Библиографическое описание:

Фортова Л. К., Еропов И. А. Моделирование социально-культурной деятельности в превенции деструктивного поведения несовершеннолетних // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3. — С. 12-15.



В создании гражданского общества особую роль играет социально-культурная деятельность (СКД). Это обусловлено тем, что СКД экстраполирует историческую миссию формирования активной личностной позиции, как наивысшей ценности социума.

«Социально-культурная деятельность предполагает культуротворческое, социально-педагогическое, психолого-педагогическое, информационное, организационно-методическое содействие развитию индивида в процессе производства, интерпретации, сохранения и распространения культурных ценностей». [1, с. 10]

Развитие личности происходит в процессе социализации, которая возникает в процессе социальной деятельности как её результат. Поэтому, формирование личности несовершеннолетних может происходить в процессе социальной деятельности.

Мы разделяем точку зрения М. А. Ариарского в том, что «объектом СКД является человек, личность, индивидуальность, отдельный индивид или социальная общность. Предмет организации СКД предполагает процесс формирования культурной среды. Реализация механизма, социализации, инкультурации и самореализации личности; включение личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное общество. Основополагающая функция СКД — человеко-креативная, ориентированная на формирование и развитие способностей и дарований человека». [2, с. 15]

Характеризуя СКД, Н. Н. Ярошенко акцентуирует, что такая деятельность — это двуединый процесс, где с одной стороны, субъект в результате деятельности «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует себя в них, с другой стороны, само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него». [1, с. 10]

В условиях СКД можно осуществить присваивание социальных связей и компетенций достаточно успешно. В такой деятельности подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностной коммуникации, нравственными и эстетическими ценностями.

Подростковый возраст — наиболее сенситивный период в онтогенезе человека, во многом определяющий всю его дальнейшую жизнь. В этот период происходит переход от детства, опекаемого взрослыми, к автономности, перемена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, бурная гормональная перестройка организма, делающая подростка особенно уязвимым к негативному влиянию среды.

Изложенное выше позволяет констатировать, что деструктивное поведение подростков — это следствие нарушения процесса социализации. На наш взгляд, его коррекция возможна только через вовлечение подростков в сферу СКД, открытой для влияния на них самых различный социальных и воспитательный институтов, позволяющих максимально эффективно воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.

Мы выявили специфику проявления деструктивного поведения социальных сирот и разработали модель превенции изучаемого феномена.

Исследование и анализ дефиниции моделирования и модель, а также изучение и раскрытие квинтэссенции генеалогии социально-культурных подходов к организации предупреждения деструктивного поведения депривированных детей в российском обществе позволили нам перейти к процессу моделирования СКД в контексте превенции различных форм деструктивного поведения социальных сирот и описанию авторской модели.

Первый этап моделирования СКД в процессе превенции деструктивного поведения характеризуется актуализированностью полученных в филосовской, психолого-педагогической науках знаний об эволюции взглядов на сущностное ядро социально-культурных подходов к предупреждению деструктивного поведения депривированных подростков.

Глубокий анализ психолого-педагогической литературы, посвящённой специфике деструктивного поведения социальных сирот, позволил нам установить, что до настоящего времени вопросы ресоциализации несовершеннолетних социальных сирот в российском социуме рассматривались преимущественно в контексте биологического обеспечения. Социальная деятельность не обеспечивала образовательно-воспитательный характер. Общественная практика воспитания сирот не принимала во внимание эвохомологическую активность, направленность на социальные ценности, духовно-нравственное развитие личности. Отсюда, возникает необходимость привнесения в процесс превенции деструктивного поведения социальных сирот через СКД опосредующее звено — модель. И, соответственно, цель процесса моделирования — конструирование структурно-функциональной модели СКД в превенции деструктивных форм поведения.

Второй этап моделирования превенции деструктивного поведения сирот в процессе СКД был направлен на работу, ориентированную на создание адекватной модели, при разработке которой достигалась аналогия её структуры и функций с объектом исследования — оригиналом. Отвлечённый характер модели дал возможность нивелировать второстепенные связи и отношения. Модель превенции деструктивного поведения подростков-сирот отпиралась на личностно-ориентированный, культурологический, системный подходы, т. е. воспроизводила систему связей и отношений, обеспечивающих её реализацию в превенции деструктивного поведения депривированных подростков на «модель как бы нанизывалась вся масса эмпирически наблюдаемых свойств и связей действительности, берущихся научно, а не другим возможным для создания образа; человек описывается исследователем по отношению к ним». [3, с. 16]

На третьем этапе моделирования осуществлялась работа по дальнейшему теоретическому анализу модели воспитания позитивно ориентированной личности в процессе превенции деструктивного поведения подростков через мероприятия СКД.

Разрабатывая структурно-функциональную модель, мы опирались на когнитивный, эмоционально-мотивационный и деятельностный компоненты. Кроме того, методология исследования предполагала опору на системный и личностно-деятельностный подходы.

Системный подход в разработке структрно-функциональной модели превенции деструктивного поведения подростков-сирот посредством мероприятий СКД предполагал её анализ как конгломерата взаимосвязанных элементов. Элементы модели составляют целостную систему, а взятые по отдельности, они могут обеспечить только решение ряда частных задач. Только их совокупность может помочь достигнуть цели — воспитание просоциальной личности в процессе превенции деструктивного поведения посредством мероприятий СКД.

Личностно-ориентированный подход предполагает организацию целенаправленного взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированный на воспитание просоциальной личности в процессе превенции деструктивного поведения.

В контексте нашего исследования весьма немаловажным является деятельностный подход, основная идея которого коррелирует с деятельностью как средством становления и развития субъективности подростка. Деятельностный подход направлен на организацию и управление целенаправленной деятельностью подростков-сирот в контексте их жизненных планов, ценностных ориентаций и личностного опыта. Данный подход исходит из представлений о симбиозе личности и деятельности, проявляющимся в том, что деятельность в её многообразных формах осуществляет изменение в структуре личности, а личность, в свою очередь, непосредственно и опосредовано делает выбор адекватных ей видов и форм деятельности и модификации деятельности, удовлетворяющее потребностям личностного роста.

Структура представленной нами структурно-функциональной модели воспитания просоциально-ориентированной личности, содержит ряд взаимосвязанных блоков. Начальный блок целепологания содержит цель и раскрывающие её задачи. Мы опираемся на определение цели как эталонного мысленного прогнозирования результатов деятельности. Цель предложенной нами структурно-функциональной модели — воспитание просоциально-ориентированной личности, направленной на свою способность влияния на жизнь посредством активного включения в СКД, предполагающую превенцию деструктивного поведения.

Искомую цель мы отобразили в следующих задачах:

  1. Формирование представлений у подростков-сирот о конструктивном образе жизни, анализ деструктивных форм поведения и их последствий;
  2. Формирование мотивации участия в СКД и характера отношения к рациональному использованию свободного времени;
  3. Формирование умений и навыков самоконтроля, социальной зрелости и устойчивости к различным формам девиаций;
  4. Формирование и развитие активности и автономности в процессе подготовки и участия в мероприятиях СКД

Содержательный блок направлен на воспитание просоциальной личности в процессе превенции деструктивного поведения посредством мероприятий СКД, складывающихся из нескольких компонентов:

  1. Когнитивный компонент направлен на овладение воспитанниками компетенциями о здоровом образе жизни;
  2. Эмоционально-мотивационный компонент способствует формированию у воспитанников мотивов продуктивного использования свободного времени, а также участия в мероприятиях СКД;
  3. Деятельностный компонент предполагает включение воспитанников во взаимодействия с социальной средой в процессе СКД, на основе устойчивого поведения к различным формам деструкции.

Структурно-функциональная модель воспитания просоциально-ориентированной личности в процессе превенции деструктивного поведения посредством мероприятий СКД базируется на следующих принципах:

  1. Принцип социализации помогает усвоению и вопросизводству индивидом социального опыта. Продуктом социализации являются личностные смыслы, определяющие отношение индивида к миру, ценностно-смысловое ядро мировоззрения и т. п.;
  2. Принцип культурологический инициирует организацию креативной и эмоционально насыщенной деятельности, способствующей познанию себя и окружающего мира приобретению витального опыта и формированию нравственных ценностей;
  3. Принцип антропологический — это комплекс наук о человеке, социуме и культуре, предполагающий развитие личности, формирование её как субъекта культуры, создание условий для конструктивного удовлетворения потребностей в самоутверждении;
  4. Принцип превентивной направленности предполагает включение воспитанников центра реабилитации в СКД, требующее социальной активности, креативности, автономности, волевых усилий для преодоления негативного воздействия окружающего социума и выработке определённых способов противостояния.

Завершающим моментом предложенной нами модели являются функции социально-культурной деятельности, к которым мы относим коммуникативную, способствующую формированию саногенного мышления, развивающего интеллектуальные возможности; рекреативно-оздоровительную функцию, направленную на формирование потребностей в зож, профилактике аддиктивного поведения, промискуитета; информационно-просветительную, способствующую приобщению подростков-сирот к зож на основе чёткого соотнесения с системой информационно-просветительской деятельности реабилитационного центра; культуротворческую, способствующую восполнению духовного физического потенциала, активизирующую творческую деятельность, предупреждающую деструктивное поведение.

Таким образом, предложенная нами структурно-функциональная модель воспитания просоциально-ориентированной личности в процессе превенции деструктивного поведения посредством мероприятий СКД включает в себя ряд блоков, представляющих ценность и необходимость в достижении поставленной цели — воспитании просоциально-ориентированной личности в процессе превенции деструктивного поведения посредством мероприятий СКД.

Литература:

  1. Ярошенко, Н. Н. Современная социально-культурная деятельность как специальность профессионального образования // Вестник МГУКИ.- 2005.- № 3. С. 10.
  2. Ариарский, М. А. О специальности «социально-культурная деятельность» и её специализациях // Вестник МГУКИ. — 2005. — № 3. С. 15.
  3. Штофф, В. А. Роль модели в познании. — Л.: Изд- во Ленингр. ун., 1963. С. 16.
Основные термины (генерируются автоматически): деструктивного поведения, превенции деструктивного поведения, процессе превенции деструктивного, деструктивного поведения социальных, деструктивного поведения депривированных, поведения социальных сирот, деструктивного поведения подростков-сирот, мероприятий СКД, деструктивного поведения несовершеннолетних, воспитание просоциальной личности, деструктивного поведения сирот, форм деструктивного поведения, проявления деструктивного поведения, специфике деструктивного поведения, предупреждения деструктивного поведения, предупреждению деструктивного поведения, поведения депривированных подростков, превенцию деструктивного поведения, деструктивных форм поведения, процессе социальной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов