Библиографическое описание:

Шаханова Н. А., Прокудина Ю. Б. Применение активных и интерактивных методов обучения на занятиях английским языком как способ повышения мотивации и эффективности учебного процесса студентов неязыкового вуза // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 214-217.



В статье рассматриваются вопросы применения активных и интерактивных методов обучения на примере проведения научно-практических студенческих конференций, занятий в виде встреч дискуссионного клуба и использование ролевой игры на занятиях по английскому языку со студентами факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им.А.И. Герцена.

Ключевые слова: активные методы, интерактивные методы, познавательная активность, научно-практическая студенческая конференция, дискуссионный клуб, ролевая игра, интенсификация учебного процесса, мотивация, иностранный язык.

В настоящее время происходит реформирование современной системы высшего профессионального образования, предъявляются более высокие требования к качеству подготовки выпускников вузов. В связи с этим остро встаёт вопрос о необходимости оптимизации преподавания иностранного языка на неязыковых факультетах, а также поиска новых путей и средств формирования интереса к обучению, применения эффективных способов активизации познавательной деятельности, интенсификации и индивидуализации учебного процесса, улучшения качества иноязычного образования в высшей школе в целом.

Повышение мотивации к изучению иностранного языка студентами неязыкового вуза является важным вопросом для педагогического сообщества. Проблема заключается в поиске моделей, методов и приёмов обучения, которые оказывают положительное влияние на отношение к изучению иностранного языка, делает его личностно-значимым, ответственным и действенным. Значительную роль при этом играет преподаватель иностранного языка, который, используя современные средства, формы и технологии обучения, формирует новые эффективные подходы к развитию мотивации студентов, повышает эффективность процесса обучения.

Широкие возможности для стимулирования познавательной активности предоставляют активные и интерактивные методы обучения.

Наиболее эффективно мотивировать студента к саморазвитию позволяют активные методы обучения, в основе которых лежат принципы совместной творческой деятельности студентов и преподавателя, эффективного обмена опытом, коррекции обучения, установления деловых связей. Наиболее распространенными являются такие методы как проблемное обучение, применение элементов исследования и творчества, проектная деятельность, «мозговой штурм», организация дискуссионных групп, различные виды ролевых и деловых игр.

При этом предполагается использование такой системы методов, которая направлена, главным образом, на самостоятельное овладение студентами новым учебным материалом в процессе активной познавательной деятельности. Таким образом, активные методы обучения представляют собой обучение посредством деятельности. При таком обучении активность студентов поддерживается определенной системой мотивации, которая включает в себя использование преподавателем таких мотивов как:

а) интерес к будущей профессии;

б) творческий характер учебно-познавательной деятельности;

в) состязательность, использование на занятиях элементов игры.

Применение активных методов оказывает значительное влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности, вооружают их основными знаниями, формируют умения и навыки, необходимые квалифицированному специалисту. Следует учесть, что активизация учебно-воспитательного процесса предполагает усвоение профессионально значимых знаний путем самостоятельного или осуществляемого под руководством преподавателя поиска средств и способов решения важных теоретических и практических задач. Кроме того, все активные методы направлены не только на овладение конкретными знаниями, но и на совершенствование определенных навыков специалистов: усиление способности к анализу, принятию ответственных решений в осложненных условиях, способность к быстрой реакции.

Что касается интерактивных методов обучения, то они наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как предполагают со-обучение (обучение в сотрудничестве), при этом субъектами учебного процесса одновременно выступают как обучаемый, так и обучающий. В данном случае преподаватель только организует процесс обучения, создавая условия для инициативы студентов. Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от традиционной логику образовательного процесса, а именно: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.

Таким образом, совершенствование процесса обучения посредством внедрения активных и интерактивных образовательных технологий ведет к повышению собственной активности обучаемых и их мотивации к учебно-познавательной деятельности. Включенные в этот процесс информационные технологии позволяют студентам перейти от пассивного усвоения знаний к их активному применению.

В частности, на факультете безопасности жизнедеятельности в рамках программы изучения английского языка и занятий по дисциплине «Деловой английский язык», особое место заняли Студенческие научно-практические конференции. Конференциипроводятся на регулярной основе и являются формой привлечения студентов к самостоятельному выполнению проектов на английском языке с целью приобретения навыков публичного выступления, развития интеллектуальных и творческих способностей, формирования интереса к научно-исследовательской работе. Доклады, представляемые студентами на конференцию, объединяются общей темой, которая меняется от года в год, но при этом является значимой для подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности. К примеру, это может быть тема «Защита и сохранение культурного наследия» или «Ключевые проблемы современного мира и безопасность человека в условиях чрезвычайных ситуаций».

Поиск материалов и подготовка к выступлению ведется студентами самостоятельно, преподаватель выступает в роли куратора и наставника. Перед ним стоит задача вовлечь студентов в поисково-исследовательскую деятельность; поддержать и направить студентов, проявляющих интерес к участию в конференции. Как наставник, преподаватель демонстрирует лучшие работы предыдущих конференций и это значительно мотивирует новых участников к деятельности. Он также пропагандирует достижения студентов; рекомендует лучшие работы к участию в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях познавательного и проектного характера.

Студент во время подготовки к выступлению организует свою самостоятельную работу; находит и анализирует информацию в печатных и электронных источниках, в том числе на иностранном языке; представляет эту информацию в виде устного сообщения на иностранном языке; осваивает необходимые информационные технологии для представления материала своего выступления в виде электронной презентации.

Работы, представленные на конференцию, оцениваются по следующим критериям: актуальность темы исследования, новизна, степень разработанности темы, логика изложения материала, эрудированность автора в рассматриваемой области, уровень владения английским языком, практическая значимость работы.

В ходе подготовки и участия в конференции студенты приобретают неоценимый опыт исследовательской работы и публичных выступлений на английском языке. Слушатели конференции имеют возможность расширить свои представления в области профессиональной подготовки, а также развить умения восприятия и понимания научной речи на слух. Студенческая конференция создает благоприятные условия для обмена мнениями и идеями, стимулирует учебную мотивацию, как выступающих студентов, так и слушателей, что значительно повышает эффективность учебного процесса.

Еще одним примером использования активных методов обучения на занятиях иностранным языком со студентами факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена являются занятия, проводимые в форме встреч дискуссионного клуба. Такие занятия проводятся в рамках дисциплины по выбору «Деловой иностранный язык» на втором и третьем году обучения. К этому этапу студенты располагают знаниями по специальности, полученными в процессе изучения следующих модулей: «Социальная безопасность человека», «Защита человека в чрезвычайных ситуациях», «Безопасность жизни в техносфере», «Основы психологической безопасности в ЧС», что позволяет использовать знания по специальности при организации занятий в форме дискуссионного клуба и определяет их тематику. Например, дискуссия на тему «Глобальные проблемы человечества» объединяет обсуждение нескольких вопросов, таких как «Природные бедствия и их разрушительные последствия», «Терроризм и способы борьбы с ним», «Эгоизм и индивидуализм в обществе». При этом дискуссия заключается в коллективном обсуждении этих вопросов, проблем, связанных с ними и сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Принимая во внимание, что данная тема обсуждения очень обширна, студенты имеют возможность применить свои иноязычные речевые умения и поделиться информацией, полученной при подготовке к дискуссии, упорядочить уже имеющуюся информацию. В то же время, вопросы, связанные с теоретической интерпретацией и методологическим обоснованием проблем могут обсуждаться на родном языке. Некоторые вопросы реализации данной интерактивной формы проведения занятий были описаны нами ранее [2, с. 58].

При подготовке к встрече дискуссионного клуба и в ходе самого занятия учащиеся получают возможность проявлять интеллектуальную активность более высокого порядка, чем в ходе традиционных занятий; пользоваться языковыми средствами для обмена актуальной для них информацией; решать подлинно познавательные задачи, связанные с направлением их профессиональной подготовки и будущей профессией. Занятия, проводимые в таком виде, наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, ведь субъектами учебного процесса одновременно выступают и обучаемый студент – слушатель, так и обучающий студент – выступающий. Преподаватель выступает только в роли организатора дискуссии, создавая условия для инициативы учащихся. Таким образом, дискуссионный клуб как один из интерактивных методов обучения способствует повышению мотивации студентов и повышает эффективность образовательного процесса.

Использование иностранного языка как способа постижения мира специальных знаний (в нашем случае по естественнонаучным профилям освоения программ для бакалавриата), как способа приобщения к культуре безопасности различных народов, к диалогу различных культур – все эти идеи имеют важное значение и реализуются в частности на занятиях английским языком на факультете безопасности жизнедеятельности университета им А.И. Герцена. Эффективность формирования бикультурных знаний и совершенствования на их основе билингвальной коммуникативной компетенции обеспечивается взаимосвязанной системой традиционных и современных форм организации аудиторной и внеаудиторной работы в вузе. Среди них мы можем выделить такую интерактивную форму как ролевая игра на иностранном языке «Тропа выживания», проводимую на основе знаний, полученных студентами в ходе освоения модуля «Английский язык для выживания». Основной целью проведения ролевой игры «Тропа выживания» является получение обучающимися позитивного опыта успешной коммуникации в ходе практики иноязычного общения в ситуациях, которые встречаются на пути человека во время путешествия в другую страну. Задачи, которые ставятся перед каждым играющим, состоят в том, чтобы применить лексические знания и речевые умения, полученные в ходе занятий по модулю «Английский для выживания». Для проведения данной игры каждый студент получает роль, которую он будет исполнять во время игры. Игра состоит из прохождения станций, каждая из которых представляет собой разыгрывание ситуации, например: «Регистрация на рейс и сдача багажа», «Прохождение осмотра и паспортного контроля», «Заказ обеда в кафе» и т.д. При этом моделируются ситуации, наиболее приближенные к реальным, и студент, играя, получает возможность прожить данную ситуацию в психологически безопасных условиях учебного класса. Во время игры драматизация (проигрывание какой-либо роли, например работника службы контроля в аэропорту или работника авиакомпании) является уникальным методический приемом, который способствует не только формированию языковых и речевых навыков, но и глубокому пониманию других предметных областей. При организации данной игры, преподаватель придерживается правил:

1) участники ролевой игры должны вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни, их поведение должно соответствовать исполняемой роли;

2) участники игры должны концентрировать свое внимание на использовании единиц иностранного языка в целях коммуникации, а не их закрепления;

3) играющий должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;

4) исправление ошибок во время ролевой игры должно быть недопустимым. [4, c. 34]

Ролевая игра «Тропа выживания» представляет собой практическое занятие, моделирующее использование знаний различных аспектов профессиональной деятельности обучаемых (в нашем случае, это знания, полученные в ходе изучения следующих учебных модулей профессионального цикла подготовки: Защита человека в ЧС, Безопасность жизни в техносфере, Основы психологической безопасности в ЧС) и обеспечивающее условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствование их иноязычной речи, а также более полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения. Можно с уверенностью заявить о том, что игра является действенным инструментом преподавания, поскольку делает процесс обучения привлекательным и интересным, заставляя учащихся волноваться и переживать. Это является мощным стимулом к овладению языком. Игра является таким видом деятельности, во время которого человек как психологически развивается, так и отдыхает. В полной мере мы согласимся с мнением А.М. Князева о ценности игры, поскольку «в игре, как и в реальности, действию учатся путем его выполнения» [5, c. 25].

Таким образом, использование ролевой игры дает возможность привить студентам интерес к изучаемому языку; создает положительное отношение к его изучению и использованию; стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность обучаемых; повышает мотивацию к изучению иностранного языка и позволяет студентам неязыковых вузов на практике осуществлять речевое взаимодействие на иностранном языке в своей профессиональной деятельности и формирует оптимальный опыт активного сотрудничества с преподавателем и группой.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что внедрение в учебный процесс активных и интерактивных методов и использование таких форм работы, как студенческие конференции, дискуссионные клубы и ролевые игры, будет способствовать индивидуализации образования и совершенствованию языковой подготовки студентов. Применение при этом информационных технологий в учебном процессе активизирует познавательную деятельность студентов, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, обеспечивает индивидуальный подход в соответствии с уровнем знаний обучаемых и темпом изучения материала, что способствует интенсификации учебного процесса в целом.

Литература:

1. О некоторых возможностях интенсификации самостоятельной работы студента при обучении иностранному языку. Новые развивающие технологии педагогической практики: коллективная монография/ отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 448 с.

2. Прокудина Ю.Б., Суркова Е.А., Шаханова Н.А. Дискуссионный клуб как способ реализации предметно-языковой интеграции в неязыковом вузе//Молодой ученый, 2015, №6-4, стр. 57-60.

3. Е.А. Cуркова, Н.А. Шаханова. Эффективные способы реализации предметно-языкового интегрирования в неязыковом вузе. Актуальные проблемы образования в XXI веке. — Мурманск, МГГУ, 2015.

4. Князев А.М. Игровые формы и методы в работе преподавателя: учебное пособие/ А.М. Князев, В.В. Лопатинская. – М.: ИПКРТ, 2003. – 92 с.

5. Князев А.М. Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения/ А.М. Князев, О.И. Одинцова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 233 с.

6. Стрекалова И.В. Применение активных методов обучения в целях формирования интереса к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей: Методическое пособие. – Брянск: РИО БГУ, 2011. – 88 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов