Авторы: Яланская Лилия Александровна, Тарабрина Ирина Викторовна

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.

Библиографическое описание:

Яланская Л. А., Тарабрина И. В. Особенности обучения технике дзюдо на начальном этапе в процессе становления спортивного мастерства на базе ДЮСШ УФКС г.Севастополя // Образование и воспитание. — 2015. — №4. — С. 10-14.

 

В данной статье рассмотрены основные задачи и приемы тактической подготовки в учебно-тренировочном процессе дзюдоистов на базе ДЮСШ УФКС г. Севастополя, рассмотрена специальная тактическая подготовка борца дзюдоиста, техническое мастерство спортсмена-борца по борьбе дзюдо, новшества при обучении техническим действиям.

Ключевые слова: техника дзюдо, начальный этап, спортивное мастерство, тактическая подготовка, учебно-тренировочный процесс

 

Тактической подготовке дзюдоиста необходимо уделять много времени, тк тактическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Специальная тактическая подготовка дзюдоистка в ДЮСШ УФКС г.Севастополя направлена на освоение и совершенствование техники избранного вида спорта, в нашем случае — дзюдо. Этому способствует перенос тактических умений и навыков, приобретаемых в результате освоения тактики смежных видов спорта (дзюдо и самбо, элементы из вольной и греко-римской борьбы), в чем и состоит основной прикладной смысл общей тактической подготовки спортсмена-дзюдоиста, например, в борьбе используются элементы тактики других видов борьбы. Одновременно общая тактическая подготовка дзюдоиста содействует воспитанию тактического мышления, координационных и других важных в спорте способностях. [9]

В каждом большом цикле тренировки (типа годичного и полугодичного), тактическая подготовка дзюдоиста строится на логике перехода от элементов к целому, т. е. от фрагментов избранной тактики состязания к ее целостным формам. Основными средствами ее практического освоения служат подготовительные и соревновательные упражнения, моделирующие в начале отчасти, а затем возможно и полно намеченную тактику состязания. [1,6,8] Например, на этапах, непосредственно предшествующих в данном цикле соревнованиям, тактическая подготовка дзюдоиста органически сливается с технической, физической и специальной технической подготовкой. Тактическая подготовка при этом служит ведущим, объединяющим началом, совместный эффект всех разделов подготовки спортсмена-дзюдоиста на подсоревновательном этапе выльется, образно говоря, в единую форму целостной тактики состязания. Все вышеперечисленное зависит от предшествующей физической, технической и психической подготовки. Исследование процесса подготовки борца в борьбе дзюдо занимает важное место в науке о спортивной борьбе, при этом при оценке действий борца-дзюдоиста во время соревновательных и тренировочных схваток отсутствуют количественные критерии.

Большое распространение в настоящее время получили различные системы записи технико-тактических действий спортсменов во время соревнований. Использование систем записи позволяет точно зафиксировать технические действия борца в схватке, в дальнейшем дает возможность проанализировать проведенный поединок. Технику дзюдо можно разделить на две основные группы: Наге-Ваза — техника броска; Катаме-Ваза — техника контроля в партере. [4] Техника броска в дзюдо всегда применяется в стойке (рис.1), когда противник сам теряет равновесие, или выводится из него. Бросок проводится определенным способом с помощью ноги, руки, туловища и т. п. и завершается сбиванием противника в партер. В эту группу входят также контратаки из двух и более бросков, а другая группа элементов техники — ведение борьбы в партере — является специфической частью техники, которая является предметом Катаме-вазе. Она делится на 4 подгруппы: удержания, захвата в ключ, болевые приемы, удушающие приемы. Удержание противника на спине лишает его возможности для контратаки. При удержании противника подобным способом в продолжении 25 секунд присуждается чистая победа — Иппон. В соревнованиях по борьбе дзюдо правилами разрешается захват блокирующий руки противника только в локтевом суставе. [3] Правильное выполнение удушающего приема (рукой или отворотом куртки), прием проводится до сдачи противника.

В каждой из этих групп, как и при броске, существует возможность для контратаки и для комбинаций, состоящих из различных элементов. Простая на вид техника дзюдо таит в себе много сложных элементов, без усвоения каждого из которых невозможно качественное освоение техники в целом (Рис.1). Наибольшее ударение при изучении техники падает на нарушение равновесия противника или, как принято называть это действие, Кудзуси. [1,5]

Рис. 1. Технико-тактическая подготовка дзюдоистов ДЮСШ УФСК г.Севастополя

 

Для овладения Кудзуси спортсмен должен обязательно соблюдать последовательность в прохождении его фаз: Кикай, Цкури, Каке, Кикай — выбор наиболее подходящего момента в действиях и стойке соперника, когда его удобнее всего вывести из равновесия. Принимая во внимание тот факт, что дзюдо является таким видом спорта, в котором все приемы проводятся с большой быстротой, становится ясно, что эта фаза по отношению к общему времени проведения приема длится сотые доли секунды.

Цкури — это непосредственная подготовка спортсмена к проведению атаки, проходящая в двух основных направлениях: приспособление при помощи соответствующих действий и движений для атаки; обработка, принуждение противника реагировать на предложенные ему действия. [6] Очень важно обращать внимание спортсмена-дзюдоиста на тот факт, что нельзя, выведя противника из равновесия давать ему возможность возвратиться в статистически стабильное положение, так как это означало бы, что все сделанное до момента вступления в контакт с противником, полностью разрушено. Учи-Коми — буквально означает «повторение». Эта форма обучения, главным образом, ценна при тренировке отдельных элементов техники дзюдо, без проведения бросков.

Проведение тренировки при изучении технических знаний, умений и навыков, создание двигательных навыков осуществляется в 3 этапа:

  1.    Овладение основами техники, т. е. приобретение правильных представлений о данном движении и запоминание общей схемы упражнения. Число повторений ограничено, так как целью является лишь знакомство с общей структурой движения. Очень важно не допускать на этом этапе ошибок при исполнении техники, так как она может быть усвоена неправильно.
  2.    Овладение движением. На этом этапе тренер должен следить за правильным и гладким его выполнением. Число повторений при учи-коми также не очень большое, потому что они предназначены для совершенствования и сохранения навыков изучаемого движения.
  3.    Укрепление и совершенствование навыков. На этом этапе движение выполняется уже правильно и гладко, а дополнительные элементы почти автоматизированы. Увеличивается объем повторений всего движения: перед занимающимися дзюдоистами стоит цель устранить ошибки и точно выполнять технику, из всего этого следует, что усвоение навыков состоит в целенаправленном и систематическом повторении изучаемых движений, а поскольку задача состоит в достижении успеха в наикратчайший срок, изучение каждого технического элемента дзюдоистом должно быть систематизировано.

Современный уровень развития спорта предъявляет повышенные требования к качеству подготовки спортсменов. [7] Тренерам ДЮСШ УФКС г.Севастополь по борьбе дзюдо нужны конкретные ответы на вопросы, например связанных с обучением, с чего начинать обучать борьбе дзюдо, как выглядит подготовка перед обучением технике. Чтобы правильно научить, необходимо в первую очередь знать, чему учить, как правильно, а как нет. Во многом формирование технического мастерства зависит от тех требований, которые предъявляются тренеру спортивными руководителями на местах. Тренер находится всегда в зависимости от результатов выступлений его воспитанников в соревнованиях. Он вынужден учить своего ученика побеждать, что можно добиться на начальном этапе и без технических действий.

Правильное освоение техники — это надежда на результат в будущем, а всем нужны сиюминутные результаты. Фундамент технико-тактической подготовки дзюдоиста на базе ДЮСШ УФКС г.Севастополя закладывается в юном возрасте.

Тренер, в процессе обучения должен помочь ученику сформировать свою индивидуальную техническую схему, уделяя тем, или иным приемам больше внимания и времени. Индивидуальная техническая схема — это владение таким количеством приемов, которое могло бы обеспечить победу в большинстве ситуаций.

Итогом учебно-тренировочного процесса на базе ДЮСШ УФКС г.Севастополя является участие спортсмена в соревнованиях. Соревнования выявляют уровень физической, технической, тактической подготовки и волевой готовности дзюдоиста.

В спортивной борьбе заметное место в соревнованиях не является безусловной характеристикой мастерства. На одних соревнованиях спортсмен может выступать отлично, — стать чемпионом или призером. [4] На других — проиграть в первой схватке и выбыть из дальнейшей борьбы за чемпионское звание. Это говорит о том, что спортсмен психологически еще не устойчив. В разговоре с ребятами выясняется, что один не настроился на схватку, другой недооценил своего соперника и наоборот, переоценил свои возможности. Поэтому в учебно-тренировочном занятии проведение совершенствования технических приемов желательно проводить близко к соревновательной практике.

После участия в соревнованиях следует обсудить на тренировке всех спортсменов, на их ошибки в тактике и технике проведения приемов, может быть и такое, что спортсмен-дзюдоист проиграл схватку, но проявлял при этом какое-то качество — силу воли, умение преодолевать боль, упорство, настойчивость, то следует похвалить этого спортсмена, и тренер сразу же увидит, как ученик с желанием и настроением будет проводить тренировку.

Соревнования выявляют слабые и сильные стороны каждого спортсмена-дзюдоиста. И задача тренера состоит в том, чтобы на эмоциональном подъеме изучать и совершенствовать сильные стороны своего воспитанника. Тренер в ДЮСШ УФКС г.Севастополя совершенствуется и «растет» вместе со своими учениками.

Выводы

В заключении, следует сказать, что упражнения общефизического характера для дзюдоистов в ДЮСШ УФКС г.Севастополя следует давать в конце тренировки, в связи с тем, что после упражнений на силу занимающиеся трудно усваивают технику; при этом последовательность в обучении может быть различной, это зависит от опыта и профессионального мастерства тренера и самих спортсменов-дзюдоистов; в программе технической подготовки в ДЮСШ УФКС г.Севстополя много сложных элементов, необходимо широко использовать подготовительные и подводящие упражнения, при этом возможно выполнение различных элементов в сочетаниях и комбинациях, дзюдоисты должны выполнять броски всех групп в передвижениях.

 

Литература:

 

  1.                Агашин М. Ф. Волновые тренажеры для тренировки скоростно-силовых свойств юных дзюдоистов и применение волновых тренажеров для оздоровления и развития детей младшего школьного возраста / М. Ф. Агашин // Детский тренер. — 2005. — N 1. — С. 106–114.
  2.                Адам М. Технико-тактическая подготовка дзюдоистов и пути ее совершенствования: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Адам Марэк; ГЦОЛИФК. — М., 1982. — 157 с.
  3.                Вашина М. Г. О взаимодействиях психологических свойств личности борцов с уровнем спортивного мастерства / Вашина М. Г. // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту: материалы 7 Междунар. науч. сес. БГУФК и НИИФК и СРБ по итогам науч.-исслед. работы за 2003 г., Минск, 6–8 апр. 2004 г. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры. — Минск, 2004. — С. 30–31.
  4.                Тарабрина И. В. Развитие специальной выносливости борцов греко-римского стиля (Статья) // Известия Южного федерального университета. Научно-педагогический журнал: Педагогические науки. № 4. 2015. — 137 с., — С. 108–116
  5.                Тарасенко К. Н. Педагогические условия формирования техники атакующих действий в партере у дзюдоистов 13–15 летнего возраста: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Тарасенко Константин Николаевич; Федер. гос. бюджет образоват. учреждение высш. проф. образования «Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)". — М., 2013. — 188 с.: ил.
  6.                Федяев Н. А. Формирование арсенала индивидуальных технических действий юных дзюдоистов: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Федяев Николай Александрович; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)". — М., 2014. — 196 с.: ил.
  7.                Чермит К. Д. Двигательная асимметрия в борьбе дзюдо (педагогические аспекты): дис.... канд. пед. наук / Чермит К. Д.; АГПТ. — Майкоп, 1982. — 254 с.: ил.
  8.                Шахов А. А. Тактическая подготовка начинающих дзюдоиств с применением компьютерных технологий: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Шахов Артем Александрович; РГУФК. — М., 2006. — 154 с.: ил.
  9.                Югай К. В. Силовые способности, обусловливающие эффективность захвата, у дзюдоистов различной квалификации / К. В. Югай // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. — 2014. — N 5. — С. 79–80.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов