Библиографическое описание:

Шатровой О. В. К проблеме соотношения воспитательной среды и ценностей // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 213-214.



)

Главная психологическая цель воспитания – целенаправленная и преднамеренная выработка у воспитуемого новых форм его поведения, деятельности, т.е. планомерная организация его развития. В процессе воспитания основное воздействие оказывается на систему смыслообразующих мотивов и ценностных ориентаций человека [2,3,4].

По мнению А.Г. Асмолова, психологическим объектом воспитания являются возникающие в течение жизни личности в обществе личностные смыслы, ценностные ориентации и смысловые установки, регулирующие действия и поступки в разных проблемно-конфликтных ситуациях нравственного выбора. Основное содержание ценностных ориентаций личности составляют ценности, порождаемые и удерживаемые в общественном сознании. [3]

В воспитании в качестве средства воздействия необходимо использовать те ценности, которые наиболее эффективно влияют на содержание и характер реализуемых человеком отношений.

Для того, чтобы это осуществить необходимо создать определенную воспитательную среду – систему отношений и деятельности, моделирующих реальность конструктивного общения. Инициатива в формировании такой среды должна исходить от воспитателя, но по организации она опирается на активность воспитуемых.

В дипломном исследовании А.Н. Трифоновой были обследованы ученики 8-11 классов. Были использованы методики изучения ценностных ориентаций М.Рокича, исследования духовно-нравственного самосознания личности, нравственных ориентаций. Всего обследовано 40 человек. Кроме этого было проведено сравнение ценностных ориентаций учеников 8-11 классов 2012 и 2016 годов. Изучение ценностных ориентаций школьников было предметом дипломного исследования Б.Ф. Хасуевой в 2012 году. При анализе результатов, полученных при помощи методики нравственных ориентаций и методики исследования духовно-нравственного самосознания личности, было выявлено, что ученики 11 классов отличаются прагматичностью, материальностью мотивов деятельности. У них проявляется более свободное отношение к необходимости соблюдать нравственные нормы, снижена готовность брать ответственность в отношениях. Снизилась искренность в появлении чувств. Возросла ценность уверенности в себе и аккуратности. Можно предположить, что это связано с более близким временем перехода во взрослые отношения и являться косвенным свидетельством тех реалий общества, к которым готовятся старшеклассники.

В результате сравнения двух временных срезов в промежутке пяти лет между 2011 и 2016 годами у подростков 8 класса 2016 года по сравнению с подростками 2011 года произошло снижение таких ценностей, как «Воспитанность» и «Здоровье». Полученные результаты, если их не сравнивать, не являются новыми. Подростки 8 классов в этом периоде отличаются противоречивыми отношениями. С одной стороны, они ориентированы и крайне нуждаются в значимом взрослом и чувствительны к его влиянию (7). С другой, в подростках этого возраста активизируется негативизм, который, в частности, выражается в оппозиционной тактике в отношении воспитания и здоровья. В то же время, негативная динамика этих ценностей в пятилетнем отрезке времени показывает неэффективность действующей концепции образовательных услуг и размытость, неопределенность феномена значимого взрослого в системе педагогических отношений. Последнее обстоятельство подводит к желательности пересмотра в педагогической парадигме соотношений образования и воспитания.

Формирование ценностных ориентаций подростков сложный, протяженный во времени процесс, зависящий от множества факторов. В то же время, возраст именно подростков 8 классов чувствителен и неустойчив в отношении воспитания и здоровья. Снижение значимости для подростков воспитанности и здоровья может свидетельствовать о возникшей дефицитарности воспитательной среды. Как известно, возрастание дефицитарности может смениться деструктивной формой воспитательной среды. В рамках магистерской диссертации М.А. Редковской было проведено исследование, посвященное организации воспитательной среды для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Всего было обследовано 53 подростка в возрасте 12-18 лет. У подростков, оказавшихся вне конструктивной воспитательной среды такие ценности как воспитанность, здоровье, образованность, работа оказались наиболее низкими. На основе авторской программы на базе подросткового центра была специально организована воспитательная среда. Реализация программы заняла 2 года. После повторного изучения отношений исследуемых подростков к здоровью, образованию, воспитанности, работе были зафиксированы положительные сдвиги.

Воспитательная среда формируется в социальной. Управление социальной средой позволяет контролировать воспитательный процесс, обеспечивая ему внешние условия.

Литература:

  1. Абишева А. К. О понятии ценность // Вопросы философии. 2002.№3. С. 139-146.
  2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Сфера, 2007.
  4. Братусь Б. С. Психология личности. Хрестоматия / Под ред. Д. Я. Рай- городского. Самара: Бахрах, 2002. Т. 2. С. 385-456.
  5. Введение в педагогику здоровья: Научно-методическое пособие / Л.Г. Татарникова, Н.Г. Коновалова, С.И. Сметанкина; Под ред. Л.Г. Татарниковой. – СПб.: СПбАППО, 2006. – 252 с. – (Научные школы Академии).
  6. Виленский В.Я. Ценностные ориентации студентов педагогических специальностей. – М., 2005.
  7. Выготский Л.С. Избранные сочинения. – М., 1988.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов