Библиографическое описание:

Соломин В. П., Абрамова С. В., Станкевич П. В. Структурно-содержательная характеристика системы подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 6-8.



Статья посвящена актуальной проблеме подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности». На основе многолетних исследований и межвузовского взаимодействия предложена структурно-содержательная модель подготовки бакалавра по профилю «Образование области жизнедеятельности», состоящей из следующих типов модулей: основной, поддерживающий, организационный и коммуникативный, специализированный и переносимый.

Ключевые слова: направление «Педагогическое образование», профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности, модульное построение учебного содержания, общекультурные компетенции (ОК), общепрофессиональные компетенции (ОПК), профессиональные компетенции (ПК).

Переход педагогического образования на уровневую систему ознаменовался изменением парадигмы подготовки специалистов в области предметного образования с установкой на индивидуализацию. Это требует разработки новых подходов к организации образовательного процесса и структуре теоретического содержания основных профессионально-образовательных программ (ОПОП) подготовки будущих педагогов.

В данном контексте вполне закономерным является становление новой стратегии педагогического образования, которое обеспечивается сопряженностью стандартов (ФГОС ВО 3+) по направлению «Педагогическое образование» в рамках различных профилей и специализированных магистерских программ в системе «бакалавр – магистр», отвечающей общим требованиям к теоретическим знаниям и практическим умениям по общенаучной и профессиональной подготовке будущих педагогов. Наряду с этим, принципиальную важность приобретает выработка теоретико-методологических подходов к подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование», что, в частности, требует построения соответствующей модели образовательной системы и обоснования принципов конструирования основной профессионально-образовательной программы.

Это предполагает, в первую очередь, рассмотрение вопросов подготовки бакалавров образования в русле индивидуально-ориентированного подхода к организации образовательного процесса, позволяющего осуществлять индивидуализацию обучения студентов с последующим обучением в магистратуре. При этом необходимо отметить, что теоретической основой построения структуры и содержания подготовки педагога выступает модель распределения учебной нагрузки по модулям, которые связаны между собой и расположены в определенном порядке. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуальная по содержанию, формам, средствам, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучаемого.

Между тем, одним из важнейших сегментов предметного поля уровневого педагогического образования является образование в области безопасности жизнедеятельности. Здесь многими вузами страны, и прежде всего Российским государственным педагогическим университетом имени А.И. Герцена и его сетевым партнером Сахалинским государственным университетом, накоплен существенный научно-практический опыт, требующий осмысления и обобщения.

Опираясь на результаты исследований Я.И. Кузьминова, Д.В. Пузанкова, И.Б. Федорова и др. [2], на факультете безопасности жизнедеятельности разработана структурно-содержательная модель подготовки бакалавра по профилю «Образование в области жизнедеятельности», состоящей из следующих типов модулей:

- основные учебные программы, составляющие область предметно-профессиональных знаний (Б1 – базовая часть (3 зачетные единицы), Б1 – вариативная часть (82 зачетные единицы)) – основной модуль (85 зачетных единиц);

- поддерживающие учебные программы, определяющие сферу образования (Б1 – базовая часть) – поддерживающий модуль (34 зачетные единицы);

- организационные и коммуникативные учебные программы, составляющие социально-этическую сферу образования (Б1 – базовая часть (24 зачетные единицы), Б1 – вариативная часть (10 зачетных единиц)) – организационный и коммуникативный модуль (34 зачетные единицы);

- специализированные учебные программы, расширяющие и углубляющие область предметно-профильных знаний (Б1 – вариативная часть (курсы по выбору)) – специализированный модуль (42 зачетные единицы);

- переносимые учебные программы, обеспечивающие практическую часть подготовки бакалавра (Б2 – практики (36 зачетных единиц), Б3 – защита выпускной квалификационной работы (9 зачетных единиц) – переносимый модуль (45 зачетных единиц).

В основе предложенной структурно-содержательной модели заложен принцип модульности, который заключается в индивидуализации обучения студентов, обеспечении вариативности содержания и способов усвоения учебного содержания в зависимости от уровня базовой подготовленности обучающихся, а также в соответствии с их интересами, индивидуальными способностями и возможностями [1].

При этом основные и специализированные модули рассматриваются как учебно-информационные блоки, направленные на приобретение, расширение и углубление предметно-профильных знаний и умений, на основе которых формировались профессиональные компетенции (ПК) в рамках предметной области «Безопасность жизнедеятельности». Соответственно поддерживающий модуль, включающий психолого-педагогическую составляющую теоретической подготовки бакалавра, способствует формированию общепрофессиональных компетенций (ОПК), а также профессиональных компетенций. При этом организационный и коммуникационный модуль определяет общенаучную подготовку бакалавров, за счет которой формируются общекультурные компетенции (ОК), направленные на культурно-просветительскую деятельность в социально-этической сфере образования будущего педагога. Особое место в системе подготовки бакалавров занимает переносимый модуль, который обеспечивает перенос полученных теоретических знаний в практическую плоскость, где формируется компетентность будущего педагога как профессионала. Следует также отметить, что чем выше курс обучения бакалавра, тем больше учебных программ, углубляющих знание и устанавливающих связь между теорией и практикой.

Срок освоения основной профессионально-образовательной программы подготовки бакалавра по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» при очной форме обучения 4 года (240 зачетных единиц), в которые студентами осваиваются следующие учебные блоки в соответствии с ФГОС ВО 3+:

- Б1 – базовая часть (36 – 63 зачетных единиц) и (вариативная часть 135 – 153 зачетных единиц) – теоретическое обучение, включая все виды обязательной учебной и самостоятельной работы студентов (учебные занятия, научно-исследовательская работа студентов, практикумы, экзаменационные сессии);

- Б2 – базовая часть (33 – 45 зачетных единиц) – практики: летняя, учебная и производственная (педагогическая);

- Б3 – базовая часть (6 – 9 зачетных единиц) – государственная итоговая аттестация, включая профессиональный экзамен по образовательной программе и защиту выпускной квалификационной работы [3].

Следовательно, студентам выделяется учебное время для освоения инвариантной и вариативной частей содержания основной профессионально-образовательной программы, что составляет – 240 зачетных единиц за 4 года обучения и, как правило, 30 зачетных единиц в семестр (таблица).

Таблица 1

Модель распределения учебного времени по основной профессионально-образовательной программе подготовки прикладного бакалавра по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности»

Наименование (модуль)

Уровень образования

бакалавриат

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

зачетные ед.

зачетные ед.

зачетные ед.

зачетные ед.

Основной

24

23

22

16

Поддерживающий

3

17

14

Организационный

и коммуникативный

30

4

Специализированный

10

12

20

Переносимый

3

6

12

24

Итого:

60

60

60

60

Приведенная выше модель распределения учебного времени по модулям и годам обучения представляет собой блочно-модульное построение содержания основной профессионально-образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности».

Таким образом, в соответствии с модульной структурой учебного содержания возможна организация асинхронного образовательного процесса путем сочетания дисциплин инвариантной (базовой) и вариативной частей, то есть модульных единиц в определенном порядке изучения, что предполагает определенную свободу студентов в построении своего индивидуального образовательного маршрута.

Литература:

  1. Бояров, Е.Н. Подготовка бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в безопасной информационной образовательной среде: теория и практика: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – 207 с.
  2. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: Монография / колл. авт. Под ред. Я.И. Кузьминова и др. – М.: Логос, 2004.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование https://www.herzen.spb.ru/uploads/potehinas/files/44.03.01 (электронный ресурс. Дата обращения 01.10.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов