдать за педагогом, когда он представляет материал, внимательно слушать его объяснения. Этот процесс М. Монтессори назвала «поляризацией внимания».

Васпектеэстетического развитияребенка дошкольного возраста, М. Монетссорипоследовательно придерживалась следующей позиции — уважительноеотношениек природеребенка, необходимость егосвободногоразвитияи раннегоначала обучения, приоритетчувственнойсферы, гармоничное развитиевсехсфер — познанияи творчества, разума, эмоций, характера, общественного воспитания.

В основе развитияребенкапоМонтессорилежитживотворнаясиласамого ребенка, доминируетсаморазвитиеребенка. М. Монтессориреализуетидеюцелостногоразвитияребенка, котороев сочетании с егочувственной, умственной, социальнойсферами способствуетэстетическому развитиюребенка.

 

Литература:

 

  1.                Дичковская И. Воспитание для жизни. Образовательная система М.Монтессори / И. Дичковская, Т. Пониманская; под ред. К. Е. Сумнительного; Моск. центр Монтессори. − М., 1996. –С. 16−18
  2.                Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики: Пер. с итал. С. Г. Займовского. — СПб: Гомель, 1993. — 336 с.
  3.                Монтессори М. Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет — М.: Центрполиграф, 2014–416 с.
  4.                Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе/ [М. Монтесорри; пер с итал.]. — М., 1993.−88с.
  5.                Сорокова М. Г. Мария Монтессори: Теория и практика/ М. Г. Сорокова. − М.: Академия, 2003. –384 с
  6.                Montessori M. Spontaneous Activity in Education. -New York: Schocken Books, 1965, — Vol. 2. — 200 p
  7.                Montessori M. The Secret of Childhood. — Adyar, India: Kalakshetra Co., 1936. — 110 p.
  8.                Montessori M. What You Should Know About Your Child. — Oxford, England: Clio press, Cop. 1989. — Vol.4. — 99 p
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, педагог, обучение, развитие, развитие ребенка, свободное воспитание, гармонический слух, дошкольный возраст, итальянский педагог, методическая система.

Ключевые слова

М. Монтессори, сенситивные периоды развития, самообучающие материалы, сенсорная культура, музыкальное развитие

Похожие статьи

Инновационный подход к развитию музыкальных способностей...

Музыкальные способности ребенка начинают формироваться еще в дошкольном возрасте и включают целый ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический и гармонический), чувство метроритма, музыкальную память (кратковременную и долговременную), воображение...

Особенности развития певческого аппарата детей дошкольного...

Занимаясь развитием певческого голоса у детей дошкольного возраста, важно знать особенности его развития в разные периоды жизни дошкольника. Ранний возраст: 2–3 года.

Интонационные упражнения в развитии слуховых навыков...

Задача педагога — так направить слуховое развитие учеников, чтобы их багаж

Незванов Б. Некоторые вопросы воспитания гармонического слуха.

Пение — основной вид музыкальной деятельности детей. В пении успешно формируется весь комплекс.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Котышева Е. Н. Музыкальная терапия для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. — Психологическая газета, 2008. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

А зря: музыкальное воспитание детей — важный элемент их гармоничного развития.

Это обычные ученики, которые без энтузиазма посещали музыкальную школу, а педагоги держали таких детей ради дополнительной нагрузки.

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного...

Упущенное в дошкольном возрасте невосполнимо. Одной из важнейших задач всестороннего развития ребенка-дошкольника является воспитание музыкальной культуры, основы которой формируются уже в детстве.

Особенности воспитания детей раннего возраста

Рубрика: Педагогика детей раннего возраста. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Психологи и педагоги отмечают высокую пластичность нервной системы ребенка и, в связи с этим, — легкую обучаемость.

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития музыкальных способностей детей. Современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста подразумевает полноценное и всестороннее развитие творческой личности ребенка.

Методическая рекомендация педагогическим работникам...

Музыка рассматривается как средство развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Анализируется влияние музыкального искусства на эмоции и интеллект ребенка. большое влияние уделяется музыкальной отзывчивости дошкольников и...

Похожие статьи

Инновационный подход к развитию музыкальных способностей...

Музыкальные способности ребенка начинают формироваться еще в дошкольном возрасте и включают целый ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический и гармонический), чувство метроритма, музыкальную память (кратковременную и долговременную), воображение...

Особенности развития певческого аппарата детей дошкольного...

Занимаясь развитием певческого голоса у детей дошкольного возраста, важно знать особенности его развития в разные периоды жизни дошкольника. Ранний возраст: 2–3 года.

Интонационные упражнения в развитии слуховых навыков...

Задача педагога — так направить слуховое развитие учеников, чтобы их багаж

Незванов Б. Некоторые вопросы воспитания гармонического слуха.

Пение — основной вид музыкальной деятельности детей. В пении успешно формируется весь комплекс.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Котышева Е. Н. Музыкальная терапия для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. — Психологическая газета, 2008. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

А зря: музыкальное воспитание детей — важный элемент их гармоничного развития.

Это обычные ученики, которые без энтузиазма посещали музыкальную школу, а педагоги держали таких детей ради дополнительной нагрузки.

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного...

Упущенное в дошкольном возрасте невосполнимо. Одной из важнейших задач всестороннего развития ребенка-дошкольника является воспитание музыкальной культуры, основы которой формируются уже в детстве.

Особенности воспитания детей раннего возраста

Рубрика: Педагогика детей раннего возраста. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Психологи и педагоги отмечают высокую пластичность нервной системы ребенка и, в связи с этим, — легкую обучаемость.

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития музыкальных способностей детей. Современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста подразумевает полноценное и всестороннее развитие творческой личности ребенка.

Методическая рекомендация педагогическим работникам...

Музыка рассматривается как средство развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Анализируется влияние музыкального искусства на эмоции и интеллект ребенка. большое влияние уделяется музыкальной отзывчивости дошкольников и...

Задать вопрос