Автор: Коваленко Оксана Михайловна

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (7) январь 2017 г.

Библиографическое описание:

Коваленко О. М. Методические материалы к курсу «Дифференциальная диагностика сложных речевых расстройств». Часть 2. Оценочные материалы // Педагогика высшей школы. — 2017. — №1.

Препринт статьи



Данные оценочные материалы являются продолжением «Методических материалов к курсу «Дифференциальная диагностика сложных речевых расстройств» (Часть 1 — Программа курса).Представленные программа и оценочные материалымогут быть использованы для подготовки студентов по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль) подготовки «Логопедия», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» и в качестве дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) для учителей — логопедов и членов психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

Задание. Представить результаты обследования ребёнка с первичной речевой патологии, сходной по симптоматике с какой-либо другой речевой патологией или другим вариантом дизонтогенеза.

1 часть. Определить содержание обследования, используя представленные ниже материалы.

Характеристики сходных по симптоматике нарушений речи и / или других вариантов дизонтогенеза.

  1. Симптоматика сходных состояний (общая по отдельным нарушениям).

Нарушения устной речи.

  1. Дислалия.

Анализируемые параметры: звукопроизношение; анатомические особенности артикуляционного аппарата; функциональная зрелость артикуляционной системы, последствия избыточной педагогической стимуляции при функциональной незрелости артикуляционной системы.

Сходные состояния:

− ненормативность звукопроизношения вследствие функциональной незрелости;

− ненормативность звукопроизношения по подражанию вследствие неблагополучного в фонетическом отношении окружения ребёнка:

а. большое количество детей в детском саду / в школе с нарушенными звуками;

б. небольшое количество окружающих ребёнка людей с нарушенными звуками, но это люди, с которыми ребёнок общается чаще, чем с остальными: родители, другие родственники, проживающие вместе с ребёнком, няня;

− ненормативность звукопроизношения вследствие двуязычия (билингвизма);

− дизартрия;

− ринолалия (закрытая);

− моторная алалия;

− афазия.

  1. Дизартрия.

Анализируемые параметры: артикуляция (звукопроизношение); голосообразование, дыхание, интонационная сторона речи; неречевые процессы: латентный период восприятия слуховой информации, моторика общая, мелкая; фонематический анализ и синтез.

Сходные состояния:

− дислалия,

− алалия,

− афазия;

− ринолалия закрытая;

− дисфония;

− брадилалия;

− заикание.

  1. Ринолалия.

Анализируемые параметры: звукопроизношение, тембр голоса — назальный оттенок, процесс приёма пищи.

Сходные состояния:

− дизартрия,

− алалия,

− афазия.

  1. Нарушение темпа речи (тахилалия брадилалия).

Анализируемые параметры: темп речи, плавность речевого процесса, ритм, мелодико-интонациональная выразительность, вторичные психологические наслоения как реакция на речевую недостаточность, особенности коммуникации, самоконтроль за речью.

Сходные состояния:

− тахилалия — заикание,

− брадилалия — индивидуальные особенности человека, обусловленные типом темперамента;

− брадилалия — дизартрия;

− тахилалия — психопатоподобное поведение;

− тахилалия, брадилалия — нарушения темпа речи вследствие дисбаланса между возбуждением и торможением при органическом поражении ЦНС;

− тахилалия, брадилалия — ЗПР церебрально-органического генеза;

− тахилалия, брадилалия — умственная отсталость.

  1. Заикание.

Анализируемые параметры:

Возраст возникновения нарушения. Вторичные психологические наслоения как реакция на речевую недостаточность, особенности коммуникации, самоконтроль за речью, интенсивность познавательной активности. Стабильность нарушений.

Сходные состояния:

− дизартрия;

− тахилалия;

− брадилалия;

− запинки в речи ребёнка дошкольного возраста, познавательные возможности которого превышают на данный момент его моторные возможности;

− запинки вследствие гормональных изменений в пубертатный период.

  1. Дисфония (афония).

Анализируемые параметры: сила, мелодика (высота), тембр голоса, логическое ударение, частота (речевого) общения.

Сходные состояния: аутизм.

  1. ФФН.

Анализируемые параметры: звукопроизношение, фонематический слух, фонематический анализ и синтез, форма предъявляемых заданий, обеспечивающая их верное выполнение, наличие специфических ошибок при чтении и письме.

Сходные состояния: аутизм.

  1. ОНР неспецифического генеза (I — IV уровень речевого развития).

Анализируемые параметры: звукопроизношение, фонематический слух, фонематический (языковой) анализ и синтез, лексика, грамматика, мышление и связная речь.

Сходные состояния:

− моторная алалия;

− ОНР неспецифического генеза, обусловленное ДЦП;

− ЗПР церебрально-органического генеза;

− умственная отсталость;

− аутизм;

− речевые нарушения при эпилепсии.

Дислексия, дисграфия, обусловленные нарушениями произносительной стороны речи.

Дислексия, дисграфия.

Анализируемые параметры: нарушенные стороны речевой системы (фонетика, фонематический слух, фонематический анализ и синтез, лексика, грамматика, связная речь), причины.

Сходные нарушения:

− трудности овладения чтением и письмом на русском языке при двуязычии.

2 часть. Проанализировать полученные результаты, используя представленные ниже материалы.

Характеристики сходных по симптоматике нарушений речи и / или других вариантов дизонтогенеза.

  1. Симптоматика сходных состояний (по дифференцируемым нарушениям).

Нарушения произносительной стороны речи.

  1. Дислалия — дизартрия.

Характер речевой недостаточности.

Общая характеристика: нарушение звукопроизношения.

Отличительные характеристики:

− дислалия;

− дизартрия — нарушение голосообразования, дыхания, просодики, неречевая симптоматика.

Анализируемые параметры.

Нарушенные звуки: согласные, гласные.

Наличие / отсутствие апраксии (кинестетической, кинетической).

Наличие / отсутствие неврологической симптоматики: гиперкинезы, синкинезии, рефлексы орального автоматизма, нарушения прориорецептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата, нарушения реципрокной координации.

Состояние голосообразования, дыхания, интонационной стороны речи (функциональная дислалия — корковая дизартрия).

Объём саливации.

Степень разборчивости речи.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. Дислалия — закрытая ринолалия.

Характер речевой недостаточности.

Общая характеристика: нарушение звукопроизношения.

Отличительные характеристики:

− дислалия;

− ринолалия — нарушения тембра голоса.

Анализируемые параметры.

Количество нарушенных звуков.

Тембр голоса.

  1. Дислалия — моторная алалия.

Характер речевой недостаточности.

Общая характеристика: нарушение звукопроизношения.

Отличительные характеристики:

− дислалия;

− моторная алалия — системное недоразвитие речи, неречевая симптоматика.

Анализируемые параметры.

Возраст появления экспрессивной речи.

Взаимосвязь речевой активности и появления отдельных звуков.

  1. Дизартрия — закрытая ринолалия.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: нарушения звукопроизношения, тембр голоса (назальный оттенок).

Отличительные характеристики:

− дизартрия — причина: недостаточность иннервации речевого аппарата;

− ринолалия закрытая — причина: анатомо-физиологические дефекты речевого аппарата (верхней губы, твёрдого и мягкого нёба).

Анализируемые параметры.

Процесс приёма пищи.

Артикуляционная моторика. Количество нарушенных звуков.

Тембр голоса.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. Бульбарная дизартрия — моторная алалия.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: нарушения звукопроизношения, длительный безречевой период.

Отличительные характеристики:

− бульбарная дизартрия;

− моторная алалия — системное недоразвитие речи, неречевая симптоматика.

Анализируемые параметры.

Возраст появления экспрессивной речи.

Артикуляционная моторика.

Возможности кинестетического самоконтроля в виде поисков артикуляции соответственно фонетическому звучанию воспроизводимых фонем.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. Дизартрия — брадилалия.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: сниженный темп речи.

Отличительные характеристики:

− дизартрия — нарушение звукопроизношения, голосообразования, дыхания, мелодики, ритма, тембра, логического ударения;

− брадилалия;

Анализируемые параметры.

Артикуляционная моторика.

Темп речи.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. Дизартрия — заикание.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: нарушения голосообразования, дыхания, просодики.

Отличительные характеристики:

− дизартрия — нарушение звукопроизношения, недостаточность иннервации речевого аппарата;

− заикание — судорожное состояние мышц речевого аппарата.

Анализируемые параметры.

Артикуляционная моторика.

Прерывистость речи.

Ритм речи: перемещение ударения на безударные звуки.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. Бульбарная дизартрия — нарушения слуха.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: отсутствие лепета, нарушения звукопроизношения и просодики.

Отличительные характеристики:

− бульбарная дизартрия — нарушение голосообразования, дыхания;

− нарушения слуха — недостаточность лексикона, нарушение грамматического строя, связной речи.

Анализируемые параметры.

Степень сохранности физического слуха.

Наличие и характер лепета.

Возраст появления экспрессивной речи.

  1. Тахилалия — заикание.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: ускорение темпа речи.

Отличительные характеристики:

− тахилалия — реальное ускорение темпа;

− заикание — стремление к ускорению темпа.

Анализируемые параметры.

Осознание дефекта. Влияние на качество речи: ситуаций эмоционального напряжения, привлечение внимания к речи, требование конкретных точных ответов, степень знакомости читаемого. Письмо: ошибки, почерк. Отношение к собственной речи. Психологические переживания: характер, время возникновения относительно начала речи. Желание лечиться.

  1. Тахилалия, брадилалия — ЗПР церебрально-органического генеза, умственная отсталость.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: ускорение темпа речи.

Отличительные характеристики:

− тахилалия, брадилалия — относительное постоянное ускорение / замедление темпа;

− ЗПР церебрально-органического генеза, умственная отсталость — периодическое ускорение / замедление темпа в зависимости от речевой ситуации.

Анализируемые параметры.

Активность мыслительной деятельности. Прогнозирование содержания предстоящего высказывания. Зависимость темпа речи от ситуации.

  1. Заикание — запинки вследствие гормональных изменений в пубертатный период.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: запинки.

Отличительные характеристики:

− заикание — сохранение нарушения в течение всей жизни;

− запинки вследствие гормональных изменений в пубертатный период — нарушение исчезает в течение или по завершении пубертатного периода.

Анализируемые параметры.

Возраст возникновения нарушения.

Стабильность нарушений.

  1. ФН, ФФН — аутизм.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: неверная дифференциации артикуляторно и акустически сходных звуков.

Отличительные характеристики:

− ФН, ФФН — причина: нарушение фонематического слуха;

− аутизм — причина: нежелание вступать в контакт с учителем — логопедом.

Анализируемые параметры.

Звукопроизношение, фонематический слух, фонематический анализ и синтез, форма предъявляемых заданий, обеспечивающая их верное выполнение, наличие специфических ошибок при чтении и на письме.

Дислексия, дисграфия, обусловленные нарушениями произносительной стороны речи.

Анализируемые параметры: нарушенные стороны речевой системы (фонетика, фонематический слух, фонематический анализ и синтез, лексика, грамматика, связная речь), причины.

Сходные нарушения.

Системные нарушения речи.

Нарушения устной речи.

  1. Анартрия— сенсорная алалия.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: отсутствие речевых форм коммуникации.

Отличительные характеристики:

− сенсорная алалия — отсутствие импрессивной речи;

− анартрия — отсутствие экспрессивной речи.

Анализируемые параметры.

Возраст, в котором ставятся данные логопедические заключения.

Наличие / отсутствие параличей (парезов) верхних и нижних конечностей, параличей речедвигательных мышц.

Наличие или отсутствие произвольной речи.

Состояние мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Координация. Возможности воспроизведения по подражанию артикуляционных укладов. Наличие / отсутствие гиперсаливации. Рефлексы орального автоматизма.

Процесс приёма пищи: жевание, откусывание твёрдой пищи, глотание, питьё из чашки.

Функция дыхания: длительность и активность вдоха и выдоха. Состояние голосообразования, интонационной стороны речи.

Импрессивный словарь. Узнавание предметов. Понимание обращённой речи.

Акустико-гностические процессы: способность к восприятию речевых звуков, произвольное слуховое внимание. Влияние на качество слуховой функции таких факторов как: повышенная возбудимость или заторможенность, соматическое состояние, обстановки обследования. Влияние на качество понимания грамматических конструкций таких факторов как изменение форм и порядка слов.

Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы.

Нарушения мышления (первичного и вторичного характера).

Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания (трудности включения и переключения), памяти.

Стереогноз. Оптико-пространственная ориентировка.

Критичность. Особенности поведения.

Состояние общей и мелкой моторики.

а. Анартрия— умственная отсталость (безречевой ребёнок).

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: системное недоразвитие речи.

Отличительные характеристики:

− анатрия — ОНР неспецифического генеза вторичного характера, обусловленное грубым нарушением произносительной стороны речи вследствие ДЦП;

− умственная отсталость — системное недоразвитие речи, обусловленное тотальным и иерархическим нарушением познавательной деятельности ребёнка вследствие органического поражения ЦНС.

Анализируемые параметры.

Возраст, в котором ставятся данные нарушения развития.

Наличие / отсутствие параличей (парезов) верхних и нижних конечностей, параличей речедвигательных мышц.

Состояние мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Координация. Возможности воспроизведения по подражанию артикуляционных укладов.

Наличие / отсутствие гиперсаливации. Рефлексы орального автоматизма.

Процесс приёма пищи: жевание, откусывание твёрдой пищи, глотание, питьё из чашки.

Функция дыхания: длительность и активность вдоха и выдоха. Состояние голосообразования, интонационной стороны речи.

Импрессивный словарь. Понимание обращённой речи.

Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы.

Нарушения мышления.

Нарушения внимания: трудности включения и переключения.

Стереогноз. Оптико-пространственная ориентировка.

Критичность. Особенности поведения.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. ОНР неспецифического генеза— моторная алалия.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: ОНР первичного генеза.

Отличительные характеристики:

− качественная сторона нарушения всех сторон речевой системы.

Анализируемые параметры.

Возраст появления экспрессивной речи.

Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.

Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания, памяти.

Речь. Целевые установки и операционные возможности в процессе речепроизводства.

Взаимосвязь речевой активности и появления отдельных звуков.

Особенности артикулирования отдельных звуков и комплекса последовательных движений.

Слоговая структура слова.

Пути пополнения лексикона. Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы.

Состояние интонационной стороны речи.

Состояние общей и мелкой моторики.

Вторичные психологические наслоения как реакция на речевую недостаточность.

б. ОНР неспецифического генеза – ОНР неспецифического генеза, обусловленное ДЦП.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: ОНР.

Отличительные характеристики:

− ОНР неспецифического генеза — первичного характера;

− ОНР, обусловленное ДЦП — неспецифического генеза вторичного характера.

Анализируемые параметры.

Возраст, в котором ставятся данные логопедические заключения.

Параличи и парезы артикуляционной, фонационной, дыхательной и скелетной мускулатуры.

Целевые установки в процессе речепроизводства.

Слоговая структура слова.

Состояние интонационной стороны речи.

Состояние общей и мелкой моторики.

в. ОНР неспецифического генеза – ЗПР церебрально-органического генеза.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: системное недоразвитие речи.

Отличительные характеристики:

− ОНР неспецифического генеза — первичного характера;

− ЗПР церебрально-органического генеза — системное недоразвитие речи, обусловленное тотальным и иерархическим нарушением мышления и речи и фрагментарным нарушением восприятия, внимания и памяти вследствие органического поражения ЦНС.

Анализируемые параметры.

Возраст, в котором ставятся данные нарушения развития.

Объём и структура нарушения познавательной деятельности ребёнка. Нарушения мышления (первичного и вторичного характера).

Целевые установки в процессе речепроизводства.

Слоговая структура слова.

Состояние интонационной стороны речи.

Нарушения мышления и связной речи. Объём нарушения восприятия, внимания и памяти.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. ОНР неспецифического генеза— умственная отсталость.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: системное недоразвитие речи.

Отличительные характеристики:

− ОНР неспецифического генеза — первичного характера;

− умственная отсталость — системное недоразвитие речи, обусловленное тотальным и иерархическим нарушением познавательной деятельности ребёнка вследствие органического поражения ЦНС.

Анализируемые параметры.

Объём и структура нарушения познавательной деятельности ребёнка.

Целевые установки в процессе речепроизводства.

Слоговая структура слова.

Состояние интонационной стороны речи.

Нарушения мышления и связной речи.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. ОНР неспецифического генеза— аутизм.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: недостаточность лексико-грамматического строя и связной речи, снижение речевой активности.

Отличительные характеристики:

− ОНР неспецифического генеза — первичного характера;

− аутизм — своеобразие речевого развития, обусловленное нарушением коммуникации.

Анализируемые параметры.

Целевые установки в процессе речепроизводства. Частота и условия возникновения (речевого) общения. Непосредственная и опосредованная коммуникация.

Состояние звукопроизношения, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, лексики, грамматики, связной речи. Форма предъявляемых заданий, обеспечивающая их верное выполнение. Наличие специфических ошибок при чтении и письме.

Наличие / отсутствие стереотипий, эхолалий.

Слоговая структура слова.

Состояние интонационной стороны речи.

Связная речь.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. ОНР неспецифического генеза при эпилепсии — речевые нарушения при эпилепсии.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: недостаточность связной речи.

Отличительные характеристики:

− ОНР неспецифического генеза при эпилепсии — первичного характера;

− речевые нарушения при эпилепсии — своеобразие речевого развития вторичного генеза, обусловленное основным заболеванием.

Анализируемые параметры.

Динамика состояния ребёнка.

Целевые установки в процессе речепроизводства.

Состояние звукопроизношения, фонематического слуха (слоговая структура слова), фонематического анализа и синтеза, лексики, грамматики, связной речи.

Состояние интонационной стороны речи.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. Моторная алалия— нарушения слуха.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: системное недоразвитие речи.

Отличительные характеристики:

− моторная алалия — ОНР первичного генеза;

− нарушения слуха — своеобразие речевого развития вследствие недостаточности функционирования физического слуха

Анализируемые параметры.

Степень сохранности физического слуха.

Наличие и характер лепета.

Возраст появления экспрессивной речи.

Возможности спонтанного овладения речью. Целевые установки и операционные возможности в процессе речепроизводства.

Взаимосвязь речевой активности и появления отдельных звуков. Особенности артикулирования отдельных звуков и комплекса последовательных движений.

Состав импрессивной и экспрессивной речи. Слоговая структура слова.

Пути пополнения лексикона. Понимание грамматических форм. Состояние интонационной стороны речи. Ритмическая структура.

Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы и их речевое сопровождение.

Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.

Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания, памяти.

Вторичные психологические наслоения как реакция на речевую недостаточность.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. Моторная алалия— бульбарная дизартрия, псевдобульбарная дизартрия.

Характер речевой недостаточности.

Моторная алалия — бульбарная дизартрия.

Общие характеристики: отсутствие речи длительное время.

Отличительные характеристики:

− моторная алалия — ОНР первичного генеза;

− бульбарная дизартрия — нарушение произносительной стороны речи.

Моторная алалия — псевдобульбарная дизартрия.

Общие характеристики: трудности выполнения произвольных артикуляционных движений при сохранности непроизвольных движений.

Отличительные характеристики:

− моторная алалия — ОНР первичного генеза;

− бульбарная дизартрия — нарушение произносительной стороны речи.

Анализируемые параметры.

Возраст появления экспрессивной речи.

Возраст, в котором ставятся данные логопедические заключения.

Наличие / отсутствие параличей (парезов) верхних и нижних конечностей, параличей речедвигательных мышц.

Целевые установки и операционные возможности в процессе речепроизводства.

Состояние артикуляционной моторики, характер нарушений звукопроизношения. Возможности выполнения произвольных и непроизвольных артикуляционных движений. Объём нарушенных сторон речевой системы.

Взаимосвязь речевой активности и появления отдельных звуков. Стабильность нарушений звукопроизношения.

Особенности артикулирования отдельных звуков и комплекса последовательных движений. Координация. Возможности воспроизведения по подражанию артикуляционных укладов.

Слоговая структура слова.

Пути пополнения лексикона.

Наличие / отсутствие гиперсаливации. Рефлексы орального автоматизма.

Процесс приёма пищи: жевание, откусывание твёрдой пищи, глотание, питьё из чашки.

Функция дыхания: длительность и активность вдоха и выдоха. Состояние голосообразования, интонационной стороны речи.

Импрессивный словарь и понимание ситуации. Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы. Связная речь.

Межполушарная доминантность: правшество, левшество, амбидекстрия.

Стереогноз. Оптико-пространственная ориентировка.

Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.

Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания, памяти.

Состояние общей и мелкой моторики.

Вторичные психологические особенности как реакция на речевую недостаточность.

Прогноз речевой недостаточности. Необходимость специальной коррекционно-логопедической помощи в школьном возрасте.

  1. Моторная алалия— сенсорная алалия.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: ОНР первичного генеза.

Отличительные характеристики:

− моторная алалия — преимущественные трудности речепроизводства;

− сенсорная алалия — преимущественные трудности речепонимания.

Анализируемые параметры.

Возраст появления экспрессивной и импрессивной речи.

Целевые установки и операционные возможности в процессе речепроизводства.

Взаимосвязь речевой активности и появления отдельных звуков. Особенности артикулирования отдельных звуков и комплекса последовательных движений. Слоговая структура слова.

Импрессивный словарь. Узнавание предметов. Понимание речи. Роль зрительного восприятия артикуляции говорящего в улучшение понимания. Влияние на качество слуховой функции таких факторов как: повышенная возбудимость или заторможенность, соматическое состояние, обстановки обследования. Влияние на качество понимания грамматических конструкций таких факторов как изменение форм и порядка слов.

Акустико-гностические процессы: способность к восприятию речевых звуков, произвольное слуховое внимание (включение и переключение).

Пути пополнения лексикона. Эхолалии. Повторение услышанного. Речевое сопровождение игровых действий.

Ритмическая структура.

Стремление к коммуникации. Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы и их речевое оформление. Компенсаторные средства. Динамика спонтанного и направленного формирования речи.

Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.

Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания (трудности включения и переключения), памяти.

Состояние общей и мелкой моторики.

Вторичные психологические особенности как реакция на речевую недостаточность.

г. Моторная алалия— умственная отсталость.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: системное недоразвитие речи.

Отличительные характеристики:

− моторная алалия — ОНР первичного генеза;

− умственная отсталость — системное недоразвитие речи, обусловленное тотальным и иерархическим нарушением познавательной деятельности ребёнка вследствие органического поражения ЦНС.

Анализируемые параметры.

Причины речевой недостаточности.

Периоды гуления и лепета.

Возраст появления экспрессивной речи.

Необходимость коррекционной работы для появления речи. Темпы речевого развития. Понимание обращённой речи. Используемые языковые средства. Слоговая структура слова. Грамматическое оформление речи.

Целевые установки и операционные возможности в процессе речепроизводства.

Взаимосвязь речевой активности и появления отдельных звуков. Особенности артикулирования отдельных звуков и комплекса последовательных движений.

Импрессивный словарь и понимание ситуации. Понимание связного текста.

Пути пополнения лексикона. Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы.

Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.

Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания, памяти.

Критичность в отношении своей речевой недостаточности.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. Сенсорная алалия— нарушения слуха.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: системное недоразвитие речи.

Отличительные характеристики:

− сенсорная алалия — ОНР первичного генеза;

− нарушения слуха — своеобразие речевого развития вследствие недостаточности функционирования физического слуха.

Анализируемые параметры.

Наличие и характер лепета.

Возраст появления импрессивной и экспрессивной речи.

Импрессивный словарь. Узнавание предметов. Понимание обращённой речи. Содержание экспрессивной речи.

Реакция ребёнка на шумы и другие неречевые звуки. Реакция на обращённую речь. Влияние на качество слуховой функции таких факторов как: повышенная возбудимость или заторможенность, соматическое состояние, обстановки обследования. Влияние на качество понимания грамматических конструкций таких факторов как изменение форм и порядка слов. Влияние повышения громкости обращённой речи на её понимание.

Речевое сопровождение игровых действий. Эхолалии.

Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы.

Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.

Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания (трудности включения и переключения), памяти.

Критичность. Контактность детей. Особенности поведения.

  1. Сенсорная алалия— умственная отсталость.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: системное недоразвитие речи.

Отличительные характеристики:

− сенсорная алалия — ОНР первичного генеза;

− умственная отсталость — системное недоразвитие речи, обусловленное тотальным и иерархическим нарушением познавательной деятельности ребёнка вследствие органического поражения ЦНС.

Анализируемые параметры.

Возраст появления импрессивной и экспрессивной речи.

Импрессивный словарь. Узнавание предметов. Понимание обращённой речи.

Акустико-гностические процессы: способность к восприятию речевых звуков. Влияние на качество слуховой функции таких факторов как: соматическое состояние, обстановки обследования.

Целевые установки в процессе речепроизводства.

Речевое сопровождение игровых действий. Эхолалии.

Слоговая структура слова.

Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы.

Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.

Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания, памяти.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. Сенсорная алалия— аутизм.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: недостаточность лексико-грамматического строя и связной речи, снижение речевой активности.

Отличительные характеристики:

− сенсорная алалия — ОНР первичного генеза;

− аутизм — своеобразие речевого развития вторичного генеза, обусловленное нарушением коммуникации.

Анализируемые параметры.

Возраст появления импрессивной речи.

Импрессивный и экспрессивный словарь. Узнавание предметов. Понимание обращённой речи.

Акустико-гностические процессы: способность к восприятию речевых звуков, реакция на шумы и другие неречевые звуки, произвольное слуховое внимание. Влияние на качество слуховой функции таких факторов как: повышенная возбудимость или заторможенность, соматическое состояние, обстановки обследования. Влияние на качество понимания грамматических конструкций таких факторов как изменение форм и порядка слов.

Целевые установки в процессе речепроизводства. Частота и условия возникновения (речевого) общения. Непосредственная и опосредованная коммуникация. Наличие / отсутствие стереотипий.

Речевое сопровождение игровых действий. Эхолалии.

Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы.

Состояние интонационной стороны речи.

Связная речь.

Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.

Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания (трудности включения и переключения), памяти.

Критичность. Контактность детей. Особенности поведения.

Состояние общей и мелкой моторики.

  1. Детская афазия— аутизм.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: ОНР первичного генеза.

Отличительные характеристики:

− детская афазия — расстройство ранее сформированной речевой деятельности;

− аутизм — своеобразие речевого развития вторичного генеза, обусловленное нарушением коммуникации.

Анализируемые параметры.

Возраст возникновения нарушения.

Речевое поведение ребёнка после утраты речи. Частота и условия возникновения (речевого) общения. Непосредственная и опосредованная коммуникация. Наличие / отсутствие стереотипий.

Речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорее. Алексия, аграфия. Акалькулия.

Состояние интонационной стороны речи.

Состояние звукопроизношения, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, лексики, грамматики, связной речи. Форма предъявляемых заданий, обеспечивающая их верное выполнение. Наличие специфических ошибок при чтении и письме.

Связная речь.

Восприятие, внимание, память, мышление. Состояние общей и мелкой моторики.

Дислексия, дисграфия, обусловленные системными нарушениями устной речи.

Дислексия, дисграфия — трудности овладения чтением и письмом на русском языке при двуязычии.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: недостаточность отдельных сторон речевой системы или системная недостаточность.

Отличительные характеристики:

− дислексия, дисграфия — нарушение отдельных сторон речевой системы или системное нарушение речи;

− трудности овладения чтением и письмом на русском языке при двуязычии — несформированность отдельных сторон русской речевой системы или всей речевой системы.

Анализируемые параметры.

Проявления в чтении и письме нарушений звукопроизношения, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, лексики, грамматики, связной речи.

Неспецифические нарушения чтения иписьма.

  1. Оптическая дисграфия— нарушения письма, обусловленные изменениями мышечного тонуса вмомент письма.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: искажение конфигурации отдельных элементов букв и / или добавление лишних элементов букв.

Отличительные характеристики:

− оптическая дисграфия — стабильные периодические искажения и добавления элементов определённых букв;

− нарушения письма, обусловленные изменениями мышечного тонуса в момент письма — нестабильные периодические искажения и добавления элементов разных букв.

Анализируемые параметры.

Характер и стабильность искажений букв.

Оптико-пространственная ориентировка и конструктивное мышление.

Состояние мышечного тонуса ведущей руки в момент письма.

  1. Мнестическая дисграфия— умственная отсталость.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: замены одних букв другими, как сходных, так и отличных по характеру зрительного образа.

Отличительные характеристики:

− мнестическая дисграфия — разовые замены одних букв другими;

− умственная отсталость — нестабильные замены одних букв другими.

Анализируемые параметры.

Память. Наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

  1. Угадывающее чтение— особенности чтения при ЗПР церебрально-органического генеза, умственной отсталости.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: замены одних слов другими на основе дополнения частей прочитываемых слов до заменяемого варианта.

Отличительные характеристики:

− угадывающее чтение — замены одних слов другими вследствие скачков взора по строке в процессе чтения;

− особенности чтения при ЗПР церебрально-органического генеза, умственной отсталости — замены одних слов другими вследствие меньшей употребляемости ребёнком прочитываемых слов или их грамматических форм и большей употребляемости ребёнком замещающих слов или их грамматических форм.

Анализируемые параметры.

Характер движения взора по строке в процессе чтения. Словесно-логическое мышление. Лексическая и грамматическая сопоставимость заменяемых и замещающих лексем.

  1. Дисграфия специфическая— идеаторная дисграфия, дисграфия на почве истерии.

Характер речевой недостаточности.

Общие характеристики: все типы специфических дисграфических ошибок.

Отличительные характеристики:

− дисграфия специфическая;

− идеаторная дисграфия, дисграфия на почве истерии — все типы неспецифических дисграфических и грамматических ошибок.

Анализируемые параметры.

Сопоставление характера ошибок на письме с соответствующими ошибками устной речи. Характер и выраженность нарушений баланса между возбуждением и торможением. Личностные особенности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов