Библиографическое описание:

Фортова Л. К., Фабриков М. С. Отношение к правовой культуре обучающейся молодежи // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3. — С. 15-18.



Современный этап развития общества актуализирует задачу воспитания личности, которая может выбирать конструктивное поведение, руководствуясь правовыми нормами, обеспечивающими гармонизацию индивида и социума.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что правовая культура может рассматриваться как в узком, так и широком смысле. В широком смысле правовая культура трактуется как совокупность правовых знаний, аттитюдов, убеждений личности, реализуемых в процессе труда, коммуникации, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям социума. В узком значении правовая культура рассматривается как система нормативных отношений между индивидами или их организациями, образованная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и находящимися под охраной государства.

Правовая культура — это эндогенная, ментально-духовная сторона правовой системы социума, глубоко пронизывающая правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правотворческую, правоприменительную, иную юридическую деятельность, регулирующую поведенческую стратегию индивидов, сообразуясь с историческими и культурными особенностями, выступающая инструментом достижения социальной стабильности.

Мы разделяем точку зрения А. С. Бондарева в том, что правовая культура- это культура личности, развитое правосознание, владение навыками правомерного поведения, знание своих прав и возможность реализовывать их на практике.

Правовая культура детерминирована правовым воспитанием личности, складывающимся из усвоенных правовых знаний и создания таких условий, при которых они могут реализоваться на практике. В результате формируются правовые убеждения, умения, навыки, привычки, которые впоследствии становятся мотивами законопослушного поведения.

Правовая культура общества нуждается в систематическом, рациональном формировании, стимулировании, конструктивном социальном развитии.

Правовое воспитание — сложная, многоаспектная система деятельности. Правовые ценности, моральные нормы осознаются личностью в процессе социализации на различных стадиях онтогенеза через правовую информацию, формирующую общественное сознание. Правовое воспитание опирается на специальный инструментарий, имеющий целью донести до разума и чувств каждого человека правовые ценности и трансформировать их в личные убеждения и интериоризированное поведение [1. C.623].

Правовое воспитание- это сложный континуум, образующий правовоспитательный процесс. Его структура представлена принципами правового воспитания, субъектами воспитания (государством и его органами, должностными лицами, общественными организациями, отдельными гражданами); объектами воспитания, которые включают отдельных индивидов, страты населения — молодежь, военнослужащих и т. д., а также формы и методы правового воспитания.

Сегодня общепризнанными принципами правового воспитания являются:

‒ учет особенностей восприятия правовых норм различными стратами населения;

‒ осознание молодыми людьми социальной значимости и моральной ценности правовых норм, интерпретация основополагающих прав и обязанностей, устанавливаемых законом. Эффективность правового воспитания детерминирована требованиями нравственных норм;

‒ развитие правовой активности граждан, воспитание у них непримиримости к любым нарушениям законности и правопорядка.

Мы считаем, что к формам правового воспитания можно отнести:

‒ правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);

‒ правовая пропаганда (правовое воспитание граждан в лекториях, общественных консультациях, на телевидении, других СМИ и т. д.);

‒ правовое воспитание нарушителей норм права правоохранительными органами (правовоспитательная деятельность органов полиции, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказания и других);

‒ юридическая практика, особенно актуальна для практикующих студентов, получающих знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности.

К методам правового воспитания можно отнести палитру приемов педагогического, психологического и иного воздействия на молодых людей: убеждение, принуждение, личный пример, поощрение.

Основными элементами правового воспитания студентов являются субъект-преподаватель, объект-студент, форма- правовое обучение, методы- убеждение, личный пример и другие

Как система трансляции и усвоения прошлого исторического опыта, а также как практика и навыки реализации права в условиях реальной действительности, правовое обучение необходимо для формирования у человека чувства уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировании правовой активности личности, предполагающей осознанное, социально и нравственно ответственное поведение.

Правовое обучение для подавляющего большинства студентов, особенно неюридических профессий, выступает базовой формой правового воспитания. Воспитание не может происходить без обучения, а обучение оказывает и воспитательное воздействие. Дифференциацию можно провести по сфере воздействия: воспитание оказывает влияние на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную, с целью познавательно-ознакомительного воздействия на человека. Ценности формируются спонтанно самой жизнью, всеми окружающими факторами. Отсюда, ценностное, эмоционально-волевое воздействие, в свою очередь, значительно ограничено окружающей действительностью, правовой практикой- правовой социализацией. Обучающиеся воспитываются окружающей действительностью в целом, всей юридической практикой и поведением студентов, должностных лиц- представителей государственного аппарата в правовой области, средствами массовой информации: Интернет-ресурсами, публикациями в газетах и журналах, театральными постановками, кино, телевидением.

Наличие правовой культуры позволяет индивиду применять правовые знания в жизни, иметь достойный уровень развития правосознания. В правовую культуру личности входят право, правовые отношения, законность и правопорядок, соблюдение правомерного поведения, уровень признания обществом всего многообразия правовых ценностей.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие автономно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к диалогу, отличающиеся мобильностью, гибкостью, динамизмом, созидательностью, обладающие ответственностью за судьбу страны.

Исследования учёных констатируют, что индивид не совершает противоправных действий не только потому, что боится соответствующего наказания, а вследствие того, что сам считает этот поступок деструктивным, противоречащим витальным принципам, системе ценностей и т. д. В этом и проявляется самостоятельный характер ценностно-нормативной сферы личности [2].

Мы провели исследование в Владимирском государственном университете имени А. Г. и Н. Г. Столетовых среди студентов 1- 2 курсов. В ходе исследования мы пытались выяснить, какова учебная база в области правовых знаний обучающихся. Эксперимент показал, что в общем зачёте студенты обладают средними, порой неплохими знаниями по праву. На вопрос: какой термин отражает наиболее полно дефиницию «право» 51 % респондентов ответили правильно, что это норма поведения.

На вопрос: «с какого возраста у гражданина присутствует избирательное право»? правильно ответили 87 % — с 18 лет. На вопрос: «с какого возраста наступает уголовная ответственность гражданина Российской Федерации»? правильно ответили 112 человек с 14 лет. По вопросу, с какого возраста можно вступать в брак (18 лет) правильно ответили 152 человека. «Какую ответственность несут лица, распивающие спиртные напитки до 18 лет» точно ответили 127 человек.

Второй блок вопросов касался эмоционального отношения к праву как феномену. Отношение может быть позитивным, индифферентным, нигилистическим. Большинство студентов считает, что законы необходимо соблюдать только в том случае, если это делают сами представители органов власти — 92 человека. 49 человек считают, что необходимо всегда соблюдать букву закона, даже если он устарел и уже не соответствует современной действительности. Эти данные говорят о том, что часть студентов университета достаточно законопослушны.

На вопрос: «что в жизни является для вас наибольшей ценностью»? 83 человека ответили: «семья», 37 ответили: «деньги», 15 — «личная свобода», 12 человек — «личный интерес и совесть», 9 человек — «интересы общества».

На вопрос: «были ли в вашей жизни мелкие правонарушения»? ответили «иногда» 27 человек.

«Как вы поступите, если ответственность за преступление несёт невиновный»? 97 человек сознались бы, что знают, кто виновен, 43 человека написали, что не знают, как поступить.

На последний вопрос: «чем поможет вам знание законов»? 136 человек ответили: поможет избежать рискованных поступков, 48 человек ответили, что это знание позволит защитить личные гражданские права и 16 человек ответили, что с помощью законов можно решать спорные вопросы в межличностных конфликтах.

Констатирующий эксперимент показал, что студенты Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых как определённый страт молодёжи обладает среднестатистическими правовыми знаниями, но их правовое поведение не всегда носит правомерный характер.

Таким образом, правая культура тесно связана с нравственной, духовной и поведенческой культурами, с правовым воспитанием, образованием, правосознанием, адаптированностью человека к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны.

Правовая культура — это система овеществлённых и идеальных культурных элементов, охватывающая все правовые ценности, имеющиеся в стране.

Уясняя основополагающую роль правой культуры в регулировании социального поведения несложно уяснить её роль в противодействии социальным недугам.

Профилактика преступности предполагает в первую очередь повышение уровня правовой культуры, привитие уважения к социальным нормам и ценностям.

Сегодняшняя действительность предполагает активную гражданскую позицию личности, являющуюся необходимым условием становления полноценного гражданского общества и правового государства. Поэтому всё большее значение приобретает уровень развития политической правовой культуры.

Высокая правовая культура детерминирует нетерпимость к любым нарушениям законности и правопорядка вообще, в том числе, и к нарушению субъективных прав граждан.

Правовая культура несёт на себе не только функцию аккумулирования, но и наследования правовых ценностей.

Литература:

  1. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. Изд. «Юрист». Москва, 2005 г. 767с.
  2. Источник в интернет- сети: https://solncesvet.ru/статья-правовая-культура/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов