Автор: Панова Валентина Николаевна

Рубрика: Начальное профессионально-техническое образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.

Библиографическое описание:

Панова В. Н. Государственная символика России в патриотическом воспитании студентов профессионального колледжа // Образование и воспитание. — 2015. — №4. — С. 52-55.

 

Автор статьи обосновывает положение о важности изучения Государственной символики Россиив профессиональном учебном заведении. Используя накопленный опыт работы в качестве преподавателя истории и куратора (34 года), автор выработала программу действий в своей работе с первокурсниками.

Ключевые слова: история, родина, город, символы, страны, студенты.

 

Нужно ли сегодня в современной старшей школе и профессиональных учебных заведениях уделять внимание патриотическому воспитанию? Или это уже делать поздно? А если воспитывать патриотов, то — какими средствами и методами? Современный колледж — это студенты после 15 лет и до 22лет. Таких воспитывать уже непросто, у них уже сложились жизненные принципы и переубедить в другом, с чем они не согласны, бывает трудно. Но не всё так безнадёжно.

Понятие «Родина» у нас ещё не забыто. Оно ещё осталось у нас в сердце, в голове. У нас еще не перевелись настоящие патриоты. События последнего года доказали это всем — и сомневающимся и не верящим в патриотизм и Родину. Наша Родина — Россия. Она такая огромная и достаточно старая. Те страны, которые сейчас претендуют на лидерство и выступают в роли чуть ли не божества — гораздо моложе нас. У нас есть своя, не похожая ни на кого история, у нас мало неприглядных страниц. Мы смело можем гордиться 11 веками своего пути. И замечательно, что с недавнего времени четко пришло осознание объединить все здоровые силы страны вокруг этого замечательного слова Родина. Мы ведь такая огромная страна, расположенная в 2 частях света, которые имеют колоссальные различия. Разное вероисповедание, порою полярный образ жизни, совершенно иные ценности и своя история делает эти части света самостоятельными единицами на политической карте мира. Чего в нас больше — азиатского или европейского? Не ответишь однозначно. Но мы особенный народ! У нас есть свое лицо и свой дух. Да, наверное, много хорошего есть и на Западе и Востоке. Особенно на Западе Европы. Мы пытались быть похожими на Европу. Это было так недавно — всего 20 лет назад! Но, довольно быстро поняли, что втюхивают нам не всегда «свеженькое». Наши истинные ценности — патриотизм, духовность, Победа в Великой Отечественной войне. Нам с ними — не по пути. Последнее десятилетие XX века и начало XXI века для России — время реформ гражданского общества и правового государства. Страна все острее ощущает потребность в формировании личности, способной к общественно ценной деятельности. Перед системой образования стоит задача воспитания патриотических чувств, знаний, умений у каждого молодого человека. Но, путь гордости за страну очень долгий и длительный. Потеряно очень много времени. Вспоминаю события начала 90-х годов. К нашему преподавателю приезжал внук из Украины. По его рассказам и привезенным для домашнего чтения на лето книгам — мы видели, как у первоклассников там воспитывают патриотические чувства! Знание гимна, герба, флага у этого ребенка были отличные. А у нас тогда прививалась любовь к «общеевропейским ценностям».

Хотя еще издавна известно, что воспитательные традиции педагогической мысли России в патриотическом воспитании связывались с формированием у юношества чувства любви к родительскому дому и близким людям, к малой Родине, к своему Отечеству, стремлении трудом приумножить его достоинство и благополучие. [1] Научить детей не презирать, а любить Родину в период испытаний, «переживать» все тяготы вместе со страной («любить Россию в непогоду»), а не бежать туда, где «слаще кусок», верить в нее, работать во имя процветания родной земли сумеет не любой педагог. [2] В те годы мы чуть не потеряли и Родину и Отечество. Государственная символика новой страны сложилась не сразу. Сведения о «старых — новых» флагах и гербах — скудные. Но уже тогда я начала собирать материал по этой теме. С тех пор и до сегодняшнего дня, всегда считала своим долгом обязательно на первом уроке истории у первокурсников рассказывать о символах нашей страны. Теперь же провожу ежегодно и классный час «Символы России». А при прохождении тем, где есть упоминания о символике — обязательно напоминаю об этом. Например, на уроке по теме «Иван III» идет речь о гербе. К счастью, каждый год замечаю существенные сдвиги в знаниях особенностей наших символов. Чтобы не говорили, большинство студентов с символами знакомы.

Начинаю урок с анкеты.

Вопросы анкеты:

  1. Что такое патриотизм?
  2. Ты считаешь себя патриотом?
  3. Кто из современных политиков может считаться патриотом?
  4. Готов ли ты защищать Родину?
  5. Россия — это родина только русских?
  6. Напиши слова нашего гимна.
  7. Когда были приняты новый трехцветный флаг и гимн?
  8. Желаешь ли ты покинуть Россию и жить в другой стране?
  9. Что означают цвета российского флага?
  10. Есть ли символы у нашего города?

Проведенное анкетирование обычно показывает, что большинству студентов чувство патриотизма присуще. Более 70 % студентов считают себя патриотами. Патриотизмом называют «любовь к родине, городу, краю». С каждым годом процент знающих гимн тоже, к счастью, возрастает. Покидать свою страну 80 % даже не помышляют. Но здесь, видимо, мы из провинции отличаемся от столичных городов. Хотя есть студенты, мечтающие жить и работать только за рубежом. К моему удивлению, называют не только США или Германию, но также Южную Корею и Швейцарию. После анкетирования мне становится ясным направления моей работы, как учителя истории. И на уроках истории и во внеклассных мероприятиях намечаю тематику бесед и мероприятий.

Символы нашего государства — важные элементы государственности, признаки независимости и суверенитета. Наша символика отражает обычаи и традиции нашего многострадального народа. Ведь их формирование происходило на протяжении веков. Герб, флаг, гимн России и патриотизм, неразделимые понятия. И как не вспомнить и не показать студентам видео с Ириной Родниной на XIII зимних Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде в 1980 году! Вот как надо родину любить. По патриотическому воспитанию у меня разработаны следующие беседы: «Государственная символика России», «История государственного флага», «Все Конституции России», «День народного единства», «История Российского гимна», «Узнай историю символов Калуги». Казалось бы, в таком возрасте темы такого плана не актуальны. Но, если проводить мероприятия в виде викторин или соревнований, студенты загораются идеями и стараются быть лучше противоположной команды. Обязательно использую презентации. И собственные, и из сети Интернет. Примерами вопросов викторины могут служить следующие:

  1. Жезл, инкрустированный драгоценными камнями и резьбой, символ государственной власти. (Скипетр)
  2. Золотой шар, имеющий вверху крест или корону, символ государственной власти. (Держава)
  3. Всадник, пронзающий копьем дракона или змея, изображенный на гербе. (Георгий Победоносец)
  4. Символы союза рабочих и крестьян, размещенные на флаге Советского Союза. (Серп и молот)
  5. Полотнище, прикрепленное к древку или шнуру. (Флаг)
  6. Создатель российского триколора. (Петр I)
  7. Белый флаг с голубым перекрестием. (Андреевский флаг)
  8. Флаг с черной, желтой и белой полосами. (Символ монархизма)
  9. Музыкальная композиция, посвященная государству и призванная отличить его от других. (Гимн).[5]

Немаловажным для воспитательного эффекта считаю также и знание символики своего родного города. У каждого города — свой облик, свои памятники старины, свой герб. Рассказывая о символике города, мы пытаемся убедить студентов в том, что наш город — частица великой Родины. Ещё 10 лет назад нескольким студенткам из группы по профессии Художник по костюму было дано задание нарисовать гербы Калужских уездов, утвержденных Екатериной II. (Оригиналы сохранились в городском Краеведческом музее.) Помещенные в рамочки — они живут до сих пор! Зато каждая студентка, узнав историю гербов, проникается чувством причастности к истории.

Каждый год несколько студентов получают возможность сдавать экзамен по истории в виде реферата. И хотя бы один из них пишет исследовательскую работу на местном, краеведческом материале. Темы некоторых работ такие: «История герба города Козельска», «История герба города Мещовска», «История герба города Малоярославца».

«Начинается Родина с памяти,

С почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени,

С уваженья заветов святых…»

Так писал поэт В. Орлов.

Ну, нельзя точнее сказать!

В государственных символах отражены многовековая история Отечества, связь настоящего с прошлым и ориентиры на будущее. Воспитание уважения и любви к символам государства, их корректного использования составляет важнейшее направление в формировании патриотического сознания молодого поколения.

Принято считать, что одним из условий воспитания патриотизма является наличие учителей, которые сами являются патриотами. Я думаю, что это бесспорный факт.

На своих уроках мы стараемся воспитать в первую очередь патриота своего Отечества, потому что государственный строй может поменяться, а Родину поменять не возможно. [3]

Задача учителя истории … заключается в создании оптимальных условий для успешной организации учебного процесса, развитии системы патриотического воспитания учащихся, обеспечивающей формирование активной, гражданской личности, позволяющей проявить каждому ученику на уроках и во внеклассной работе свои творческие возможности, навыки исследовательской деятельности, любящей своих близких, уважающей окружающих, преданной своему Отечеству. [4]

 

Литература:

 

  1. Бочкарева Т. Р. Взаимодействие семьи и школы как фактор патриотического воспитания учащихся. Оренбург 2009.
  2. Мусина, В. Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В. Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — 156 с.
  3. Изотов И. В. Из опыта духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и иностранного языка [Текст] / И. В. Изотов, А. Ю. Воробьева // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014.
  4. Авдеева О. Н. Развитие творческих способностей учащихся основного общего уровня образования на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе [Текст] / О. Н. Авдеева // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 109–111.
  5. http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-dlja-starsheklasnikov-i-studentov-koledzha/klasnyi-chas-dlja-uchaschihsja-9–10–11-klasov-klasnyi-chas-dlja-studentov-koledzha-tehnikuma-klasnyi-chas-simvoly-rosiis.html
  6. Хорошкевич, А. Л. Герб, флаг и гимн: из истории государственных символов Руси и России / А. Л. Хорошкевич. — М.: Время, 2008. — 192 с. — (Диалог).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов