Библиографическое описание:

Ульянов А. С. Школьная олимпиада как форма внеклассных работ по ОБЖ // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 202-204.



В статье рассматривается олимпиада как возможность развития и поддержки одаренных подростков. Уточняются понятия «одаренность», «олимпиада». Сформулированы основные критерии, по которым необходимо отбирать задания для школьных олимпиад.

Ключевые слова: олимпиада, одаренность, история олимпиад, одаренные подростки.

В последние годы одним из важнейших направлений модернизаций Российского образования стало развитие и совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

При этом особое место отведено предметным олимпиадам школьников, благодаря которым становится, возможным развитие одаренных подростков еще в школьный период, активизировать их творческий потенциал, развить интерес к научно-исследовательской деятельности.

В настоящее время посвящено достаточно большое количество работ Ф.Ю Сафоновой, О.Ю. Овчинникова и д.р., особое внимание, на наш взгляд стоит уделить «Рабочей концепции одаренности» (авторы: Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, И.В. Калиш, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Панов, В.Д. Ушаков, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич),согласно которой, под одаренностью понимается «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности». Согласно концепции, одаренность выступает как основа для развития творчества, выявляют зависимость проявления одаренности, в зависимости от социального окружения и созданных условий в образовательном учреждении [1].

Один из способов развития одаренности являются предметные олимпиады, в частности олимпиада по ОБЖ.

Согласно словарю русского языка олимпиада трактуется как «соревнование» (Ожегов 1991г.). При этом под предметными олимпиадами понимаются соревнования учащихся по общеобразовательным предметам, способствующие выявлению талантливых учащихся. Исходя из Положения о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2007 года №286 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников» и методических рекомендаций по разработке заданий и требований к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2016/2017 учебном году по основам безопасности жизнедеятельности, основная цель школьной олимпиады, в частности по ОБЖ, заключается в выявлении и развитии у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности в области безопасности жизнедеятельности, создании необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганды научных знаний по проблемам безопасности и защиты личности, общества, государства» [2, 4].

Анализ литературы показал, что история олимпиад начинается с Древней Греции, включающая в себя как спортивные мероприятия, так и творческие конкурсы. Впоследствии, конкурсы по решению задач, интеллектуальные соревнования, например, математические турниры, также были названы олимпиадами. Хотя фактически их еще нельзя назвать олимпиадой, в современном понимании этого понятия.

Новый период в истории олимпиад начался в 1951 году, когда на биолого-почвенном факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова была проведена первая биологическая олимпиада школьников по новой форме ее организации: тур письменный и тур устный. Именно с этих пор олимпиады стали постоянной и одной из популярных форм внеклассной (внеурочной) работы по предметному обучению, представляющей собой логическое продолжение учебно-урочной деятельности школьников.

В настоящее время олимпиады считаются таким видом «соревнований», которые позволяют проверить не только знания и умения по предмету, но и опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение личности к окружающей действительности. Важными элементами подобных соревнований выступают состязательность, эмоциональные переживания, волевое напряжение, являющееся внутренней индивидуально-личностной (психологической) основой потребности школьников в проверке своих возможностей.

Таким образом под предметной олимпиадой понимается вид соревнований, позволяющий проверить помимо знаний и умений, но и опыт творческой деятельности, а также как способ к побуждению интереса к научной деятельности.

Поскольку одной из целей предметных олимпиад является поддержка одаренных детей, при определении уровня одаренности личности можно использовать выделенные Н.С. Лейтесом категории таких детей [2]:

  1. школьники с ускоренным умственным развитием. Для них характерно то, что они отличаются высоким уровнем интеллекта и, как правило, на несколько лет опережают ровесников в своем умственном развитии. Причем, ускоренное развитие их интеллекта часто связано с высокой умственной активностью, познавательной потребностью. Ответы таких учеников всегда неординарны, глубоки по содержанию, в них есть собственная оценка;
  2. школьники обнаруживающие особую предрасположенность к какому-либо предмету или группе предметов при обычном общем уровне интеллекта. Эти ученики превосходят своих сверстников легкостью усвоения материала по интересующим их предметам. При этом уроки по данным дисциплинам часто бывают для них в тягость. Как правило, сфера познавательных интересов таких учеников находится вне пределов школьной программы, а их знания отличаются значительной глубиной;
  3. школьники, отличающиеся особыми качествами отдельных психических процессов (особая наблюдательность, богатство воображения, необычайная память и др.). Эти школьники, имея самобытное мышление и обладая потенциальными признаками одаренности, все же, как правило, не опережают своих одноклассников в общем развитии интеллекта и не проявляют особого интереса к предмету;

4. аксиологический компонент: та ценностная составляющая творчества, которая определяет значимость данного вида деятельности для личности ученика, а значит и объективную необходимость ее осуществления.

Как показал проведенный анализ, в целях обучения одаренных детей применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ [1]:

1. ускорение. Данный подход возможен для определенной категории людей, отличающихся ускоренным темпом развития, но его необходимо применять с особой осторожность, когда невозможно использовать другие формы организации учебной деятельности. Под ускорением понимают ранее поступление в школу, или перепрыгивание через классы, что подразумевает под собой ранее окончание школы, однако данный подход может ««свести на нет» все преимущества продвижения одаренных учащихся в соответствии с их повышенными познавательными возможностями». В данном случае положительным примером ускоренного обучения могут быть различные формы внеклассных мероприятий: зимние и летние лагеря, олимпиады, кружки, предполагающее расширение и дополнение школьной программы по предметному обучению.

2. углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес к той или иной конкретной области знания или области деятельности.

3. обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами и дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность.

4. проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании собственного объяснения, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

Таким образом, можно сделать вывод, для развития одаренности школьников, задания для олимпиад необходимо отбирать их по таким наиболее значимым, по нашему мнению, критериям, как:

- интегративность: содержание олимпиадного задания должно носить комплексный характер и способствовать межпредметному переносу и синтез знаний учащихся и способов их применения для ответа на поставленный вопрос;

- проблемность: содержание задания для олимпиады должно строится на основе видимого или подразумеваемого противоречия, осознание потребности, в разрешении которого и будет являться движущей силой творческого поиска личности, основой мотивации, а значит и целеобразование ее деятельности;

- оригинальность: содержание задания, предлагаемого школьнику на олимпиаде, должно быть нестандартным, то есть отличаться от заданий, предлагаемых в традиционном обучении;

- неоднозначность решения: содержание задания должно обеспечивать возможность выбора пути решения, оценки собственных и чужих мыслей и поступков.

Подводя итоги вышеизложенному и исходя из убеждения в том, что олимпиада – это форма работы с одаренными, творчески мыслящими учениками, считаем важным подчеркнуть, что организация и проведение предметной олимпиады должны базироваться на подборе такой системы заданий, которая была бы адекватна индивидуально-личностным особенностям его учащихся: их творческим способностям, склонностям, потребностям, познавательным возможностям и другим характеристикам личности.

Литература:

  1. Богоявленская Д.Б., Лейтес Н. С. и др. рабочая концепция одаренности – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. – 23 с.
  2. Лейтес, Н.С. Ранние проявления одаренности / Н.С. Лейтес. // Вопросы психологии. 1988. №4. – С. 98.
  3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких [и др.]. – М.: Большая российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2007 года №286 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников» // Российская газета – 2010. – 29.01

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов